Критерии | Авторитарный | Демократический | Либеральный (нейтральный) |
1. Постановка целей | Цели ставит руко- нодитель | Цели - результат группового решения при поддержке руководителя | Полная свобода для принятия индивидуальных и групповых решений, минимальное участие руководителя |
2. Распределение заданий | Все задания даст руководитель, причем сотрудник не знает, какое задание он получит в следующий раз | Устанавливается определенный порядок распределения работ в зависимости от пожеланий сотрудников руководитель может дать сонет и предложить другое задание | Руководитель предоставляет необходимые материалы и по просьбе сотрудника дает информацию |
3. Оценка работы | Руководитель лично награждает работником, но сам в трудовом процессе не участвует | Руководитель стрсмится использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в работе группы | Руководитель дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка 1руппо-вой работы отсутствует |
4. Трудовая атмосфера | Высокая напряженность, враждебность | Свободная, дружеская атмосфера | Атмосфера произвола отдельных сотрудников |
5. Групповая сплоченность | Покорное, беспрекословное повиновение | Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть | Низкая групповая сплоченность |
6. Интерес к выполнению заданий | Низкий | Высокий | Минимальный |
7. Интенсивность (качество работы) | Высокая интенсивность | Высокая оригинальность результатов | |
8. Готовность к работе | При отсутствии руководителя перерыв в работе | При отсутствии руководителя продолжение работы | 1 1срерыв в работе по желанию |
9. Мотивация труда | Минимальная | Высокая мотивация каждого работника и группы в целом | Минимальная |
57
Эффективность работы организации во многом зависит от имиджа менеджера. Деятельность менеджера предъявляет ряд профессиональных требований к нему. Он должен иметь следующие способности:
1. Концептуальность, т. е. представлять деятельность предприятия
в целом и адаптировать его к меняющимся условиям делового мира; он
должен обладать навыками стратегического планирования.
2. Оперативность, т. е. обладать квалификацией на уровне принимаемого решения.
3. Аналитичность, т. е. уметь эффективно применять научные методы анализа, в первую очередь, приемы качественного анализа; он
должен уметь прогнозировать проблему и определять альтернативные
решения.
4. Способность к административным решениям, т. е. обладать навыками организационных решений и процедурных вопросов,
5. Коммуникативность, т. е. уметь строить отношения в общении с
коллегами как внутри фирмы, так и за её пределами.
6. Коммуникабельность, т. е. уметь передавать свои идеи, как в
устной, так и в письменной форме.
7. Обладать определенным уровнем технических знаний, включая
специфические знания, необходимые для постановки решения управленческих задач.
По результатам анализа зарубежной литературы менеджер должен также обладать следующими качествами:
- формирование эффективной команды;
- способность выслушать;
- самостоятельность в принятии решений;
- энергичность;
- способность к внедрению нововведений;
- наблюдательность;
- высокие проявления этики в отношениях;
- сильная воля;
- интернациональная направленность;
- умение разбираться в новых технологиях;
- умение производить хорошее впечатление на окружающих;
- честолюбие;
- представительный внешний вид;
-демократизм;
- образование.
Важное место в создании нормального социально-психологического климата в организации имеет психологическая устойчивость руководителя. Необходимо знать, что психика человека -это не просто сумма познавательных, эмоциональных и волевых про
цессов и функций, она представляет собой единство всех сторон личности. Ознакомьтесь с такими понятиями, изучаемыми психологией менеджмента: человек, личность, индивидуальность. Ознакомьтесь с такими характеристиками технических процессов, как ощущение, восприятие, мышление, речь, внимание, память. Определите степень их влияния на результаты деятельности личности.
Рассмотрите факторы, влияющие на формирование внутренних качеств личности и её общественно-психологические свойства, такие как: направленность, социальные чувства, стереотипы поведения, ценностные ориентации и социальные ожидания. Необходимо знать характеристику индивидуально-психологических качеств личности: темперамента, проявляющегося в степени эмоциональной возбудимости и скорости протекания психических процессов; характера - совокупности устойчивых индивидуальных особенностей личности; воли -- способности управлять своими действиями в соответствии с целями и мотивами деятельности; способностями - индивидуальными особенностями; чувствами, эмоциями.
Здесь также следует изучить факторы, влияющие на формирование нормального социально-психологического климата в коллективе:
1. Совместимость его членов - психологическая и психофизиологическая;
2. Стиль поведения руководителя;
3. Успешность производственного процесса;
4. Применяемая шкала поощрений и наказаний;
5. Условия труда;
6. Обстановка вне работы;
7. Соблюдение служебного этикета.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятию власти и лидерства.
2. Виды власти, сущность.
3. Раскройте сущность основных стилей руководства: авторитарного,
демократического, либерального.
4. Назовите основные качества и свойства, формирующие имидж менеджера.
5. Дайте определение таким психическим процессам как: память,
мышление, ощущения, внимание, восприятие, речь.
6. Понятие темперамента. Основные типы темперамента: сангвиник,
холерик, флегматик, меланхолик.
7. Понятие социально-психологического климата в коллективе. Назовите основные факторы, влияющие на формирование нормального
социально-психологического климата в коллективе.
59
Практическое занятие 8. Определение стиля управления по «Решетке менеджмента» в заданной ситуации.
Задание 8. Определите стиль управления в заданной ситуации, используя «решетку менеджмента».