Характерные черты классических стилей руководства

 

 

Критерии Авторитарный Демократический Либеральный (нейтральный)
1. Постановка целей Цели ставит руко- нодитель Цели - результат груп­пового решения при поддержке руководите­ля Полная свобода для принятия ин­дивидуальных и групповых реше­ний, минимальное участие руководи­теля
2. Распределение заданий Все задания даст руководитель, причем сотрудник не знает, какое задание он полу­чит в следующий раз Устанавливается опре­деленный порядок рас­пределения работ в зависимости от поже­ланий сотрудников руководитель может дать сонет и предло­жить другое задание Руководитель предоставляет необходимые ма­териалы и по просьбе сотрудни­ка дает информа­цию
3. Оценка работы Руководитель лично награждает работником, но сам в трудовом процессе не уча­ствует Руководитель стрсмится использовать объек­тивные критерии кри­тики и похвалы, пыта­ется непосредственно участвовать в работе группы Руководитель дает отдельные спон­танные коммента­рии, регулирование и оценка 1руппо-вой работы отсут­ствует
4. Трудовая атмосфера Высокая напря­женность, враж­дебность Свободная, дружеская атмосфера Атмосфера произ­вола отдельных сотрудников
5. Групповая сплоченность Покорное, бес­прекословное повиновение Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть Низкая групповая сплоченность
6. Интерес к выполнению заданий Низкий Высокий Минимальный

7. Интенсивность (качество работы)

Высокая интен­сивность

Высокая оригиналь­ность результатов

 
 
8. Готовность к работе При отсутствии руководителя перерыв в работе При отсутствии руко­водителя продолжение работы 1 1срерыв в работе по желанию
9. Мотивация труда Минимальная Высокая мотивация каждого работника и группы в целом Минимальная

57


Эффективность работы организации во многом зависит от имиджа менеджера. Деятельность менеджера предъявляет ряд профессиональ­ных требований к нему. Он должен иметь следующие способности:

1. Концептуальность, т. е. представлять деятельность предприятия
в целом и адаптировать его к меняющимся условиям делового мира; он
должен обладать навыками стратегического планирования.

2. Оперативность, т. е. обладать квалификацией на уровне прини­маемого решения.

3. Аналитичность, т. е. уметь эффективно применять научные ме­тоды анализа, в первую очередь, приемы качественного анализа; он
должен уметь прогнозировать проблему и определять альтернативные
решения.

4. Способность к административным решениям, т. е. обладать на­выками организационных решений и процедурных вопросов,

5. Коммуникативность, т. е. уметь строить отношения в общении с
коллегами как внутри фирмы, так и за её пределами.

 

6. Коммуникабельность, т. е. уметь передавать свои идеи, как в
устной, так и в письменной форме.

7. Обладать определенным уровнем технических знаний, включая
специфические знания, необходимые для постановки решения управ­ленческих задач.

По результатам анализа зарубежной литературы менеджер должен также обладать следующими качествами:

- формирование эффективной команды;

- способность выслушать;

- самостоятельность в принятии решений;

- энергичность;

- способность к внедрению нововведений;

- наблюдательность;

- высокие проявления этики в отношениях;

- сильная воля;

- интернациональная направленность;

- умение разбираться в новых технологиях;

- умение производить хорошее впечатление на окружающих;

- честолюбие;

- представительный внешний вид;
-демократизм;

- образование.

Важное место в создании нормального социально-психологического климата в организации имеет психологическая ус­тойчивость руководителя. Необходимо знать, что психика человека -это не просто сумма познавательных, эмоциональных и волевых про
цессов и функций, она представляет собой единство всех сторон лично­сти. Ознакомьтесь с такими понятиями, изучаемыми психологией ме­неджмента: человек, личность, индивидуальность. Ознакомьтесь с та­кими характеристиками технических процессов, как ощущение, вос­приятие, мышление, речь, внимание, память. Определите степень их влияния на результаты деятельности личности.

Рассмотрите факторы, влияющие на формирование внутренних ка­честв личности и её общественно-психологические свойства, такие как: направленность, социальные чувства, стереотипы поведения, ценност­ные ориентации и социальные ожидания. Необходимо знать характери­стику индивидуально-психологических качеств личности: темперамен­та, проявляющегося в степени эмоциональной возбудимости и скорости протекания психических процессов; характера - совокупности устойчи­вых индивидуальных особенностей личности; воли -- способности управлять своими действиями в соответствии с целями и мотивами дея­тельности; способностями - индивидуальными особенностями; чувст­вами, эмоциями.

Здесь также следует изучить факторы, влияющие на формирование нормального социально-психологического климата в коллективе:

1. Совместимость его членов - психологическая и психофизиоло­гическая;

2. Стиль поведения руководителя;

3. Успешность производственного процесса;

4. Применяемая шкала поощрений и наказаний;

5. Условия труда;

6. Обстановка вне работы;

7. Соблюдение служебного этикета.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию власти и лидерства.

2. Виды власти, сущность.

3. Раскройте сущность основных стилей руководства: авторитарного,
демократического, либерального.

4. Назовите основные качества и свойства, формирующие имидж ме­неджера.

5. Дайте определение таким психическим процессам как: память,
мышление, ощущения, внимание, восприятие, речь.

6. Понятие темперамента. Основные типы темперамента: сангвиник,
холерик, флегматик, меланхолик.

7. Понятие социально-психологического климата в коллективе. Назо­вите основные факторы, влияющие на формирование нормального
социально-психологического климата в коллективе.

59

















Практическое занятие 8. Определение стиля управления по «Решетке менеджмента» в заданной ситуации.

Задание 8. Определите стиль управления в заданной ситуации, ис­пользуя «решетку менеджмента».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: