Для обеспечения плавности движения и лучшей видимости поверхности проезжей части в переломы проектной линии продольного профиля вписываются вертикальные кривые возможно больших радиусов.
На дорогах низших технических категорий вертикальные кривые вписываются при алгебраической разности уклонов 20 ‰ и более. Минимальные значения радиусов вертикальных выпуклых и вогнутых кривых (R) определены ТКП 45-3.03-19–2006 и приведены в табл. 1.2.
Параметры вертикальных кривых K, T, Б определяют по специальным таблицам или их вычисляют по следующим формулам:
(3.6) (3.7) (3.8) |
где K – длина вертикальной кривой, м;
R – радиус вертикальной кривой, м;
i 1, i 2– уклоны сопряженных запроектированных отрезков дороги, тыс.;
T – тангенс вертикальной кривой, м;
Б– биссектриса вертикальной кривой, м.
Определяя длину кривой, необходимо правильно учесть знаки уклонов отрезков. В целом, если уклоны одноименные, то их значения вычитают, если разноименные – суммируют.
Вертикальные кривые отображаются графически в виде выгнутых (выпуклые кривые) или вогнутых (вогнутые кривые) скоб в строке 5 продольного профиля «Уклоны трассы и вертикальные кривые» в принятом масштабе. При этом положение вершины вписанной кривой соответствует вершине перелома проектной линии.
После определения параметров вертикальных кривых и их вписания вводят поправки в рабочие отметки на отрезках этих кривых.
Значение поправки рассчитывают по формуле
, (3.9)
где у – значение поправки, м;
х – расстояние от начала или конца вертикальной кривой до пикета (плюсовой точки), в рабочую отметку которой вносится поправка, м;
R – радиус вписанной вертикальной кривой, м.
Поправка определяется с точностью до 0,01 м и вносится со знаком минус в рабочую отметку при выпуклой кривой и плюс – при вогнутой. Исходные рабочие отметки берутся с продольного профиля с учетом знака.
Значения поправок и исправленные рабочие отметки следует занести в табл. 3.3.
Таблица 3.3. Значения поправок к рабочим отметкам продольного профиля
Пикет, плюсовая точка | Отметка земли, м | Рабочая отметка, м | Поправка к рабочей отметке, м | Исправленная рабочая отметка, м |
После расчета параметров вертикальных кривых уточняют длины прямых отрезков трассы дороги. Длина прямого отрезка уменьшится на величину тангенсов двух сопряженных кривых.
Местоположение точек перехода из выемки в насыпь или наоборот (точки «нулевых» работ) вычисляют по исправленным рабочим отметкам ближайших пикетов или плюсовых точек (рис. 3.4).
Рис. 3.4. Схема к определению положения
точки «нулевых» работ
Расстояние от пикета до точки «нулевых» работ определяют по формуле
(3.10) |
где X – расстояние от пикета или плюсовой точки до точки «нулевых» работ, м;
h 1и h 2 – рабочие отметки соответственно на предыдущем и последующем пикетах, м;
l – расстояние между пикетами, м.