Проектирование дороги в продольном профиле может выполняться автоматизированно. При этом используется программное обеспечение и ПЭВМ. Для проектирования дороги в продольном профиле в системе CAD CREDO необходимо подготовить исходные данные в табл. 3.4 и 3.5. Последовательность выполнения работы приведена в методических указаниях [12].
Таблица 3.4. Исходные данные для проектирования дороги
В продольном профиле на ПЭВМ
Пикет, плюсовая точка | Отметка поверхности земли, м | Опорные точки |
Уклон, 0/00 | Руководящая (рекомендуемая) рабочая отметка | Проектная линия пройдет через | |
Код | Отметка, м | |||||
При заполнении табл. 3.4 на первом и последнем пикетах необходимо указывать отметку и уклон, для этого используют коды «2=,3=,4=».
При использовании кодов «3, 4, 5» уклон не задается, а вычисляется программой автоматически.
Таблица 3.5. Минимальные радиусы и максимальные уклоны
Вертикальных кривых для проектирования дороги в продольном профиле
|
|
На ПЭВМ
От пикета |
До пикета | Минимальные радиусы кривых, м | Максимальный уклон, 0/00 | Минимальная длина кривой, м | Диапазон варьирования отметкой, м | |
выпуклой | вогнутой | |||||
Задание 4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГИ В ПОПЕРЕЧНОМ
ПРОФИЛЕ
Цель задания: овладеть методикой проектирования дороги в поперечном профиле.
Содержание задания:
4.1. Проектирование земляного полотна и элементов дорожного водоотвода.
4.2. Построение профиля дорожной одежды.
Исходные данные: 1) материалы задания; 2) методические указания и нормативные материалы.
В результате выполнения задания студент представляет:
1. Вычерченные поперечные профили дороги в насыпи, выемке, точках «нулевых» работ.
2. Оформленное задание.
3. Расчетно-пояснительную записку.
Проектирование земляного полотна и элементов
Дорожного водоотвода
Поперечные профили земляного полотна и их элементы проектируют для трех произвольно выбранных пикетов в соответствии с технической категорией дороги, типом дорожного покрытия и местными природными условиями.
На продольном профиле дороги выбирают пикеты или плюсовые точки, в которых дорога проходит в выемке, насыпи и точках «нулевых» работ, и строят три поперечных сечения (профиля) автомобильной дороги. Длина каждого из них соответствует суммарной ширине элементов дороги: проезжей части, обочин (откосов), кюветов (резервов), нагорных канав, кавальеров и т. д. (прил. 3).
Параметры элементов зависят от категории проектируемой дороги, определяются ТКП 45-3.03-19–2006 (см. табл. 1.1) и указываются в табл. 4.1.
|
|
Таблица 4.1. Параметры элементов поперечного профиля
Пикет, плюсовая точка | Поперечный профиль | Значения элементов, м | Уклоны, 0/00 | Тип дорожной одежды | ||||
Проез-жая часть | Обо-чина | Кю-вет | Обрез | проез-жей части | обо-чин | |||
При построении поперечных профилей земляного полотна в насыпи высотой до 0,5 м, в выемке или точке «нулевых» работ обязательно устраиваются боковые кюветы треугольной или трапециевидной формы с заложениями откосов соответственно 1:3 и 1:1,5.
Первые (треугольной формы) проектируются, как правило, глубиной не менее 0,3 м при прохождении дороги по песчаным и супесчаным грунтам и незначительном поверхностном увлажнении.
Вторые (трапециевидной формы) имеют следующие параметры: глубина кювета 0,7–0,8 м, ширина по дну 0,3–0,4 м и устраиваются при избыточном увлажнении или размещении дороги на глинистых и суглинистых грунтах.
Откосы земляного полотна, кюветов и резервов проектируют, задаваясь их крутизной, т. е. используя рекомендуемые коэффициенты заложения.
Для дорог низших технических категорий рекомендуется назначать следующую крутизну откосов:
насыпи высотой до 1,0 м – 1:3;
насыпи высотой 1,0–6,0 м – 1:1,5;
выемки глубиной до 12 м – 1:1,5.
Поперечный уклон проезжей части назначают в зависимости от типа дорожной одежды. Он рекомендуется для асфальтобетонных покрытий 15–20 ‰; щебеночных, гравийных и других, обработанных органическими вяжущими, – 20–25; щебеночных и гравийных – 30–35; мостовых из булыжного или колотого камня и грунтовых – 35–40 ‰. Для обочин уклон назначается на 10–20 ‰ больше, чем для проезжей части.
Для построения профиля принимают горизонтальный и вертикальный масштабы 1:100. На миллиметровой бумаге вычерчивают сетку профиля (прил. 4).
В принятом горизонтальном и вертикальном масштабах показывают размеры и конструкцию всех элементов дороги. Высоту насыпи или глубину выемки откладывают от поверхности земли до бровки земляного полотна. Для этого проводят горизонтальную линию на уровне отметки земли, взятой с продольного профиля в пикете или плюсовой точке, и от нее откладывают вверх высоту насыпи, а вниз – глубину выемки (рабочая отметка в пикете или плюсовой точке). Новый уровень будет соответствовать отметке бровки земляного полотна дороги.
Симметрично оси дороги показывают половину ширины проезжей части, обочин и других элементов. Отметка кромки проезжей части находится по формуле
, (4.1)
где Н к – отметка кромки проезжей части, м;
Н б– отметка бровки земляного полотна дороги в пикете или плюсовой точке, м;
h – превышение кромки проезжей части над бровкой земляного полотна (находится как произведение ширины обочины и ее поперечного уклона), м.
Отметка оси проезжей части (Но)
, (4.2)
где Н к – то же, что и в формуле (4.1);
h – превышение оси дороги над кромкой проезжей части (устанавливается как произведение половины ширины проезжей части и ее поперечного уклона), м.
Все остальные элементы земляного полотна строятся по данным типового поперечного профиля (прил. 4–6).
Кроме этого поперечные профили автомобильной дороги могут иметь другие элементы (прил. 7–9).