Часть V. Анализ финансовых результатов

 

Проведем оценку динамики финансовых результатов в табл.15. Из табл.15 видно, что выручка от продаж увеличилась на 130 402 тыс.руб. за анализируемый период, кроме того, размер валовой прибыли увеличился на 113 968 тыс.руб. и составил 192 706 тыс.руб. за анализируемый период. Увеличение размера валовой прибыли произошло за счет снижения себестоимости проданных товаров, которая в анализируемом периоде составила 87,62% от выручки, что на 8,18% меньше чем в предыдущем периоде. Операционные доходы и расходы предприятия так же значительно увеличились, на 107 542 тыс.руб. и 186 181 тыс.руб. соответственно.

 

Таблица 15. Оценка динамики финансовых результатов

Наименование показателя 2008 г. 2009 г. Темп роста за период, коэфф.
Стоимость имущества

521 359

770 371

1,48

Внеоборотные активы

123 409

168 416

1,36

Оборотные активы

397 950

601 956

1,51

Собственные средства

70 876

62 601

0,88

Заемные средства

450 483

707 770

1,57

Выручка от продажи продукции, товаров, услуг

1 222 805

1 353 207

1,11

Бухгалтерская прибыль отчетного периода

-12 881

-24 662

1,91

Чистая прибыль (нераспределенная) предприятия

-18 495

1 946

-0,11

Отвлеченная прибыль

5 614

22 716

4,05

 


По итогам работы за 2009 год ИП Таран получило чистую прибыль в размере 1 946 тыс.руб., что на 20 441 тыс.руб. больше чем по тогам прошлого года.

Имеется положительная динамика темпов роста прибыли до налогообложения, выручки от продаж и стоимости имущества. Темпы роста прибыли до налогообложения составил 191,46%, выручки от продаж – 110,66%, стоимости имущества 149,73%.

Данное соотношение явилось результатом роста товарооборота, увеличения спроса на продукцию, расширения ассортимента, относительного снижения отдельных затрат и эффективного использования экономического потенциала предприятия.

 

Таблица 16. Оценка показателей рентабельности организации

Показатели 2008 г. 2009 г. Изменение, %
Прибыль от продаж, тыс.р. 51 354 167 536 326,24
Среднегодовая стоимость, тыс.р.:      
имущества (вложений) 521 359 770 371 147,76
оборотных активов 397 950 601 956 151,26
собственного капитала 70 876 62 601 88,33
Выручка от продаж, тыс.р. 1 222 805 1 353 207 110,66
Уровень рентабельности:      
имущества (вложений) 9,85 21,75 220,79
оборотных активов 12,90 27,83 215,67
собственного капитала 72,46 267,63 369,36
продаж 4,20 12,38 294,80

 

Из данных табл. 16 видно, что рентабельность продаж в отчетном периоде увеличилась на 8,18 п.п. и составила 12,38%. Рентабельность увеличилась пропорционально уменьшению себестоимости реализованной продукции. Вместе с тем рентабельность самой продукции так же увеличилась на 9,75 п.п. и составила 14,13%, что положительно характеризует деятельность компании.

Рентабельность продаж показывает, что на 1 рубль объема продаж продукции предприятие получает 0,12 руб.прибыли.

На основании выше проведенного анализа можно сделать вывод, что деятельность ИП Таран за 2009 год имеет положительную динамику роста всех основных показателей. Что свидетельствует о правильно принятой стратегии предприятия, которая была направлена на динамичное расширение ассортимента, выход на новые рынки сбыта. Дальнейшее развитие предприятия, в первую очередь зависит от интенсификации деятельности – прежде всего повышения производительности труда.

 


Часть VI. Оценка налогового планирования

 

При выборе схемы налогообложения ИП Таран столкнулся с проблемой выбора наиболее оптимальной схемы налогообложения, при этом были рассмотрены следующие варианты:

Во-первых, ИП Таран рассмотрел вариант, при котором в отношении доходов, полученных в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, оплачивается налог на доходы физических лиц. При выборе данного варианта индивидуальному предпринимателю необходимо руководствоваться "Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей", утвержденным приказом Минфина РФ и МНС РФ от 13 августа 2002 г. № 8 бн/БГ-3-04/430, в котором помимо всего прочего урегулирован порядок ведения Книги доходов и расходов, где и отражается содержание предпринимательской деятельности гражданина.

Во-вторых, ИП Таран рассмотрел вариант, при котором используется упрощенная система налогообложения. При использовании данного варианта, для субъектов, подпадающих под упрощенную систему налогообложения, предусмотрено ведение своей Книги учета доходов и расходов. Форма Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядок отражения в ней хозяйственных операций утверждены Приказом МНС РФ от 28 октября 2002 г. N БГ-3-22/606.

В-третьих, ИП Таран рассмотрел вариант оплаты единого налог на вмененный доход. При рассмотрении данного варианта было выявлено, что не урегулирована ситуация с порядком ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций субъектами, уплачивающими единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог. Дело в том, что в соответствии с Налоговым кодексом, данные налогоплательщики должны вести учет доходов и расходов. Но утвержденной формы ведения учета для них не установлено. Таким образом, в соответствии с законом о бухгалтерском учете, учет доходов и расходов они ведут в соответствии с налоговым законодательством. Но налоговое законодательство этот вопрос оставляет без внимания. Не могут они вести учет и в соответствии с книгой учета доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей - плательщиков налога на доходы физических лиц, поскольку в "Порядке учета" прямо указано, что он не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также на доходы, по которым уплачиваются единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог.

Вместе с тем, пунктом 7 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ предусматривается обязанность плательщика единого налога на вмененный доход вести учет имущества, обязательств и хозяйственных операций. Аналогичная обязанность предусмотрена для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога в статье 346.10 Налогового кодекса.

Величина полученных доходов и произведенных расходов не влияют на исчисление единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога. Поэтому налоговый учет тех показателей, которые влияют на величину взимаемых налогов не влияют, вряд ли можно признать целесообразным. Данный вывод подтверждает и тот факт, что индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог по упрощенной системе с доходов, не отражают в Книге доходов и расходов произведенные ими расходы.

Налоговый кодекс не устанавливает ответственности за нарушение правил учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями. Статья 120 НК РФ предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения только для организаций.

В то же время, плательщикам единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога необходимо вести учет тех показателей, которые используются при исчислении налогооблагаемой базы по этим налогам. Если учет этих показателей не производится, индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Индивидуальные предприниматели по вышеназванным налогам подают ежеквартальные декларации, где отражают всю информацию, которая влияет на исчисление налога. Эти ежеквартальные декларации являются не только отчетностью, но и практически заменяют учетную документацию. При наличии необходимых первичных документов надобность в дополнительном ведении еще и книги учета доходов и расходов, по-видимому, отпадает. Но хочется еще раз подчеркнуть, что данный вывод распространяется только на индивидуальных предпринимателей. Если же единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности либо единый налог для сельскохозяйственных производителей уплачивают организации, они ведут учет имущества и производимых хозяйственных операций в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.

Организация имеет право перейти на УСНО, если по итогам 9 месяцев текущего года ее доходы не превысили 45 млн. рублей (ред. от 19.07.2009).

Вновь созданные организации и индивидуальные предприниматели вправе применять УСНО с даты постановки на учет в налоговом органе.

Чтобы начать работать по УСНО, нужно подать в налоговый орган по месту нахождения (жительства) Заявление о переходе на УСНО в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет.

Налогоплательщик вправе добровольно перейти на иной режим налогообложения с начала нового календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января нового года.

Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в случае утери права на применение УСНО.

Налогоплательщик теряет право на применение УСНО, когда по итогам отчетного (налогового) периода его доходы превысили 60 млн. рублей (ред. от 19.07.2009), в течение отчетного (налогового) периода он попал в список субъектов, которые не вправе применять УСНО.

Налогоплательщик считается утратившим право на применение УСНО с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям. При этом налогоплательщик будет вправе вернуться на УСНО не ранее чем через год после того, как он утратил право на применение УСНО.

Именно поэтому ИП Таран пока не вправе применять УСНО и находится на общем режиме налогообложения.

ИП не обязан вести бухгалтерский учет в тех объемах, в которых его ведут организации. Например, нет требования использовать способ двойной записи на счетах бухгалтерского учета, собственно как и сам план счетов бухгалтерского учета.

В п. 2 ст. 4 Закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

У предпринимателей есть обязанность вести книгу учета доходов и расходов. Книга доходов и расходов утверждена Приказом Минфина России и МНС России от 13 августа 2002 г. № 86н/БГ-3-04/430.

ИП Таран находится на общей системе налогообложения и ведет бухгалтерский учет практически во всех объемах, как организации, такая система налогообложения избирается при необходимости выделения в документах для покупателей НДС.

Например, ИП оказывает услуги. ИП не является плательщиком НДС, поэтому НДС не начисляет. А потому при приобретении данной услуги покупателем, последний не сможет сумму НДС принять к вычету. Многим контрагентам выгоднее приобретать услуги, товары у плательщиков НДС, чтобы иметь возможность вычета. Но это определяющий фактор только с точки зрения налогообложения. Если, например, цена на услуги ИП, находящегося на УСН, будет меньше и перекрывать сумму НДС, которую можно было бы принять контрагенту к вычету, то услуга/товар будут являться вполне конкурентоспособными на рынке.

 

Таблица 17. Налоги, уплачиваемые ИП Таран при общем режиме налогообложения

Вид налога Объект налогообложения Ставки
Налог на доходы физических лиц все доходы ст. 210 НК РФ, ст. 227 НК РФ в зависимости от вида дохода 13%, если не предусмотрено иное положениями ст. 224 НК РФ
НДС реализация товаров, работ, услуг, безвозмездная передача товаров, работ, услуг, ввоз товаров на таможенную территорию РФ, др. ст. 154 – 162 НК РФ 0%, 10%, 18%, Ст. 164 НК РФ
Страховые взносы в ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС с 2010 г. ЕСН отменен, но введен новый порядок уплаты страховых взносов. Данные платежи являются платежами во внебюджетные фонды: 1. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, 2. На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 3. На обязательное медицинское страхование, 4. На обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний в соответствии с п. 1 ст. 57 Закона № 212-ФЗ на 2010 г. установлены тарифы: 20,0% - в ПФР, 2,9% - в ФСС РФ, 1,1% - в ФФОМС, 2,0% - в ТФОМС.
Транспортный налог транспортное средство, зарегистрированное на ИП, которое непосредственно используется в деятельности ИП ст. 358 НК РФ Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств Ст.361 НК РФ
Налог на имущество Движимое и недвижимое имущество (в т.ч. переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. (ст. 374 НК РФ ред. от 28.11.2009) 2,2 % Ст.380 НК РФ

 

При этом ИП должен получить на руки все необходимые свидетельства и уведомления, а именно:

1. Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (где указан ОГРН индивидуального предпринимателя);

2. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

3. Регистрационный номер в пенсионном фонде;

4. Свидетельство о регистрации страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании;

5. Уведомление о присвоении кодов статистики.

Примечание: ИНН у ИП остается его личный, КПП индивидуальный предприниматель не имеет.

Отметим, в отличие от применения юридическим лицом общей системы налогообложения индивидуальный предприниматель не уплачивает налог на прибыль. Но при получении индивидуальным предпринимателем доходов возникает налоговая база по НДФЛ.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы, полученные налогоплательщиком в налоговом периоде как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Такими доходами будут доходы от предпринимательской деятельности, подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 227 НК РФ, и все прочие доходы, которые индивидуальный предприниматель получал как физическое лицо вне этой деятельности.

Если при исчислении налога на прибыль доходы можно было уменьшить на сумму расходов, то ИП при исчислении НДФЛ вправе уменьшить свои доходы на профессиональные налоговые вычеты (п. 1 ст. 221, п. 1 ст. 227 НК РФ).

Уменьшить можно только доход, полученный от предпринимательской деятельности.

По общему правилу расходы принимаются к вычету только в тех случаях, когда они могут быть подтверждены документально.

Однако в отношении индивидуальных предпринимателей ст. 221 НК РФ предусмотрено исключение из этого правила. Им разрешено учесть в составе профессионального вычета и неподтвержденные расходы. Но в размере 20% общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности. Это следует из абз. 4 п. 1 ст. 221 НК РФ.

В табл.18. представлены распределение налоговых поступлений между бюджетами бюджетной системы.

 

Таблица 18. Распределение налогов между бюджетами бюджетной системы (в %)

Наименование налоговых платежей

ФБ*

РБ*

Местные бюджеты

Ссылка на НПА*

ГО* МР* П*
1 НДС 100 -- -- -- -- НК РФ РФ глава 21 статьи 143-177, ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ, ст. 50 БК РФ
2 Налог на прибыль 2 18 -- -- -- НК РФ гл. 25 ст. 246-333,  Ст. 50, 56 БК РФ
3 НДФЛ -- 70 30 20 10 НК РФ, часть вторая, глава 23, статьи 207-233, Приказ ФНС РФ от 13.10.2006, Ст. 56, 61.1, 61.2 БК РФ
4 ЕНВД -- -- 90 90 -- НК РФ, глава 26.3 статьи 346.26-346.33, ЗО от 21.11.2002 N 49-оз,  Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных районов области Ст. 61.1, 61.2 БК РФ
5 ЕСХН -- 30 60 30 30 Налоговый кодекс РФ, гл. 26.1, ст. 346.1-346.10, Приказ МНС РФ от 28.01.2004 N БГ-3-22/58 Ст. 56, 61.1, 61.2 БК РФ
6 Транспортный налог -- 50 50 -- -- НК РФ, глава 28, ст. 356-363.1 ЗО №-413, ст.5 Ст. 56, 61.1 БК РФ
7 Налог на имущество организаций -- 100 -- -- -- Ст. 56 БК РФ НК РФ, глава 30, ст. 372-386.1 ЗОот 25.11.2003 N 98-оз
8 Земельный налог -- -- 100 -- 100 Ст. 61.1, 61.2 БК РФ НК РФ, гл. 31, ст. 387-398 Земельный кодекс РФ Постановление Правительства области от 29.12.2007 N 356 Решения муниципальных образований области
9 Налог на имущество физических лиц -- -- 100 -- 100 Ст. 61.1, 61.2 БК РФ Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1,  Решения соответствующих муниципальных образований по установлению ставок налога на личное имущество и предоставлению льгот.

Примечание: ФБ - федеральный бюджет, РБ – региональный бюджет (бюджет субъекта федерации),

ГО - городской округ, МР - муниципальный район, П - поселение (сельское/городское).

НПА – нормативно-правовой акт (кодексы, законы)

Теперь рассмотрим достоинства упрощенной системы налогообложения, на которую индивидуальный предприниматель может перейти если по итогам 9 месяцев текущего 2010 года его доходы не превысили 45 млн. рублей

При УСН применяется кассовый метод признания доходов и расходов.

Индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты (ст. 346.11 НК РФ):

- НДФЛ в части доходов от предпринимательской деятельности (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам 35% и 9%),

- Налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого для предпринимательской деятельности),

- НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Но при этом индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются:

- от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных ст. 24 НК РФ,

- от обязанностей по ведению кассовых операций в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40;

- от обязанностей по представлению статистической отчетности;

- от обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Согласно п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН:

- индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

- индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

- индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с гл. 26.1 НК РФ;

- индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

ИП уплачивает

- Единый налог

- Взносы в пенсионный фонд (в размере 23,1% от стоимости страхового года. С 1 января 2010 г. в соответствии со ст. 28 Закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Согласно п. 2 ст. 13 названного Федерального закона стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного ч. 2 ст. 12 указанного Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Если у ИП есть работники, то с выплат физическим лицам они исчисляют только пенсионные взносы в бюджет ПФР по пониженному тарифу (п. п. 2, 3 ч. 2 ст. 57 Закона № 212-ФЗ) - 14%.

Два варианта объекта налогообложения при УСН.

В соответствии с п. 1 ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики, переходящие на упрощенную систему, могут выбрать один из двух объектов налогообложения: «доходы» и «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Исключение составляют индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Для них в п. 3 ст. 346.14 НК РФ определен только один объект налогообложения – «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Объект налогообложения при применении УСН следует указать в заявлении о переходе на УСН. В случае если налогоплательщик решил изменить выбранный объект налогообложения после подачи заявления в налоговую инспекцию, ему необходимо уведомить об этом налоговую инспекцию до 20 декабря года, предшествующего году, с которого начнется применение упрощенной системы. Порядок такого уведомления не установлен, поэтому он осуществляется в произвольной форме.

Пункт 2 ст. 346.14 НК РФ разрешает предпринимателям-«упрощенцам» сменить выбранный объект налогообложения, но только по истечении года применения этого режима.

Единый налог:

1. Объект налогообложения «Доходы»: доходы * 6% = налог к уплате

Сумма налога (авансовых платежей по налогу) к уплате может быть уменьшена не более чем на 50% на суммы: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

2. Объект налогообложения «доходы минус расходы»: (доходы-расходы)* 15% = налог к уплате

При упрощенной системе расходы принимаются в целях налогообложения согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ только после их оплаты.

Надо отметить, что законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

НДС

Налогоплательщики (Ст.143 НК РФ)

1. Организации

2. Индивидуальные предприниматели

3. Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через границу РФ

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. (п. введен 01.12.2007, действует до 1 января 2017г.)

При определенных условиях возможно освобождение налогоплательщиков от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС.

Объект налогообложения (Ст.146, 149 НК РФ)

1. Операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (в т.ч. предметов залога и передача по соглашению о предоставлении отступного или новации), передаче имущественных прав.

Передача на безвозмездной основе признается реализацией!

2. Операции по передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль.

3. Операции по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4. Операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ.

Ряд операций не признается объектами налогообложения НДС.

Большая группа операций освобождена от налогообложения НДС.

Налоговая база (Ст.153-162, 167 НК РФ)

При применении различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.

При определении налоговой базы выручка определяется исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных в денежной и натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Налоговая база определяется в зависимости от особенностей реализации:

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг)

Налоговая база при передаче имущественных прав

Налоговая база при получении дохода по агентским договорам, договорам поручения, комиссии

Налоговая база при осуществлении транспортных перевозок и услуг международной связи

Налоговая база при реализации предприятия как имущественного комплекса

Налоговая база при передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд

Налоговая база при ввозе товаров на таможенную территорию РФ

Налоговая база, определяемая налоговыми агентами

Налоговая база с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)

Налоговая база при реорганизации организаций

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат:

день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Налоговый период (Ст.163 НК РФ) – квартал.

Налоговые ставки (Ст.164 НК РФ)

0 процентов при реализации определенных товаров (работ, услуг),

10 процентов при реализации определенных товаров (работ, услуг),

18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1 и 2.

10/110, 18/118 - процентное отношение налоговой ставки, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки в случаях, когда сумма налога должна определяться расчетным методом.

Порядок исчисления налога (Ст.165 - 166 НК РФ)

Сумма налога - соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Сумма налога по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.

Налоговые вычеты (Ст.169, 171, 172 НК РФ)

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:

товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;

товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов.

Уплата налога (Ст.173, 174 НК РФ)

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода. Сумма налога к уплате = общая сумма налога минус сумма налоговых вычетов плюс суммы восстановленного налога.

Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, то разница, подлежит возмещению налогоплательщику.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, выставления покупателю:

лицами, не являющимися налогоплательщиками, или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика;

налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

Налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Возмещение налога (Ст.176 - 176.1 НК РФ)

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки.

Если нарушения не выявлены, то по окончании проверки в течение 7 дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм.

В случае выявления нарушений составляется акт налоговой проверки. Акт и представленные налогоплательщиком возражения должны быть рассмотрены руководителем налогового органа. По результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением принимается (абзац введен ФЗ от 26.11.2008 N 224-ФЗ):

решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения долгов.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении в течение 5 дней со дня его принятия.

Поручение на возврат суммы налога направляется налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства, который в течение 5 дней осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога.

Налог на имущество

Налогоплательщики (Ст.373 НК РФ)

Организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения (ред. от 30.10.2009)

Объект налогообложения (Ст.374 НК РФ)

Для российских организаций - движимое и недвижимое имущество (в т.ч. переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. (ред. от 28.11.2009)

Не признаются объектами налогообложения (ред. от 28.11.2009):

земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

Налоговая база (Ст.375, 376 НК РФ)

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по остаточной стоимости.

Налоговая база определяется отдельно в отношении: (ред. от 28.11.2009):

имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации),

имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс,

каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного подразделения), или постоянного представительства иностранной организации,

каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации,

в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения,

имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Особенности определения налоговой базы:

в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности)

имущества, переданного в доверительное управление и имущества при исполнении концессионных соглашений

Налоговый период (Ст.379 НК РФ)

Налоговый период: календарный год.

Отчетные периоды: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Органы власти субъектов РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки (Ст.380 НК РФ)

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества.

Порядок исчисления налога (Ст.382 НК РФ)

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение налоговой ставки и налоговой базы за налоговый период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

Сумма налога исчисляется отдельно в отношении (ред. от 28.11.2009):

имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации),

имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс

каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного подразделения), или постоянного представительства иностранной организации,

имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения,

облагаемого по разным налоговым ставкам.

Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Орган власти субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

Уплата налога и отчетность (Ст.383, 386 НК РФ)

Налог и авансовые платежи подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи, если законом субъекта не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога за год.

Иностранные организации в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по месту постановки представительств на учет. В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, не имеющей представительств в РФ, налог и авансовые платежи уплачиваются по местонахождению объекта недвижимого имущества.

В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом ряда особенностей.

Особенности исчисления и уплаты налога:

по местонахождению обособленных подразделений организации

в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения

резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области

в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения (пункт введен 28.11.2009 ФЗ N 284-ФЗ)

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного периода представлять в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу в срок не позднее 30 дней с даты окончания отчетного периода.

По окончании налогового периода налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию по налогу в срок не позднее 30 марта следующего года.

Приведем пример расчета налога на имущество в 2009 г. По состоянию на 01.01.2008

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

 

Ср с-ть за 1 квартал = (Ост Янв + Ост Февр + Ост Мар + Ост Апр) / 4

Иср.1кв. = (И01.01+И01.02+И01.03+И01.04)/(4) = 727400/4 = 181850 руб.

Иср.6 мес. = (И01.01+И01.02+И01.03+И01.04+И01.05+И01.06+И01.07)/ (6+1) = 1145900/7 = 103914 руб.

Иср.9 мес. = (И01.01 + И01.02 + И01.03 + И01.04 + И01.05 + И01.06 + И01.07 + И01.08 + И01.09 +И01.10)/(9+1) = 1455500/10 = 145550 руб.

Иср.12 мес.= (И01.01 + И01.02 + И01.03 + И01.04 + И01.05 + И01.06 + И01.07 + И01.08 + И01.09 + И01.10 + И01.11 + И01.12 + И01.01)/(12+1) = 1686200/13 = 129708 руб.

 

Расчет авансов и суммы налога на имущество:

 

Аванс 1 квартала = Иср.1 кв*2,2%/4 = 181850*2,2/4/100 = 1000 руб.

Аванс 6 месяцев = Иср.6мес*2,2%/4 = 103914*2,2/4/100 = 572 руб.

Аванс 9 месяцев = Иср.9мес*2,2%*/4 = 145550*2,2/4/100 = 801 руб.

Налог за год = Иср. За год*2,2/100 = 129708*2,2/100 = 2854 руб.

 

Таблица 19. Расчет сумм авансовых платежей и суммы налога на имущество

Показатель 1 квартал 6 месяцев 9 месяцев год
1. Среднегодовая стоимость имущества 181850 103914 145550 129708
2. Сумма авансового платежа за отчетный период, исходя из ¼ ставка 2,2% 1000 572 801 х
3. Перечислено в бюджет нарастающим итогом с начала года 1000 1572 2373 х
4. Сумма налога за налоговый период по ставке 2,2% х х х 2854
5. Сумма платежа за налоговый период х х х 2854

 

Страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС (ФЗ № 212 от 24.07.09)

 

Индивидуальные предприниматели начисляют и уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Стоимость страхового года - сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет соответствующего фонда в течение одного финансового года.

Стоимость страхового года = МРОТ на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы * тариф страховых взносов в соответствующий фонд * 12.

Если плательщики начинают осуществлять деятельность после начала очередного расчетного периода, размер страховых взносов, за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности.

Расчет сумм, подлежащих уплате за расчетный период (год) производится плательщиками самостоятельно.

Сумма исчисляется отдельно в отношении ПФР, ФФОМС, ТФОМС.

В ФСС взносы не начисляются и не уплачиваются. (ст.15,16 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ)

Страховые взносы уплачиваются за расчетный период не позднее 31 декабря текущего календарного года

Уплата взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в ПФР, ФФОМС и ТФОМС.

Отчетность:

До 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, в территориальный орган ПФР. (ст.15,16 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ)

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: