Анализ бизнес-процессов позволяет с помощью графических схем и всей доступной информации о процессах изучить деятельность организации, определить слабые места, найти пути совершенствования бизнес-процессов и деятельности организации в целом. Одна из классификаций видов методик анализа БП приведена на рис. 1.
Методики анализа БП делятся на два вида: качественный и количественный. Методики качественного анализа в свою очередь состоят из анализа субъективных оценок БП сотрудниками организации и внешними специалистами, визуального анализа графических схем БП и сравнения БП с установленными требованиями. Существует несколько методик субъективной оценки БП. Остановимся на некоторых из них.
Рисунок 1. Виды методик анализа БП
Сравните и определите взаимосвязь количественного и качественного анализа бизнес процессов
Виды методик анализа бизнес-процессов:
Качественный анализ процесса
· качественный анализ процесса на основе субъективных оценок:
Наименование оценки | Содержание оценки |
SWOT-анализ процесса | выявление сильных и слабых сторон процесса, возможностей для его улучшения и угроз ухудшения |
анализ проблем процесса | выявление проблемных областей на графической схеме процесса (по протяженности процесса, ветвям процессам, переходам из одной зоны ответственности в другую и т.п.) |
ранжирование процессов | распределение процессов по уровням важности, проблемности, барьерам для изменения |
|
|
Визуальный анализ графических схем БП осложняется искажением реальной деятельности организации ошибками и недоработками при описании сети БП. Рассмотрим основные подходы к анализу графических схем БП.
1. Анализ входов/выходов БП состоит из двух частей:
- анализ потребности во входах/выходах,
- анализ неиспользуемых выходов
2. Анализ функций БП позволяет выявить
- отсутствие необходимых функций,
- наличие лишних функций.
3. Анализ БП с точки зрения обеспеченности ресурсов включает анализ ресурсов, находящихся в постоянном распоряжении владельца процесса и анализа ресурсов, предоставляемых на необходимое для выполнения работы время другими процессами и внешними контрагентами организации.
· анализ состояния процесса по отношению к требованиям:
1. анализ состояния процесса по отношению к типовым требованиям (стандартам СМК ISO, а также требованиям PDCA);
2. анализ состояния процесса по отношению к нормативным актам;