Зарождение мировоззрения

ТЕМА. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Мировоззренческие проблемы

Зарождение мировоззрения

Мировоззрение: взаимосвязь индивидуального и общественного

Структура мировоззрения

Типология мировоззрений

Индивидуальные импульсы к философствованию

Можно ли научить философии?

 

Контрольные вопросы

Темы рефератов

Темы контрольных работ

Темы курсовых работ

 

Философия - это сложная теоретическая дисциплина, специфическая форма интеллектуальной деятельности людей. В чем ее смысл? Зачем она нужна человеку и какую роль играет в обществе? Как приобщиться к философии, проникнуть в ее сущность? Ответам на эти вопросы и посвящен первый раздел нашего курса.

  Казалось бы, это - простые вопросы. Но сами философы отвечают на них по-разному. Поэтому то, что будет изложено дальше - это лишь один из многих подходов к пониманию смысла и задач философии. В ходе изучения курса мы познакомимся с различными и, порой, неожиданными поворотами этой темы, вплоть до самого решительного отрицания философами самой философии и ее последующего "восстановления в правах".

 

Мировоззренческие проблемы

 

Существует очень глубокая и древняя связь между философией и мировоззрением. Их нередко даже отождествляют. Резон в этом есть. Философию действительно трудно представить себе вне задач формирования мировоззрения человека. Хотя мировоззрение людей не всегда было и не всегда является философским, и философия занята не только мировоззренческими проблемами.

  Рассматривая связи, которые существуют между философией и мировоззрением, мы попытаемся понять исходные, первичные задачи философии.

Мировоззренческий образ роденовского "Мыслителя" (аним 1)

О чем размышляет роденовский "Мыслитель"? Какая загадка поглотила его внимание? Вряд ли он занят расчетом курса акций на бирже, или решает, где бы подкупить себе одежонку. Скорее всего, он задумался над какими-то очень фундаментальными вопросами. Такими, например, как тайна бесконечного мироздания, как место человека в гигантской лестнице бытия, простирающейся из глубин микромира в бездну макрокосмоса, как сущность этого мира и сущность самого человека.

  Тем и дорог нам этот образ! Ведь каждый из нас рано или поздно задает себе вопросы: "Кто и что я в этом мире?", "Что, в сущности, представляет из себя окружающий нас мир и что я могу знать о нем?" Нам хочется получить ответ на вопрос: для чего или ради чего мы живем? Той ли жизнью я живу? И какой смысл в человеческой жизни имеет смерть? Какими путями необходимо идти по жизни, к чему стремиться и как добиваться своих целей? За каждодневной суетой человек не всегда успевает хорошо продумать эти вопросы. Но ответы на них приходится давать постоянно - выбирая свой жизненный путь, совершая поступки, определяя цели и средства своей деятельности. Теоретически и практически отвечая на эти и подобные вопросы, человек вырабатывает свое мировоззрение.

Мировоззренческое предназначение философии

 

Философия - это прежде всего один из способов постановки и решения мировоззренческих проблем, средство их рационального прояснения, структурного упорядочения и систематического развертывания. Буквально слово "философия" означает "любовь к мудрости". Оно образовано от двух греческих слов "philia" - любовь и "sofia"- мудрость. В этом названии хорошо отражается сама суть философии.

  С древних времен люди стремились к мудрости. Они хотели не просто много знать и много уметь, но им всегда было заманчиво получить особое, универсальное знание. Такое знание, которое было бы полезно не только в той или иной конкретной и потому преходящей жизненной ситуации, а, подобно путеводной звезде, указывало бы на самые далекие, самые главные и наиболее достойные цели, помогало бы выбору оптимальных путей их достижения, не давало бы человеку сбиться с пути, потеряться в этом мире.

  Первым, кто употребил слово "философия", был Пифагор. Хотя его величали мудрецом, сам он считал, что по-настоящему мудрым может быть только Бог. А человек должен лишь скромно стремиться к мудрости, то есть быть "философом". Конечно, любовь к божественной мудрости никогда не была только тщетным томлением человеческого духа. В той или иной мере ей все же удавалось вкусить мудрости.

Зарождение мировоззрения

 

Мировоззрение зародилось в глубочайшей древности. Мировоззренческие проблемы встали перед человеком задолго до появления философии. Посмотрите на реконструкцию неандертальского захоронения. Ему около 100 тыс. лет. Разумеется, тогда не было никакой философии. Даже существование членораздельной речи в ту пору находится под вопросом. Но соплеменники придали умершему позу спящего. Рядом с ним расположены пища и орудия, которыми он пользовался при жизни. Цветочная пыльца, обнаруженная в могиле, указывает на то, что над телом были разбросаны лекарственные растения. На краю могилы расположен череп медведя. О чем все это говорит?

  Конечно, нам трудно реконструировать образ мыслей древних людей. Легко впасть в ошибку и приписать нашим, тогда еще обезьяноподобным предкам гораздо более поздние религиозные представления о бессмертной душе и загробном мире, о воздаянии за праведную жизнь и т.д.

  Но очевидно, что древние люди не могли не понимать разницу между живым и мертвым. Они были охотниками и на них самих охотились хищники. И тем не менее они продолжали относиться к умершему как к живому! Вопреки очевидности! При этом трудно допустить, что погребение они совершали чисто инстинктивно. Значит уже тогда, пусть и стихийно, но начала формироваться картина мира, выходящая за рамки повседневных наблюдений. Возникла сложная система верований и ритуалов. Для нас сейчас неважно, насколько верна или фантастична была картина. Сам факт ее существования говорит о зарождении мировоззрения в глубочайшей древности. Это значит, что мировоззрение - неотъемлемая часть внутреннего мира человека. Оно возникает на очень ранних стадиях развития сознания. Уже тогда неандертальский Гамлет размышлял о жизни и смерти. (museum reconstruction of a Neanderthal cave burial at Dordogne, France.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: