Мировоззрение: взаимосвязь индивидуального и общественного

Мировоззрение - не только неотъемлемая, но и важнейшая часть духовного мира человека. В нем сосредоточена система его главных жизненных ориентиров. Трудно переоценить его значение! Поэтому так дорожит им любой человек и так трудно ему дается пересмотр сложившегося мировоззрения. Древнегреческому мыслителю Сократу было легче принять чашу с ядом по приговору Афинского суда, чем изменить своим убеждениям. Вы легко найдете и другие, в том числе, недавние примеры того, как люди порой самоотверженно следуют своим убеждениям.

Конечно, не все философы и не всегда были так последовательны, как Сократ или, скажем, Джордано Бруно. Некоторые умудрялись и умудряются говорить одно, писать другое, а в итоге-поступке демонстрировать "третье". Но это говорит не об отсутствии мировоззрения, а лишь о разнице между декларируемыми и реальными взглядами.

Не всегда эту разницу можно поставить человеку в вину. Свои подлинные взгляды порой приходится скрывать отнюдь не только в силу корыстных, оппортунистических или конформистских побуждений. Так, прямая угроза физической расправы заставила итальянского ученого и мыслителя Галилео Галилея публично отречься от своих взглядов перед судом инквизиции. Но он продолжил свою научную деятельность, и полученные им результаты фактически способствовали утверждению взглядов, от которых его вынуждали отречься.

Очень многим людям практически во всех государствах приходилось представать перед судом, терпеть притеснения, лишения, пытки и даже идти на казнь исключительно из-за своих мировоззренческих взглядов. В демократических обществах официально провозглашается свобода мировоззренческого выбора и они гораздо более толерантны к разнообразию мировоззрений. Вообще же надо признать, что общество и государство никогда не были и, видимо, не будут равнодушны к тому, каких мировоззренческих взглядов придерживаются его члены или граждане. На него всегда нацелены мощнейшие орудия идеологического воздействия. Только набор этих орудий и их цели в разные времена различны.

 

Определение мировоззрения

 

Что же такое мировоззрение? В различных учебниках и учебных пособиях Вы сможете найти разные определения мировоззрения. Строго унифицированного, обязательного для всех определения просто не существует. Однако при всех расхождениях предлагаемые определения однозначны в том, что мировоззрение - это сложное образование в духовном мире человека, позволяющее ему ориентироваться в мире, вырабатывать свое отношение к прошлым, настоящим и будущим событиям, оценивать их, а также свое поведение, осознанно выбирать цели своей деятельности и способы их достижения. Эти наиболее фундаментальные свойства мировоззрения и отражены в предлагаемом определении.

 

Структура мировоззрения.

Будучи важной составной частью внутреннего мира человека, мировоззрение имеет сложную структуру. Для того, чтобы наглядно изобразить ее различные элементы, мы воспользуемся образом объемной фигуры - куба. Как, поворачивая куб, можно видеть его разные стороны, так и, обозревая мировоззрение, можно выделять в нем разные, но связанные друг с другом аспекты. Разумеется, само мировоззрение не обладает какой-либо геометрической формой. Это не более чем удобный дидактический прием.

  Мировоззрение человека непременно обнаруживает себя в различных феноменах его духовной жизни и поведения: во взглядах, верованиях, убеждениях, поступках и т.п. (правая грань куба). Но в них самих следует видеть лишь отдельные проявления более глубоких структур или слоев мировоззрения (они изображены на передней грани куба) Основной структурообразующий элемент мировоззрения - "проклятые" вопросы, которые возникают перед человеком вместе с началом его сознательной жизни.

 

  Среди них выделяются вопросы:

· "О сущем" (что значить существовать и быть действительным или реальным);

· "О должном" (что обладает высшей ценностью, т.е. является благом, а что ценностью не обладает или является "антиценностью"; к чему в конечном счете следует стремиться и чего избегать);

· "О реализации должного в сущем" (каким образом, какими путями можно достичь должного, короче - как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями)

  Центральная проблема мировоззрения - вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят ответы на другие мировоззренческие вопросы. Хотя и они, в свою очередь, влияют на решение этой проблемы. Указанным группам мировоззренческих проблем-вопросов соответствуют познавательная, ценностная и программно-поведенческая подсистемы мировоззрения, в которых и происходит формирование взглядов, убеждений, жизненных стратегий.

  Мировоззренческие взгляды и убеждения не являются сухими теоретическими конструкциями, чисто "знаниевыми" образованиями. Они не только высказываются в виде абстрактных теоретических положений, но и выражаются в наглядных образах, символах, знаках. Человек фиксирует свое отношение к миру в понятиях и образах и одновременно эмоционально переживает его. Соответственно, в каждом феномене мировоззрения присутствуют основные уровни мировоззрения: мироощущение, мировосприятие, миропонимание (верхняя грань куба).

  Людям по-разному удается продвинуться на этих уровнях мировоззрения. Кто-то застывает на уровне образного мировосприятия, кто-то двигается дальше, в сторону миропонимания. Что касается философии, то она стремится развивать прежде всего понятийный или теоретический уровень мировоззрения. Хотя ни одному из философов не удается избежать ни образности, ни эмоциональности.

  Конечно, перечисленным не исчерпываются все аспекты, стороны или грани мировоззрения. Будем считать, что они остались на невидимых гранях. Их может заполнить Ваше творческое воображение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: