Радиусы обслуживания жителей культурно-бытовыми учреждениями

Сущность принципа районирования микрорайонов заключается в том, чтобы каждый житель имел рядом со своим домом все учреждения, необходимые для удовлетворения повседневных культурно-бытовых потребностей, и ему было максимально удобно пользоваться подобными учреждениями.

Учреждения, обслуживающие жилые микрорайоны, должны быть, по возможности, равномерно размещены по территории микрорайона, чтобы обеспечить наилучшее обслуживания населения с минимальными радиусами пешеходной доступности. Учреждения второго уровня, об­служивающие население жилого района, размещаются как правило в центре жилого района, который может иметь компактную или не ком­пактную (вытянутую) форму территории.

Вся территория микрорайона условно разбивается на зоны обслу­живания культурно-бытовыми учреждениями. В пределах этих зон про­изводятся замеры минимальных rmin и максимальных rmax радиусов об­служивания.

Минимальный и максимальный радиусы обслуживания определя­ются путем замера на чертеже расстояний по кратчайшим реальным пу­тям следования от наиболее близкого и наиболее далеко расположенных жилых домов до учреждений обслуживания. Замер производят от наруж­ной двери жилого дома до входной в учреждение двери.

Средний радиус обслуживания может быть определен по формуле

rc=(rmin+ rmax)/2,

rc - средний радиус зоны обслуживания (доступности), м;

rmin - минимальный радиус зоны обслуживания, м;

  rmax - максимальный радиус зоны обслуживания, м.

Среднее tс и максимальное tmax время, затрачиваемое жителями на подход к культурно-бытовым учреждениям, определяется по формулам

tc=rc/v; tм=rм/v

tc, tм -среднее и максимальное время на подход к учреждению обслуживания, мин.;

v = 66,7 м/мин. - скорость движения пешехода.

Результаты расчетов по учреждениям, которые приводятся в пояс­нительной записке, сводятся в таблицу 5.

Таблица 5

Радиусы обслуживания культурно-бытовыми учреждениями и затраты времени населением на подход к ним (форма)

Наименование учреждений

 

 

Радиусы обслуживания, м

  Затраты времени на подход

от жилых домов, мин

средний rc Минимальный rmin максимальный rmax среднее tc максимальное tmax
1 2 3 4 5 6
Учреждения внемикрорайоного значения 800м 200м 1400м 12мин 21мин
Школа 490м 360м 620м 7мин 22мин
Детское учреждение 1 555м 160м 960м 8мин 25мин
Детское учреждение 2 613м 256м 970м 9мин 14мин
Детское учреждение 3 617м 260м 975м 9мин 21мин
Парикмахерская 340м 110м 570м 5,1мин 8,5мин
Аптека 414м 108м 720м 6,2мин 10,8мин
Отделение связи 418м 110м 725м 6,3мин 10,9мин
Продуктовый магазин 328м 100м 555м 4,9мин 8,3мин
Промтоварный магазин 328м 100м 555м 4,9мин 8,3мин

 

Вывод:

Анализируя полученные результаты, можно отметить, что при нормативных показателях среднего и максимального радиуса зоны обслуживания культурно-бытовых учреждений (400 и 800 м), в данном микрорайоне большинство учреждений не соблюдены требованиям нормативов.

Детские учреждения и школу следует размещать равномерно по всей территории микрорайона, в стороне от межмагистральных улиц. Средний и максимальный радиусы обслуживания детскими учреждениями и школой так же выше нормы. Школы и детские учреждения находятся вблизи межмагистральной улицы.

Парикмахерская находится в отдаленном месте расположения от большинства жилых домов, что затрудняет жителям микрорайона пользоваться ее услугами. А из за использования одной парикмахерской множеством жителей отнимает много времени и создает большие очереди.

Все это говорит о неудобном размещении культурно-бытовых учреждений.

Проверка условий освещения жилых домов и участков культурно-бытовых учреждений

Размещение и ориентация жилых и общественных зданий должны обеспечивать инсоляцию жилых помещений и территорий учреждений обслуживания в соответствии с требованиями санитарных норм и пра­вил.

Расстояние между жилыми домами, а также между жилыми и обще­ственными зданиями должно быть принято в соответствии с этажностью затеняющего здания.

Между длинными сторонами зданий расстояние должно быть не менее 2Н, между торцами домов и домами башенного типа не менее Н (где Н-высота дома).

Дома h 2h Учреждения обслуживания
1-(7эт) 1 7*4.5=31,5 31,5 63 63 школа
2-(9эт) 2 3-(16эт) 9*4,5=40,5 40,5 16*4,5=72 81 81 144   д/с
1 2 1 31,5 40,5 31,5 63 81 63   д/с
3 2 72 40,5 144 81 д/с
3 3 72 72 144 144 д/с
1 2 2 31,5 40,5 40,5 63 81 81   Парикмахерская
2 1 40,5 31,5 81 63 Аптека  
2 3 40,5 72 81 144 Отделение связи  
1 3 31,5 72   63 144   Продовольственный магазин
3 2 1 72 40,5 31,5 144 81 63   Промтоварный магазин

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данный микрорайон характерен своей плотной застройкой жилых домов, так как они почти все находятся на одной стороне микрорайона. Все дома протяжные.

Больше половины всего микрорайона – зеленые насаждения, благодаря чему можно говорить об хороших санитарных условиях в микрорайоне. Рядом с каждым жилым домом есть зеленый парк или сквер, или сад.

Удельный размер жилой территории по нормативным показателям составляет 11,5, а в данном микрорайоне – 11,08, сравнивая эти два показателя можно сделать вывод о том, что данный микрорайон соответствует нормативным показателям по жилой территории.

Детские учреждения, в основном расположены на северо-восточной стороне микрорайона, только одна детская площадка находится между тремя жилыми домами – это говорит о том, что жителям данного микрорайона неудобно пользоваться детскими учреждениями, и некоторым жителям приходиться обходить весь микрорайон.

Школа расположена в восточной стороне – это уже намного удобнее для жителей, так как рядом со школой находятся жилые дома.

По северной стороне микрорайона расположены гаражи и стоянки, что является не удовлетворительным для всех жителей микрорайона.

Весьма не продуманным является размещение задания парикмахерской. Она находятся на юге микрорайона, а это также не удобно для большинства жителей, а так же для владельца парикмахерской, так как из за того, что одна парикмахерская обслуживает весь микрорайон создаются огромные очереди и из за нехватки времени, возможно, снижается уровень оказываемых услуг. Поэтому необходимо открыть еще одно отделение парикмахерских услуг в другой стороне района.

В микрорайоне также расположены два магазина. Один – продовольственный, другой – промтоварный. Они находятся на юго-западной стороне микрорайона, что тоже является не удобным для всех жителей данного микрорайона.

Помимо этого, в микрорайоне есть учреждение внемикрорайоного значения, расположено оно практически в центре микрорайона, с хорошей проезжей частью к нему. Что позволяет сделать вывод о том, что всем жителям города и микрорайона легко добраться до этого учреждения с использованием транспортного средства.

Имеется отделение связи, которое находится в северной стороне, что также является не очень то и удобным размещением для жителей микрорайона, потому что большинство жилых домов находится на западной стороне микрорайона, еще один жилой дом расположен на юге, и еще один на северо-западной стороне.

Помимо всего, на данной территории отсутствует ряд других предприятий обслуживания:

- столовае;

- кафе;

- аптека.

Таким образом, анализируя всю территорию микрорайона в целом, можно сделать вывод о том, что архитектурно-композиционные условия удовлетворительные, чего нельзя сказать об культурно-бытовых условиях данного микрорайона, они решены не правильно.

Очень важным недопущением является – отсутствие на территории микрорайона сберегательного банка. Это затрудняет жителям микрорайона совершать множество услуг, в том числе оплату коммунальных услуг.

 

Библиография

1. Давидович В.Г. Планировка городов и районов (инженерно-
экономические основы). - М.: Стройиздат, 1964. - 326 с, ил.

2. Жилой район и микрорайон: (Пос. по планировке и застройке). - М.:
Стройиздат, 1971. -192 с, ил.

3. Лукаев Л.П., Рузин Б.В., Воронина А.Г. Экономика архитектурно-
проектных решений. - М.: Стройиздат, 1972. - 255 с.

4. Градостроительство: Справочник проектировщика. /Под общ. ред. В.Н. Белоусова. 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1978. - 367 с.

5. СНиП П-60-75. Планировка и застройка городов, поселков и сельских
населенных пунктов. Нормы проектирования. - М.: Стройиздат, 1985. - 67 с.

6. СНиП 2.07.01.-89. Градостроительство. Планировка и застройка город­
ских и сельских поселений /Минземстрой России. - М.: ГУП ЦГШ, 1998. - 58

7. Указания по проектированию жилых районов и микрорайонов г.Москвы. ВСН-2-74 /Мосгорисполком. - М., 1975. - 49 с.

8. Нормы проектирования планировки и застройки Москвы. ВНС-2-85
/Мосгорисполком. - М.: Стройиздат, 1986. -192 с.







Дополнительная

9. Зайцев Л.К. Экономика городского строительства. 2-е изд., перераб. и
доп. - М.: Стройиздат, 1981. - 272 с.

10. Конторович И.Я., Ривкин А.Б. Рациональное использование территории городов. -М.: Стройиздат, 1986. -172 с.

11. Конторович И.Я., Трубникова Н.М. Рекомендации по планировке жилых районов и микрорайонов. -М.: 1980.

12. Кудрявцев А.О. Рациональное использование территорий при планиров­ке и застройке городов СССР. - М.: Стройиздат, 1971. -183 с.

13. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: