Объекты охраны окружающей среды

1. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

а) земли, недра, почвы;

б) поверхностные и подземные воды;

в) леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

г)атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

2. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

3. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

 

На примере рассмотрим Уральский регион.

В Уральском районе сосредоточена значительная часть предприятий отечественной индустрии, вклад которых в загрязнение окружающей среды особенно заметен. Это – объекты топливной промышленности, электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, лесохимического комплекса. Экологические параметры многих производств и используемых на них технологий не соответствуют современным требованиям. Этот регион относится к числу наиболее загрязненных и «стрессовых» в экологическом отношении территорий России.

Уральский регион занимает первое место в стране по объему выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников, на его долю приходится более 20% общего объема таких выбросов. Наиболее «грязными» в этом отношении являются Свердловская и Челябинская области, поскольку более половины всех выбросов Уральского района обеспечивают действующие здесь предприятия. Так, объемы выбросов в атмосферу только одного ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» ежегодно превышают более 300 тыс.т, что соответствует, например, годовому выбросу всех предприятий Северо-Западного района. Примерно столько же загрязняющих веществ попадает в воздушную среду в результате работы Рефтинской ГРЭС (Свердловская область). Ежегодные выбросы в атмосферу предприятий нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в г. Уфе превышают 100 тыс.т, и таких предприятий на Урале десятки.

Неблагополучная экологическая обстановка в Уральском регионе создает тяжелые условия для проживания населения, повышает уровень заболеваемости. Ряд городов Урала – Челябинск, Екатеринбург, Курган, Нижний Тагил, Уфа и другие – находящиеся в списке населенных пунктов, вредных для проживания, а экологическая обстановка в таких городах, как Каменск-Уральский (Свердловская область), Магнитогорск и Карабаш (Челябинская область) оценивается как кризисная и соответствующая экологическому бедствию. Нередки случаи, когда уровень концентрации в атмосферном воздухе г.Магнитогорска загрязняющих веществ (сероводорода, этилбензола, диоксида азота, фенола и др.) превышает 13-20 ПДК. В г.Карабаше, где главным источником загрязнения является медеплавильный комбинат, основанный еще в 1910 г., концентрация свинца в воздухе на протяжении последних лет более чем в 50 раз превышает ПДК, мышьяка – в 10-25 раз. Урал – один из регионов страны, в котором экологическая ситуация стала едва ли не главной причиной миграционного оттока населения.

В результате хозяйственной деятельности в регионе уже скопилось свыше 20 млрд.т. промышленных отходов, включая отходы обогатительных фабрик, вскрышные и вмещающие породы. Отвалами заняты тысячи гектаров земель. Значительная часть этих отходов токсична. Только на территории Челябинской области сосредоточенно более 15% от общего их количества в стране.

В то же время уровень извлечения сопутствующих компонентов из промышленных отходов, образующихся при добыче и переработке минерального сырья и загрязняющих окружающею среду, кране низок. К примеру, переработка серы в серную кислоту из отходящих газов медеплавильных заводов Урала составляет менее 60%. В Свердловской области из накопленных отходов, содержащих ценные компоненты (черные, цветные и редкие металлы), ежегодно перерабатываются менее 0,1%.

Уровень загрязнения тяжелыми металлами почв и водоемов, прилегающих к предприятиям добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, в десятки и сотни раз превышают ПДК. Для поверхности вод характерно также интенсивное загрязнение нефтепродуктами. В результате горных разработок существенно нарушены земли, до неузнаваемости изменился облик типичных уральских ландшафтов. После многих лет добычи железной руды полностью срыта гора Высокая, исчезла гора Магнитная. Челябинский угольный бассейн практически весь выработан, остались карьеры, ямы, отвалы пустой пароды.

Особенностью региона является то, что многие нарушенные земли находятся почти в центре городов – на месте отработанных месторождений полезных ископаемых. Так, на территории г. Нижнего Тагила (Свердловская область) доля таких земель составляет 30%. В результате длительной эксплуатации крупного Верхнекамского месторождения калийных солей в Пермской области под жилой и промышленной застройкой городов Березники и Соликамск, расположенных на территории этого месторождения, образовались пустоты объемом около 30 млн. куб. м., что создает угрозу затопления рудников и возникновение провалов на земной поверхности. В последние годы здесь отмечаются техногенные землетрясения с образованием провалов глубиной более 4 м.

Столь же тревожная ситуация с водными ресурсами Урала. Обобщенный показатель загрязненности речных вод в среднем по району значительно превышает допустимый уровень. Полный цикл очистки питьевой воды на Урале осуществляется лишь на 1/5 водопроводов. Только 60% городского и менее 5% сельского населения обеспечено водопроводом и канализацией. Почти 80% рек Урала непригодны для непосредственного водоснабжения и рекреационного использования.

Острейшей социально – экологической проблемой Урала является радиационная ситуация в городах Озерск (бывший Челябинск – 65), Кыштым и близлежащих территориях в Челябинской области, где располагается первый в стране комплекс по производству плутония (ПО «Маяк»). В результате взрыва в 1957г. емкости с радиоактивными отходами оказался загрязненным ареал более чем в 2 тыс. км. кв., известный как Восточно-Уральский радиоактивный след. Повышенному воздействию радиации уже подверглось около полумиллиона человек. В настоящие время здесь располагаются потенциально опасные источники загрязнения – озеро-хранилище жидких радиоактивных отходов Карачай, могильники твердых отходов, каскад водоемов-накопителей радиоактивных растворов, представляющие реальную угрозу загрязнения радионуклидами бассейна реки Обь и Северного Ледовитого Океана. Протекающая здесь река Теча из-за радиоактивного загрязнения отходами ПО «Маяк» полностью исключена из системы водопользования.

Потенциальную угрозу экологи Удмуртской республики и Курганской области представляют находящиеся здесь арсеналы хранения запасов химического оружия, в том числе сильнодействующих отравляющих веществ. Из-за длительных сроков хранения значительная часть металлических емкостей и боеприпасов, содержащих отравляющие вещества, подвержены коррозии, поэтому возможна утечка высокотоксичных веществ. В настоящее время в соответствии с федеральной целевой программой «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» по подготовки к их утилизации.

В Пермском крае действует Статья 19. Региональный государственный контроль в области охраны окружающей среды (региональный государственный экологический контроль) 1. Региональный государственный контроль в области охраны окружающей среды (региональный государственный экологический контроль) осуществляет исполнительный орган государственной власти Пермского края на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, расположенных на территории Пермского края, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Региональный государственный контроль в области охраны окружающей среды (региональный государственный экологический контроль) осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством и административным регламентом по исполнению указанной государственной функции.                                                                                                                                                                            2. Исполнительный орган государственной власти Пермского края, осуществляющий государственный контроль в области охраны окружающей среды (региональный государственный экологический контроль), взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими федеральный государственный экологический контроль, территориальными объединениями профессиональных союзов и иными общественными и некоммерческими организациями, осуществляющими общественный экологический контроль, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Пермского края.

http://www.permecology.ru/laws_/zakon_pk_ohrana_os.html



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: