Необходимы специальные производства, способные не только перерабатывать отходы, но и получать ценные компоненты (редкие ценные металлы), а также в максимальной степени защищать окружающую среду.
Возможен и другой путь ликвидации бытовых отходов. Это помощь природным экосистемам в очищении окружающей среды. Ученные интенсивно и успешно работают над созданием специальных штаммов бактерий и грибов, способных разрушать органические соединения ароматических углеводородов и других высокомолекулярных соединений – полимеров. Особые надежды в решении этой проблемы связаны с успехам генной инженерии.
ТРЕБОВАНИЯ К УНИЧТОЖЕНИЮ ОТХОДОВ
Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека; поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия; использование новейших научно - технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий; комплексная переработка материально - сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.
|
|
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
• обеспечение проведения государственной политики в области обращения с отходами;
• осуществление правового регулирования в области обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за осуществлением такого регулирования;
• проектирование и строительство объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов;
• обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования.
Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89 (ред.10.01.2003 № 15-ФЗ) «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Федеральный закон (10.01.2002) Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
|
|
Сегодня реализация государственной политики в сфере переработки отходов затруднена по нескольким причинам (причем, это касается переработки практически всех видов отходов независимо от их класса опасности и вида):
- несовершенная нормативно - правовая база;
- отсутствие единой информационной сети и базы данных по всем видам отходов, что затрудняет принятие правильных решений;
- недолжное исполнение и отсутствие контроля за исполнением уже существующих законов и иных нормативно-правовых актов;
- недостаточное финансирование работ.
Опыт экономически развитых стран показывает, что решить проблему рециклинга отходов можно только если изменять ее комплексно, регулируя одновременно все механизмы и этапы движения мусора от источника (физ. лица, предприятия) через перевозку к пунктам хранения, переработки или захоронения. Но нельзя забывать о необходимости применения современных научно-технических достижений и управления общественным мнением. Только через активное привлечение населения к существующим в городе проблемам возможна реализация задуманного. Одними репрессивными мерами не обойтись. Таким образом, в сфере основных организационных мероприятий в области охраны окружающей среды наиболее актуальными являются разработка и принятие законодательных и нормативных актов с органами власти, направленных на создание механизмов:
- экономического стимулирования осуществления рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- ответственности хозяйствующих структур и граждан за нарушения природопользования;
- эффективного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.