Защита путем привычной деятельности

Самым жизненно значимым способом разрядки возбуждений в центральной нервной системе является физическая деятельность — действия во внешнем ми­ре: именно ими осуществляется удовлетворение всех жизненно важных потребностей. Но по различным причинам эти действия не всегда возможны, и инди­виду приходится ограничиваться умственными дейст­виями: мысленно достигать желаемого, мысленно мстить врагам, мысленно занимать определенное об­щественное положение. Все это может рассматривать­ся и как подготовительный этап конкретных дейст­вий, но если дело этим и ограничивается, потребностное возбуждение не находит должного выхода и начинает накапливаться в центральной нервной сис­теме, со всеми неблагоприятными последствиями. Какой бы эффективной ни была психическая защита любым из трех охарактеризованных выше способов, все равно необходим и четвертый: надо что-либо де­лать и физически: иначе разрядка психического напряжения окажется неполноценной.

Оказывается, есть способ деятельности, который индивиду доступен почти всегда – это привычная деятельность.

Какова польза привычек в плане психической за­щиты?

♦ Выполнение привычных действий позволяет осуществлять основное, из чего складывается сама повседневность — то есть главное содержание жизни, как процесса. Привычка связывает в единое целое определенную ситуацию и определенные проявле­ния активности (индивида), выступая тем самым как способ квантования жизнедеятельности.

♦ Упорядоченность чередования физических дей­ствий вносит упорядоченность в течение высшей нервной деятельности, а следовательно, и психики: здесь происходит упорядочение возникновения и разрядки потребносных возбуждений и реализуется принцип «внутреннее через внешнее». Воспитывая у ребенка полезные привычки, родители закладывают ба­зу упорядоченности его психики и потенциал его психи­ческой устойчивости.

♦ Привычные действия предохраняют индивида от излишнего погружения психики в иллюзорный мир и привязывают его к здравому смыслу со всеми его достоинствами.

♦ Выполнение привычных действий позволяет индивиду постоянно получать удовлетворение от до­стигнутого: небольшое, но надежное — ведь прочая деятельность не всегда его приносит, а это вызывает психическое напряжение.

♦ Привычки позволяют находить смысл в доступ­ном и повседневном и облегчают проблему поиска «смысла жизни»: в привычных действиях смысл зало­жен автоматически. И хотя это не столь уж возвышен­ный смысл, зато смысл жизненный и надежный. Ведь привычка — это механизм придания значимости ранее индифферентным, ничем не побуждаемым действиям: способ канализации жизненной активности индивида.

♦ В ходе развития ребенка привычки формируются раньше, чем такие психические новообразования, как уровень притязаний, завышенность которого нередко несет индивиду множество неприятностей. Привычка — это наша постоянная связь с детством, с периодом, когда она была сформирована. Она проносится индивидом через всю его жизнь, служа одним из существенных ме­ханизмов преемственности поколений.

♦ Привычка — надежный способ адаптации инди­вида к условиям существования: она облегчает жизнь, снижая уровень нагрузки — как физической (вследствие «отработанности» действий), так и пси­хической: ввиду отсутствия необходимости осущест­влять для каждого действия процессы мотивации, целеполагания и смыслообразования.

Список литературы.

1.Колесов Д.В. Введение в общую психологию. Учебное пособие. – М.:Издательство Московского психолого-социологического института. 2002 год

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: