Язык культуры. Культура как мир знаков и значений

Система языков культуры:

1.       Языки, использующие собственно человеческие средства:

•         Жестомимический язык – язык прикосновений и язык телодвижений, обращенный к созерцанию

•         Звуковой язык – темброритмотонационный язык, обращенный к слушанию и передвижению. И словесная речь, обращенная к слушанию и пониманию

2.       Языки, использующие внешние для человека природные средства:

•         пластические языки, фиксирующие жест в природных материалах –

конкретно-изобразительный и орнаментально – архитектонический (абстрактный)

•         письменные языки - словесный и нотный

 

Специфика языкового общения 

 

•         Языки специализированной коммуникации (производственной и социально-организационной)

•         Языки обыденного повседневного общения

•         Языки художественного общения


9. Культура и личность. Роль культуры в социализации личности.

Инкультурация – это постепенная выработка человеком навыков, манер, норм поведения, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода. Это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни определённого типа культуры. Человек подчиняется стереотипам, процедурам, принятым в группе, культуре. Эти процедуры зафиксированы прежде всего в языке – в способах устной речи, письма и чтения. В целом процесс инкультурации происходит в системе таких социально-культурных элементов, как язык, ценностно смысловые ориентиры, общественные идеалы, процедуры развития творческой деятельности, система коллективного знания, системы и способы передачи и распространения информации и знаний, этические нормы, картина мира. Процесс инкультурации зависит от сочетания данных элементов и протекает по-разному в различных культурах.

Социализация – это процесс выработки человеком социальных норм и правил жизнедеятельности. Результатом социализации должно стать развитие активной, полноценной личности в обществе

В процессе социализации происходит постепенное вовлечение индивида в жизнь общества, приобщение его к истории и традициям, передача основных форм социо-культурного опыта, обретение социальных ролей.

К основным факторам социализации следует отнести: экономические условия жизнедеятельности, социальные отношения, этнические, религиозные и культурные особенности.

Семья, школа, Вуз, СМИ, помогают приобрести необходимые навыки, знания, культурные нормы и традиции.

Существует множество разных трактовок процесса социализации:

•         Тарт – принцип подражания,

•         Парсонс – вбирание информации о значимых,

•         Смелзер – приобретение людьми опыта и ценностей, а также передача опыта от поколения к поколению.

•  Другие – непрерывный процесс обучения и роста.

Суть социализации состоит в том, что личностная или частная и социальная сферы находятся в процессе постоянного взаимодействия и взаимоопределения в процессе обучения и роста человека.

Процесс социализации как удовлетворение потребностей:

• физиологических и ексуальных, обеспечивающих физическое становление и жизнь человека

• в безопасности, уверенности в завтрашнем дне

• социальных – в любви, привязанности, принадлежности к коллективу

• в признании, оценке, престиже, уважении

• в реализации талантов и способностей

Эстетическая культура человека:

• эстетический вкус, такт, мастерство

компоненты культуры поведения человека

• Внутренне содержание (сущность) человека

• Внешнее выражение поведения

• Характер взаимосвязи и степень их соответствия

Нормы и правила, обеспечивающие нравственно-эстетический характер отношений в воинский коллективах:

•         Воинская субординация

•         Сознательная дисциплина

•         Взаимное уважение

•         Уважение к старшим по званию, по возрасту

•         Выдержка, спокойствие




Искусство в системе культурных ценностей.

Искусство – специфический способ целостного самоутверждения человеком своей сущности, спосод формирования «человеческого» в человеке.

Характерные черты искусства:

•         Субъективное восприятие действительности

•         Связано с переживаниями и эмоциями

•         Преимущественно чувственное восприятие

•         Коммуникативность (средство общения между людьми)

•         Образность

•         Творческий характер

Социальные функции искусства

•         Познавательная

•         Коммуникативная

•         Воспитательная

•         Эстетическая

•         Эвристическая

Теории происхождения искусства:

•         Религиозная теория

•         Теория игры

•         Эротическая теория

•         Теория подражания

•         Трудовая (марксистская)

Классификация видов искусств:

1.       пространственные:

•         литература

•         архитектура

•         скульптура

•         живопись

•         графика

2.       временные:

•         музыка

•         балет

•         драма

•         пантомима

•         цирк

3.       декоративно-прикладные

4.       технические

•         кино

•         фото

•         телевидение

•         дизайн

•         цветомузыка

5.       синтетические

•         театр – литература, актерское мастерство, живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство

•         балет – танец, музыка, живопись, скульптура,

•         эстрада – музыка, пение, декламация. Танец, иллюзион, акробатика

•         цирк – спорт, дрессировка, эксцентрика, иллюзион, клоунада

Стили в искусстве: - романский, готический, барокко, классицизм, рококо, романтизм, реализм, натурализм, и в 20 веке – модернизм, символизм, импрессионизм, сюрреализм, абстракционизм, футуризм, дадаизм.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: