Чтобы понять сущность явления, надо знать, как оно зародилась и какие этапы прошло в своём развитии.
Источники изучения:
1. священные книги. У каждого народа есть свои священные писания (Индия – Веды, Буддизм – Трипитаки, Библия – Ветхий Завет (иудеи) и Новый Завет (христианство)).
2. научные источники: археология, антропология, палеонтология, геология, физика, химия.
3. фольклорные источники: мифы, предания, сказки, песни, пословицы, поговорки.
Для каждой эпохи свойственны соответствующие картины мира:
• I эпоха: эпоха первобытности – мифологическая картина мира.
• II эпоха: эпоха древней цивилизации и средневековья – религиозная картина мира.
• III эпоха: эпоха возрождения – гуманистическая картина мира (главная роль человека)
• IV эпоха: эпоха просвещения – просветительская (Руссо, Дидро).
• V эпоха: эпоха научной революции (XIXв.) – эволюционистская (открытия биологии, географии, химии).
• VI эпоха: эпоха НТР (XXв.) – релятивистская (относительная) картина мира.
|
|
Основные версии оантропогенеза:
1. Орудийно-трудовая (19в.) – Дарвин, Маркс. Суть: основой культуры является труд, труд создал человека, в процессе труда формируется речь и мышление.
2. Игровая – культура возникает в игре, как игра. Способностью к игре обладают все живые организмы, но только человек способен к игре в полном смысле этого слова, а именно, к игре с воображаемыми возможностями. С развитием культуры игра отходит на второй план и растворяется в искусстве, политике, спорте.
3. Психоаналитическая (натуралистическая). Культура отталкивается от психобиологической культуры человека и недооценивает социальные факторы. Культура – проекция человеческой психики на общественный экран.
4. Символическая (семиотическая). В объяснении культуры отталкиваются от свойственной только человеку способности создавать образы и символы.
5. функциональная теория (Малиновский, Фриш). Культура возникает как ответ на естественные потребности человека (первичные и вторичные)
6. теория диффузионизма. Культура в силу благоприятных условий, включая природные факторы, зародилась в одном месте и кругами распространилась в разные стороны. Например, Тибет является основным культурным ареалом.
7. социологическая теория. Человек формируется под влиянием общественной среды.
Особенности первобытного мышления и его роль в формировании культуры.
Отличительной чертой первобытной культуры является сенкритизм – нерасчленённость, слитность всех составных элементов, либо частей культуры.
|
|
Появление ранних форм культуры относят к эпохе верхнего палеолита (4 тыс. лет до НЭ).
Переход от первобытности к цивилизациям происходит в эпоху неолита (с 4 тыс.до н.э.)
Для этого имелись соответствующие предпосылки:
• Природные (наличие великих рек)
• Экономические (более высокий уровень техники)
• Социально-политический (появляется социальное неравенство, складываются сословия, касты).
Древние цивилизации – некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией еще не является, а именно доклассовому, догородскому, догражданскому, догосударственному, дописьменному состоянию общества и культуры.
Древние цивилизации –древние не столько в силу временных признаков, а скорее в силу того, что они унаследовали от первобытности: стиль мышления, способ речи и действия.
Миф в эпоху первобытности становится основой мировоззрения, прагматическим законом, обязателен для выполнения. Он обосновал необходимость выполнения религиозных обрядов и культов, формировал этические и эстетически идеалы, объяснял непонятные явления, регулировал взаимоотношения людей.
Миф как феномен культуры.
Миф с греческого означает речь, рассказ, устное повествование. Мифы проявляются тогда, когда человек выделяет себя из окружающего мира и осознаёт противоречия между ним и окружающим миром.
Миф – иллюзорное разрешение противоречий между человеком и окружающим миром (жизнь и смерть, день и ночь).
По структуре миф состоит из 2-х частей:
• Обращение к далёкому прошлому.
• Объяснение настоящего и будущего с помощью опытов предков.
Существуют различные теории мифа:
1. натуралистическая (природная). Миф – олицетворённое описание и объяснение явлений природы.
2. социальная (общество). Миф – отражение социальной реальности.
3. психоаналитическая. Миф – отражение индивидуального, коллективного бессознательного начала человеческой психики.
4. ритуалистическая. Миф – словесный ряд ритуала.
5. лингвистическая. Миф отражает определённый этап человеческой речи и человеческого мышления.
6. эвгемеристическая (миф – легенда).
7. игровая.
8. функциональная. Малиновский.
9. просветительская. Миф – выдумка.
10. символическая.
Категории мифа:
1. миф о небесных явлениях.
2. мифы о происхождении людей от животных, и наоборот (Дарвин).
3. мифы космогонические.
4. мифы эскатологические – пророчество конца света.
5. мифы о культурных героях.
6. мифы о мировом древе.
Миф в эпоху первобытности становится основой мировоззрения, прагматическим законом, обязателен для выполнения. Он обосновал необходимость выполнения религиозных обрядов и культов, формировал этические и эстетически идеалы, объяснял непонятные явления, регулировал взаимоотношения людей.