Охрана и рациональное использование диких животных определяется Конституцией РФ, федеральными законами, постановлениями и другими законодательными актами. Наиболее важным из них является Закон РФ «О животном мире» (март 1995). Согласно этому закону, «животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации».
Этот закон предусматривает порядок использования охотничьих животных, ведение мониторинга за популяциями диких животных, меры по охране и восстановлению редких и исчезающих видов.
В системе мер по охране животных одно из центральных мест отводится ведению Красной книги Российской Федерации и красных книг субъектов РФ как важнейшему условию, способствующему сохранению биоразнообразия.
|
|
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации (февраль 1996) «О Красной книге Российской Федерации» ведение ее осуществляется федеральными органами природно-ресурсного блока (в частности, Министерства природных ресурсов) и РАН. При этом порядок ее ведения регламентируется Положением о порядке ведения Красной книги Российской Федерации, утвержденным Госкомэкологии России (октябрь 1997) и зарегистрированным Минюстом России (декабрь 1997).
По состоянию на 1 ноября 1997 г. в Красную книгу РФ включено 415 видов животных (из них 155 видов беспозвоночных, 4 - круглоротых, 39 - рыб, 8 - амфибий, 21 - рептилий, 123 - птиц и 65 - млекопитающих). По сравнению с предыдущей Красной книгой России (1983) число видов животных в ней увеличилось в 1,6 раза. Вместе с тем из новой Красной книги РФ было исключено 38 видов животных, состояние популяций которых благодаря принятым мерам охраны в настоящее время не вызывает опасений.
На конец 1997 г. в 18 субъектах Российской Федерации созданы Красные книги, в 39 субъектах Федерации составлены и утверждены списки редких и исчезающих видов животных и растений.
Особо охраняемые территории
С целью сохранения памятников природы, эталонов естественных природных ландшафтов, начиная со второй половины XIX в., в разных районах земного шара стали создавать особо охраняемые природные территории. К 1975 г. в мире насчитывалось свыше 1350 различных особо охраняемых территорий. Наибольшее количество их находится в США, Австралии, России, Японии и Канаде. Особенно увеличилось число охраняемых территорий за последние десятилетия. В настоящее время охраняются не только участки суши, но и участки акватории.
|
|
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) в зависимости от их назначения, особенностей заповедного режима и размеров подразделяются на несколько типов: заповедники, заказники, резерваты, национальные, природные парки, памятники природы. В России к особо охраняемым территориям относят заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады и др.
Государственные заповедникинаиболее эффективная форма охраны ландшафтов. В заповедниках охраняются все природные объекты, присущие территории или акватории, и все взаимосвязи между ними, весь природно-территориальный комплекс в целом, участок естественного ландшафта со всеми его компонентами. Часто заповедники играют роль резерватов по охране редких и исчезающих видов животных и растений. В заповедниках запрещена всякая хозяйственная деятельность (рубка леса, сенокошение, выпас скота, добыча полезных ископаемых, сбор ягод, грибов, образцов минералов и горных пород и т.д.). Количество посетителей заповедника строго регламентировано и находится в соответствии с площадью, возможностями и конкретной обстановкой на охраняемой территории.
Территории с наиболее строгим режимом охраны природы в зарубежных странах называют резерватами. Они составляют самую ценную, чаще центральную часть обширных охраняемых территорий - заповедников, национальных парков. В резерватах не только полностью запрещена всякая хозяйственная деятельность, но они закрыты для посещения экскурсантами и туристами.
Заказники - это территории (или акватории) с частичным или временным режимом охраны природы. В них допускается использование отдельных природных ресурсов. Чаще встречаются охотничьи заказники. В них запрещается в течение нескольких лет или в отдельные сезоны охота на определенные виды животных до восстановления их численности. Заказники организуются для охраны нерестилищ рыб (ихтиологические), скоплений птиц во время линьки, сезонных миграций (орнитологические).
Особое место национальным паркам уделено в Федеральном законе России «Об особо охраняемых природных территориях» (февраль 1995). Национальный парк в основном должен соответствовать международным критериям, принятым МСОП в 1969 г.
Памятники природы - уникальные объекты, ценные в научном, эстетическом, историческом и культурном отношении, взятые под охрану. Памятниками природы могут быть водопады, гейзер источники, пещеры, геологические обнажения, палеонтологические находки, рощи реликтовых деревьев и даже отдельные деревья, имеющие историческую или эстетическую ценность.
Кроме этого специально охраняются дендрологические парки и ботанические сады, парки исторических усадеб, леса в верховьях и поймах рек, полезащитные лесополосы, леса курортных районов, зеленые зоны вокруг городов и поселков. Эти территории изъяты из промышленной эксплуатации.
Заключение
Охрана природы осуществляется одновременно с рациональным природопользованием в следующих двух важнейших направлениях: сведение к минимуму вредных воздействий на природу со стороны производственной деятельности и осуществление мер, стимулирующих нормальное функционирование биосферы и составляющих ее экосистем. В последние десятилетия проводились экологические исследования особенностей структуры и закономерностей функционирования многих естественных природных экосистем, степени их устойчивости к антропогенным воздействиям. Были изучены механизмы поддержания оптимального динамического равновесия газов в атмосфере, гидрологического режима в биосфере, оптимизации почвообразовательных процессов. Человек научился создавать высокопродуктивные искусственные экосистемы.
|
|
Эти достижения экологии и охраны природы имеют огромное значение, потому что в нашей стране начинается новый этап социально-экономического развития общества, а человечество вступает в период, когда любую производственную деятельность необходимо соизмерять с возможностями биосферы, научиться управлять процессами, происходящими в ней. По мнению академика С.С.Шварца, «экология на наших глазах становится основой поведения человека индустриального общества в природе». Это поведение должно быть нормировано законодательными актами, международными соглашениями.
В Российской Федерации охрану, контроль и регулирование рационального использования природных ресурсов и окружающей среды осуществляют федеральные органы исполнительной власти (Правительства Российской Федерации), Министерство природных ресурсов, Государственный комитет по метеорологии и мониторингу окружающей среды (Госгидромет), Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, соответствующие департаменты Министерства сельского хозяйства РФ (Департамент по охране и рациональному использованию ресурсов охотничьих животных и Департамент по рыболовству), Министерства здравоохранения РФ и др.
Рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды в 89 субъектах РФ осуществляют органы исполнительной власти регионов и территориальные органы. Все эти организации относительно молоды, и они были созданы в последнее десятилетие.
Для национальной политики в области охраны природы и рационального природопользования на современном этапе развития России характерны реформирование органов управления природопользования и охраны окружающей среды, внедрение в управление использования природных ресурсов и природоохранную практику преимущественно экономических методов воздействия на деятельность предприятий, организаций, объединений. Необходимо использование методов, основанных на платности природопользования, возмещении нанесенного природе экологического ущерба.
|
|
Деятельность органов исполнительной власти осуществляется на основе законов, постановлений и решений, имеющих законодательный характер. Общегосударственные правовые установления в отношении рационального природопользования и охраны окружающей среды содержатся в Конституции Российской Федерации (1993).
Для решения природоохранных проблем большое значение имеет действующий сейчас Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (декабрь 1991). В 1993 г. был издан постатейный комментарий к этому закону России. В соответствии с этим законом оценку состояния окружающей среды, в том числе и в чрезвычайных экологических ситуациях, необходимо проводить не только с позиций охраны здоровья населения, но и с учетом особенностей функционирования естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Закон предусматривает организацию экологического контроля за состоянием окружающей природной среды, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, почв, за возможными последствиями этих загрязнений для растений, животных и человека.
Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (февраль 1995) регулирует отношения в области их организации, охраны и использования таких территорий для сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, растений и животных, их генетического фонда, для изучения естественных процессов в биосфере и для контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения. «Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны». Закон определяет категории и статус особо охраняемых природных территорий: заповедников (в том числе биосферных), национальных и природных парков, заказников, памятников природы и некоторых других.
Этот закон определяет порядок образования особо охраняемых природных территорий, особенности их правового положения, режим охраны, порядок ведения Государственного кадастра этих территорий. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния и в зависимости от категории являются собственностью федеральной, субъектов РФ или муниципальных образований.
Земельный кодекс России (май 1991) упростил порядок изъятия земельных участков в пользование, собственность и аренду лиц и организаций, участков и земель в лесах первой группы для государственных и общественных нужд. Новое земельное законодательство обеспечивает сохранение наиболее ценных природных объектов, особо охраняемых природных территорий.
Лесной кодекс РФ (январь 1997) устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.
В Лесном кодексе леса подразделяются на группы и категории в соответствии с их экологическим, социальным и экономическим значением. Это важно для рационального использования и охраны лесных ресурсов.
Лесным кодексом установлены общие требования к ведению лесного хозяйства: сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойств лесов; воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов и др.
Важным правовым актом, регламентирующим рациональное использование и охрану водных ресурсов, является Водный кодекс РФ (октябрь 1995), которым устанавливается государственная собственность на большинство водных объектов.
Государственные органы управления по использованию и охране водных объектов имеют следующие полномочия: они определяют порядок установления водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов и режима использования их территории; определяют режим особо охраняемых водных объектов, находящихся в федеральной собственности; проводят государственные экспертизы предпроектных и проектных документов на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов; осуществляют государственный мониторинг водных объектов, их охрану от загрязнения.
Водоохранные зоны водных объектов, которые служат источниками питьевого водоснабжения или местами нереста ценных видов рыб, объявляются особо охраняемыми территориями в порядке, установленном Правительством России.
Федеральный закон «О животном мире» (апрель 1995) регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды обитания животных в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.
Происходящая перестройка государственного управления природопользованием и охраной окружающей природной среды должна обеспечить формирование современного экологоприродоохран-ного законодательства, создать благоприятные условия для действенной охраны целостных природных комплексов (в отличие от преобладавшей ранее поресурсной формы охраны природы), упорядочения системы особо охраняемых природных территорий (отход от прежней чрезвычайной их множественности), усиления охраны живой природы.