Как и у других народов, право древнего Китая имело в основе правовой обычай, судебные решения и постановления центральной власти. На формирование правового менталитета китайского общества определяющее влияние оказали две основные школы – конфуцианство и легизм.
Основателем первой был Конфуций. Конфуцианство проповедовало духовное благородство, гуманизм, строгое соблюдение обычаев. Задолго до христианства и категорического императива И. Канта он сформулировал следующее положение: «Не делай другому того, чего не пожелаешь себе». Конфуций ставил общественную мораль выше права. Он отмечал:
Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклониться от наказания и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ познает стыд и исправится [1, с. 68-69].
В основе человеческой добродетели лежит моральное начало (ли).
В основе правопонимания легистов лежит строгое соблюдение юридического закона (фа). Легизм возник позже конфуцианства, в III в. до н.э., и между этими школами шла напряженная дискуссия, которая нередко перерастала в открытую политическую борьбу, поскольку философские концепции служили идейной основой определенных политических сил. Со временем был достигнут компромисс, который выражался в формуле «где не хватает «ли» пусть применяется «фа».
Основными объектами права собственности выступали земля и рабы. На различных этапах развития государственности отношение к ним изменялось. Так, в период господства иньской династии вся земля считалась собственностью императора, частные лица могли ею владеть на правах пользования. Рабы были также государственной собственностью, и хотя находились в пользовании частных лиц, не могли быть объектом купли-продажи. В государстве Чжоу земля становится частной собственностью, а рабы – предметом покупки и обмена. Существовало разделение на государственных рабов и рабов, принадлежащих частным лицам. Во времена господства династии Цинь интенсивно развивается частнособственническое землевладение, основной земельный фонд сосредоточивается в руках новой знати. В ряде регионов Китая стали активно применяться торговые сделки с землей, а торговля рабами осуществлялась свободно и повсеместно.
В древнекитайском праве достаточно рано сложилась практика договорных отношений. Распространенными были договоры мены (самый древний), купли-продажи (обязательно письменный и с уплатой государственной пошлины, от чего императорская казна имела немалый доход), дарения различного имущества, в том числе рабов, займа, существовавшего, вероятно, и раньше, но юридическое оформление в виде долговой расписки, залога, письменных обязательств, получивших только в период Чжаньго, аренды земли. Существовали ростовщичество и долговое рабство.
Семейное право было типичным для Древнего мира, и изменения политической ситуации на него не оказывали существенного влияния. Власть главы семьи, которым являлся мужчина, была абсолютной. Жены и дети всецело зависели от его воли. Семьи были многочисленные, поскольку существовало многоженство. В семье свято хранились традиции и поклонение предкам. Замужняя женщина не могла иметь личного имущества, всецело зависела от мужа, хотя имела некоторые весьма ограниченные права на наследование имущества после смерти мужа.
Уголовное право было в Китае доминирующей отраслью и отличалось чрезвычайной жестокостью. Практически большинство правонарушений в области не только уголовных, но и гражданских, административных, равно как и других сфер правоотношений, рассматривалось в качестве уголовных. По преданию в кодекс (X в. до н.э.) входило 3 тыс. статей, было до 500 видов преступлений. Однако это не всегда помогало и, как гласит древняя китайская мудрость, «через сеть законов могла проскользнуть рыба, заглатывающая корабли». В эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных видов преступлений. Среди основных можно выделить следующие:
• государственные – мятеж, заговор;
• религиозные – шаманство, выбрасывание золы на улицу;
• против личности – убийство, нанесение телесных повреждений;
• против собственности – кража, грабеж, убой чужого скота;
• воинские – неявка к установленному сроку на место сбора, трусость.
Обычай кровной мести, существовавший в догосударственную эпоху, с появлением государственной власти был вытеснен системой телесных наказаний и широкого применения смертной казни. Основной целью наказания, особенно во времена Цинь, было устрашение. Существовала традиционная пятичленная система наказания (сян), которой мог подвергаться преступник: татуировка, отрезание носа, отрубание ноги, кастрация, смертная казнь. Наказания могли применяться как выборочно, если преступник не приговаривался к смертной казни, так и в комплексе.
Смертная казнь существовала в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю). Смертная казнь была долгой, изощренной и мучительной. Она подразделялась на стадии: сначала татуировка, затем отрезание носа, отрубание ног и забитие палками. Истреблялись родственники в трех поколениях. Этот способ был отменен только в начале II в. до н.э.
От наказания можно было в ряде случаев откупиться высоким штрафом. Помимо казни и членовредительства, применялись тюремное заключение, клеймение тушью на лице, битье малой и большой бамбуковой палкой, плетью, превращение женщин в рабынь-затворниц.
Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах исполняли представители местной администрации. Имелись специальные чиновники, разыскивавшие преступников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполнение судебные решения).
Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинительно-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях совершения преступлений рабами.
Заключение
Колыбелью китайской цивилизации является обширный район вокруг места впадения р. Вэйхэ в Хуанхэ, где уже в V тыс. до н.э. возникли сельскохозяйственные общины.
Начиная с династии Шан, позднее получившей название Инь, историю древнего Китай принято делить на четыре периода:
1) царство Шан (Инь) – XVII–XII в. до н.э.;
2) царство Чжоу – XII в. до н.э. – 221 г. до н.э.;
3) царство Цинъ – 221–206 гг. до н.э.;
4) царство Хань – 206 г. до н.э. – 220 г. н.э.
Отметим, что Циньский император являлся неограниченным главой государства, в руках которого была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, административной и высшей судебной власти. Власть императора была наследственной и передавалась, как правило, старшему сыну. Император стремился сосредоточить в своих руках и духовную власть, ведя решительную борьбу против местных культов. Он фактически являлся верховным жрецом страны.
Центральные административные органы страны подразделялись на несколько крупных ведомств: военное, судебное, финансовое, ведомство императорского двора, ведомство обрядов, ведомство по охране императора и верховная прокуратура.
Вся территория циньской империи была разделена на тридцать шесть округов, каждый из которых делился в свою очередь на уезды(сянь), уезд – на волости (сян), а волость –на десять типов – низшие административные единицы, объединявшие около десяти общин (ли).
Несмотря на распространение частной земельной собственности и реформы Шан Яна, в Китае в период империи Цинь сохранились общинные органы самоуправления, что свидетельствует и о существовании общины.
Как и у других народов, право древнего Китая имело в основе правовой обычай, судебные решения и постановления центральной власти. На формирование правового менталитета китайского общества определяющее влияние оказали две основные школы – конфуцианство и легизм.
Основателем первой был Конфуций. Конфуцианство проповедовало духовное благородство, гуманизм, строгое соблюдение обычаев.
Список литературы
1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. М., 1953.
2. Адамчик ВВ., Адамчик MB., Бадан А.И. и др. История Китая М Мн., 2005.
3. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. М.: Знание, 1983
4. Грэй Дж. Г. История Древнего Китая / Пер. с англ. А.Б. Вальд-ман. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. — 606 с.
5. История Китая с древнейших времен до наших дней. М.: Мысль, 1974
6. История Древнего Востока/ под ред. В. И. Кузищина.–2-е изд., перераб. и доп.– М.: Высш. шк., 1988
7. Крюков М.В. и др. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М.: Знание, 1983
8. Переломов Л.С. Империя Цинь - первое централизованное государство в Китае. М.:Восточная литература, 1962