Древнекитайское право

 

Как и у других народов, право древнего Китая имело в осно­ве правовой обычай, судебные решения и постановления цен­тральной власти. На формирование правового менталитета ки­тайского общества определяющее влияние оказали две основные школы – конфуцианство и легизм.

Основателем первой был Конфуций. Конфуцианство пропо­ведовало духовное благородство, гуманизм, строгое соблюдение обычаев. Задолго до христианства и категорического императива И. Канта он сформулировал следующее положение: «Не делай другому того, чего не пожелаешь себе». Конфуций ставил обще­ственную мораль выше права. Он отмечал:

Если руководить народом посредством законов и поддерживать по­рядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклониться от наказания и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ри­туала, народ познает стыд и исправится [1, с. 68-69].

В основе человеческой добродетели лежит моральное начало (ли).

В основе правопонимания легистов лежит строгое соблюде­ние юридического закона (фа). Легизм возник позже конфуци­анства, в III в. до н.э., и между этими школами шла напряжен­ная дискуссия, которая нередко перерастала в открытую поли­тическую борьбу, поскольку философские концепции служили идейной основой определенных политических сил. Со временем был достигнут компромисс, который выражался в формуле «где не хватает «ли» пусть применяется «фа».

Основными объектами права собственности выступали земля и рабы. На различных этапах развития государственности отно­шение к ним изменялось. Так, в период господства иньской дина­стии вся земля считалась собственностью императора, частные лица могли ею владеть на правах пользования. Рабы были также государственной собственностью, и хотя находились в пользова­нии частных лиц, не могли быть объектом купли-продажи. В госу­дарстве Чжоу земля становится частной собственностью, а рабы – предметом покупки и обмена. Существовало разделение на госу­дарственных рабов и рабов, принадлежащих частным лицам. Во времена господства династии Цинь интенсивно развивается част­нособственническое землевладение, основной земельный фонд сосредоточивается в руках новой знати. В ряде регионов Китая стали активно применяться торговые сделки с землей, а торговля рабами осуществлялась свободно и повсеместно.

В древнекитайском праве достаточно рано сложилась прак­тика договорных отношений. Распространенными были договоры мены (самый древний), купли-продажи (обязательно письмен­ный и с уплатой государственной пошлины, от чего императорская казна имела немалый доход), дарения различного имущества, в том числе рабов, займа, существовавшего, вероятно, и раньше, но юри­дическое оформление в виде долговой расписки, залога, пись­менных обязательств, получивших только в период Чжаньго, аренды земли. Существовали ростовщичество и долговое рабство.

Семейное право было типичным для Древнего мира, и изме­нения политической ситуации на него не оказывали существен­ного влияния. Власть главы семьи, которым являлся мужчина, была абсолютной. Жены и дети всецело зависели от его воли. Семьи были многочисленные, поскольку существовало много­женство. В семье свято хранились традиции и поклонение пред­кам. Замужняя женщина не могла иметь личного имущества, всецело зависела от мужа, хотя имела некоторые весьма ограни­ченные права на наследование имущества после смерти мужа.

Уголовное право было в Китае доминирующей отраслью и от­личалось чрезвычайной жестокостью. Практически большинство правонарушений в области не только уголовных, но и граждан­ских, административных, равно как и других сфер правоотноше­ний, рассматривалось в качестве уголовных. По преданию в ко­декс (X в. до н.э.) входило 3 тыс. статей, было до 500 видов пре­ступлений. Однако это не всегда помогало и, как гласит древняя китайская мудрость, «через сеть законов могла проскользнуть рыба, заглатывающая корабли». В эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных видов преступлений. Среди основных можно выделить следующие:

• государственные – мятеж, заговор;

• религиозные – шаманство, выбрасывание золы на улицу;

• против личности – убийство, нанесение телесных повре­ждений;

• против собственности – кража, грабеж, убой чужого скота;

• воинские – неявка к установленному сроку на место сбо­ра, трусость.

Обычай кровной мести, существовавший в догосударственную эпоху, с появлением государственной власти был вытеснен сис­темой телесных наказаний и широкого применения смертной казни. Основной целью наказания, особенно во времена Цинь, было устрашение. Существовала традиционная пятичленная сис­тема наказания (сян), которой мог подвергаться преступник: та­туировка, отрезание носа, отрубание ноги, кастрация, смертная казнь. Наказания могли применяться как выборочно, если преступ­ник не приговаривался к смертной казни, так и в комплексе.

Смертная казнь существовала в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглав­ливание, закапывание живым в землю). Смертная казнь была долгой, изощренной и мучительной. Она подразделялась на ста­дии: сначала татуировка, затем отрезание носа, отрубание ног и забитие палками. Истреблялись родственники в трех поколени­ях. Этот способ был отменен только в начале II в. до н.э.

От наказания можно было в ряде случаев откупиться высоким штрафом. Помимо казни и членовредительства, применялись тю­ремное заключение, клеймение тушью на лице, битье малой и большой бамбуковой палкой, плетью, превращение женщин в рабынь-затворниц.

Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебные функ­ции на местах исполняли представители местной администра­ции. Имелись специальные чиновники, разыскивавшие преступ­ников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполне­ние судебные решения).

Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинительно-состязательный характер. Позднее этот вид про­цесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях совершения преступлений рабами.

 



Заключение

 

Колыбелью ки­тайской цивилизации является обширный район вокруг места впадения р. Вэйхэ в Хуанхэ, где уже в V тыс. до н.э. возникли сельскохозяйственные общины.

Начиная с династии Шан, позднее получившей название Инь, историю древнего Китай принято делить на четыре периода:

1) царство Шан (Инь) – XVII–XII в. до н.э.;

2) царство Чжоу – XII в. до н.э. – 221 г. до н.э.;

3) царство Цинъ – 221–206 гг. до н.э.;

4) царство Хань – 206 г. до н.э. – 220 г. н.э.

Отметим, что Циньский император являлся неограниченным главой государства, в руках которого была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, административ­ной и высшей судебной власти. Власть императора была наследственной и передавалась, как правило, старшему сыну. Император стремился сосредоточить в своих руках и духовную власть, ведя решительную борьбу против мест­ных культов. Он фактически являлся верховным жре­цом страны.

Центральные административные органы страны под­разделялись на несколько крупных ведомств: военное, су­дебное, финансовое, ведомство императорского двора, ве­домство обрядов, ведомство по охране императора и вер­ховная прокуратура.

Вся территория циньской империи была разделена на тридцать шесть округов, каждый из которых делился в свою очередь на уезды(сянь), уезд – на волости (сян), а волость –на десять типов – низшие административные единицы, объединявшие около десяти общин (ли).

Несмотря на распространение частной земельной собственности и реформы Шан Яна, в Китае в период империи Цинь сохранились общинные органы самоуправления, что свидетельствует и о существовании общины.

Как и у других народов, право древнего Китая имело в осно­ве правовой обычай, судебные решения и постановления цен­тральной власти. На формирование правового менталитета ки­тайского общества определяющее влияние оказали две основные школы – конфуцианство и легизм.

Основателем первой был Конфуций. Конфуцианство пропо­ведовало духовное благородство, гуманизм, строгое соблюдение обычаев.

 



Список литературы

 

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. М., 1953.

2. Адамчик ВВ., Адамчик MB., Бадан А.И. и др. История Китая М Мн., 2005.

3. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. М.: Знание, 1983

4. Грэй Дж. Г. История Древнего Китая / Пер. с англ. А.Б. Вальд-ман. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. — 606 с.

5. История Китая с древнейших времен до наших дней. М.: Мысль, 1974

6. История Древнего Востока/ под ред. В. И. Кузищина.–2-е изд., перераб. и доп.– М.: Высш. шк., 1988

7. Крюков М.В. и др. Древние китайцы в эпоху централизованных импе­рий. М.: Знание, 1983

8. Переломов Л.С. Империя Цинь - первое централизованное государство в Китае. М.:Восточная литература, 1962

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: