Исследования специалистов показывают перспективность решения дидактических задач путем более полной реализации межпредметных связей, способствующих систематизации знаний учащихся, выработке у них умений и навыков по ряду предметов. Однако эпизодическое использование знаний одного предмета при изучении другого способно лишь частично выработать синтезированные знания и умения.
Особая роль в решении вопроса по проблемам реализации межпредметных связей принадлежит формированию общих понятий на межпредметной основе.
Рассмотрев ситуацию, при которой межпредметные связи в преподавании используются успешно, многообразие видов деятельности учащихся можно объединить в три группы:
1. Привлечение понятий и фактов из родственных дисциплин для расширения области практического применения теории, изучаемой в данном предмете.
2. Привлечение теорий, изученных на других предметах, для объяснения фактов, рассматриваемых в данной учебной дисциплине.
3. Привлечение практических умений и навыков, полученных на уроках родственных дисциплин, для получения новых экспериментальных данных.
|
|
Успешная деятельность учителя по реализации межпредметных связей требует специальных условий. К ним можно отнести координацию учебных планов и программ, координацию учебников и методических пособий, а также разработанную и экспериментально проверенную методику обучения учащихся переносу необходимой информации из одной дисциплины в другую и эффективные способы проверки этого важного умения.
Создание благоприятных условий для деятельности учителей и учащихся является важной задачей методистов, ученых-педагогов. В этой области предстоит еще много сделать. Требует углубленного изучения проблема координации учебных курсов по ступеням развития естественнонаучных понятий, методам экспериментального исследования и др. Необходимо также изучить вопросы согласования методических подходов к рассмотрению общих для курсов понятий, фактов, теорий.
Наряду с тем, что отдельные важные вопросы межпредметных связей еще не разработаны, трудности в их использовании возникают также по причине слабой соответствующей подготовки учителей. Принципиально методику обучения учащихся, основанную на использовании межпредметных связей в учебной деятельности можно представить состоящей из трех ступеней, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Этапы обучения на основе использования межпредметных связей
Первая ступень – воспроизводящая Цель – приучить учащихся использовать полученные знания | ||||
1 этап Учащиеся повторяют необходимые сведения из соответствующих дисциплин. | 2 этап Учитель объясняет новый учебный материал, используя факты и понятия из одного учебного предмета, на примерах из другого. | 3 этап Учитель излагает новый материал, привлекая теорию из смежной дисциплины для объяснения рассматриваемых явлений. | ||
Вторая ступень – использование знаний
Цель – перенос знаний из предмета в предмет | ||||
4 этап Учащиеся должны самостоятельно воспроизводить отдельные знания фактического или теоретического характера из смежной дисциплины. | 5 этап Учащиеся должны привлекать факты и понятия, усвоенные ими на уроках одной дисциплины, для подтверждения вновь усваиваемых знаний на уроках другой. | 6 этап Учащиеся должны самостоятельно привлекать теорию, изученную на уроках одного предмета, для объяснения изучаемых явлений в курсе другого. | ||
Третья ступень – обобщающая Цель – обучить учащихся применять понятия, факты, законы и теории для иллюстрации единства мира,, а также использовать общие законы диалектики для объяснения явлений. | ||||
7 этап Учитель объясняет проявление в изучаемых на уроках данной дисциплины явлениях общих законов диалектики. | 8 этап Учитель объясняет место изучаемых явлений в общей картине мира. | 9 этап Учащиеся воспроизводят общие законы диалектики при объяснении явлений, изучаемых на уроках данной дисциплины. |
Выделенные ступени и этапы довольно условны. В практической работе учителя этапы обучения учащихся переносу знаний из предмета в предмет могут в значительной мере варьироваться. Основная цель использования ступеней и этапов состоит, во-первых, в упорядочении работы учителей по реализации межпредметных связей в преподавании, во-вторых, они позволяют судить о достигнутых в работе результатах обучения, в-третьих, дают возможность оценить степень овладения учащимися умением переносить и использовать знания, полученные на занятиях смежных дисциплин. Всё это, безусловно, повышает уровень познавательной деятельности учащихся.
Межпредметные связи в обучении предметам