Требования профессии

Введение

Экскурсионное дело — важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу — свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 70-е и 80-е годы этого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно ведущих экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.

После двадцати лет работы были определены функции, признаки и аспекты экскурсий, сущность и особенности двух важнейших элементов — показа и рассказа — экскурсионного метода; выработаны классификация экскурсий и дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию населения; разработаны основы методологии и методики, элементы экскурсионной педагогики и психологии, а также определены составные части экскурсионного дела и особенности профессионального мастерства экскурсовода.

Возникновение экскурсионной теории — результат активной познавательной деятельности на местах, обобщения практики десятков тысяч экскурсоводов и методистов. Теория предстала перед нами как комплекс взглядов, представлений и идей, лежащих в основе современного экскурсионного дела.

К концу 70-х годов определились три основные части экскурсионного дела: теория, методика, практика. Представляя собой совокупность обобщенных положений, экскурсионная теория создает предпосылки для появления новой науки — экскурсоведение, которое встало в один ряд с такими науками, как краеведение, музееведение, клубоведение и книговедение.

АКТУАЛЬНОСТЬЮ моей курсовой работы является представленная в ней экскурсионная теория, кото­рая определяет сущность экскурсии, формулирует законо­мерности и особенности экскурсии.

ЗАДАЧЕЙ этой работы является показать на сколько важно грамотное и качественное ведение экскурсионной деятельности для населения в обучении и воспитании как культурных, так и моральных качеств общества.

ЦЕЛЬЮ данной курсовой работы является выявить основу Профессионального мастерства экскурсовода, которое построено на: активном использова­нии и умелом сочетании показа и рассказа; участии в про­цессе восприятия взаимодействия таких компонентов, как экскурсовод, экскурсант и экскурсионные объекты; приме­нении методических приемов ведения экскурсии; владении специфическими умениями и навыками, присущими данной профессии. Этому мастерству учатся у более опытных спе­циалистов, у самих себя в ходе практической деятельности.

 

Глава I. ЭКСКУРСОВОД - ПРОФЕССИЯ

 

Всякая профессия представляет собой род трудовой дея­тельности, которая требует от человека определенных зна­ний и трудовых навыков. Приобретаются эти знания и на­выки путем общего или специального образования и в ходе повседневной практической деятельности работника.

До недавнего времени (конец 60-х годов) работа в каче­стве экскурсовода не была профессиональной, она пред­ставляла собой вид любительских занятий для групп энту­зиастов. Обязанности экскурсовода выполняли специалисты различных отраслей знаний без отрыва от своей основной деятельности (педагоги, научные сотрудники музеев, инсти­тутов и др.). Лишь в нескольких экскурсионных бюро и в отдельных музеях были штатные экскурсоводы. Однако уже в то время эта работа начинала приобретать профессио­нальные черты.

Появление новой профессии связано с мерами, приня­тыми директивными органами в 1969 г. по развитию туриз­ма и экскурсионного дела в стране. Изменение функций экскурсий, превращение их из формы отдыха в форму куль­турно-воспитательной работы в трудовых коллективах, по месту жительства трудящихся и с туристами, в крупную от­расль обслуживания населения способствовало повышению роли экскурсоводов, дальнейшему становлению новой спе­циальности. Экскурсовод, который в 1940 г. был определен как руководитель экскурсии, в музеях — сотрудник, показы­вающий экскурсантам выставленные для обозрения предме­ты и дающий необходимые пояснения, в 70-х годах стал одним из тех, кому доверено нести знания людям, экскур­совода стали рассматривать как педагога и воспитателя. Экскурсоводами стали называть работников бюро путешест­вий и экскурсий, государственных и ведомственных музеев, постоянных выставок, художественных галерей, организа­ций «Спутника», «Интуриста», Министерства просвещения, которые проводят экскурсии с показом памятников, приме­чательных мест, экспозиций музеев. Звание «экскурсовод» присваивалось работникам названных организаций, которые имели соответствующее образование, прошли подготовку на специальных курсах или самостоятельно выполнили все требования, предъявляемые к лицам, которые окончили курсы подготовки экскурсоводов. Требования к экскурсово­ду определялись «Должностной инструкцией экскурсовода туристско-экскурсионной организации», утвержденной в 1977 г. К началу 90-х годов в экскурсионных учреждениях работало или сотрудничало на правах совместителей более 70 тысяч экскурсоводов. Экскурсовод стал центральной фигурой экскурсионного дела.

Процесс становления профессии экскурсовода сложен и многогранен, в нем необходимо различать четыре этапа.

 

Этапы становления профессии экскурсовода

 

Этапы Наименование процесса Место действия
I Формирование склон­ности к ведению куль­турно-массовой работы с людьми Общеобразовательная школа, клубное учреж­дение
II Овладение системой знаний по специально­сти Вуз, курсы, самостоя­тельная подготовка
III Усвоение основ про­фессионального мастер­ства Курсы подготовки экс­курсоводов, высшие учебные заведения ту­ристской специализа­ции
IV Совершенствование знаний по специально­сти, профессиональных умений и навыков Курсы повышения ква­лификации, методиче­ские секции экскурсо­водов

Требования профессии.

Ктем, кто избрал для себя про­фессию экскурсовода, она предъявляет ряд требований. Среди них: склонность к участию в культурно-воспитательной работе; понимание значения экскурсии и своей роли в процессе воспитания; сознание своего долга; наличие хорошей дикции, определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам; непримиримость к недостаткам, бескультурью, пережиткам прошлого в созна­нии и поведении людей; непрерывное пополнение и совершенствование своих знаний; чувство нового; инициатива и творческий поиск в работе; глубокое изучение интересов и запросов экскурсантов; дифференцированный подход к об­служиванию различных групп населения; воспитанность, высокая культура в работе и поведении, вежливость, так­тичность в обращении с экскурсантами; владение методи­кой проведения экскурсий; любовь к своей профессии.

Каждый экскурсовод должен обладать знанием не только своей специальности, но и знанием основ педагогики и психологии. Очень важно также, чтобы экскурсовод мог анализировать свои работы, умел дать объективную оценку проведенной экскурсии, проявлял принципиальность и тре­бовательность к себе.

Профессия экскурсовода предполагает владение опреде­ленным кругом практических умений. Эти умения позволя­ют ему отобрать, сформулировать и эффективно донести свои знания до широкой аудитории. Каждый работник, из­бравший профессию экскурсовода, должен уметь: подобрать необходимый фактический материал, изучить его, подгото­вить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять мето­дические приемы на практике, использовать наглядные ма­териалы «портфеля экскурсовода», прослушивать экскурсо­водов по своей отрасли знаний и оказывать им помощь, участвовать в пропаганде экскурсионных возможностей края.

Практические знания и умения служат основой для уча­стия экскурсовода в методической работе, позволяют руко­водить методической секцией, методическим кабинетом, вести занятия на курсах подготовки и повышения квалифи­кации экскурсоводов, руководителей туристских групп, ту­рагентств, оказывать помощь начинающим экскурсоводам. Владение практическими знаниями и умениями является прочной основой мастерства экскурсовода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: