Профессия и специальность

Одним из главных направлений совершенствования про­фессионального мастерства экскурсоводов является специа­лизация. Прежде всего необходимо определить содержание и взаимоотношения двух терминов, которые нередко путают — «профессия» и «специальность».

Профессия — форма трудовой деятельности, требующая определенной суммы знаний и навыков. Специальность — вид занятий в рамках одной профессии. Например: профес­сия — врач, специальность врача — терапевт, хирург, нев­ропатолог, стоматолог и т. д. Профессия — основной род занятий, термин «специалист» указывает на степень овладе­ния знаниями и умениями в рамках определенной профес­сии. Иначе, специалист — это работник, который профес­сионально владеет какой-либо специальностью.

Задача процесса подготовки новых экскурсоводов: сде­лать специалистов профессионалами-экскурсоводами, т. е. помочь каждому специалисту овладеть необходимой суммой знаний и навыков профессии экскурсовода. Необходимо так организовать дело, чтобы пришедший в экскурсионное уч­реждение работник не только сохранял, но и продолжал совершенствовать свою специальность, т. е. укреплял тот базис, который позволяет ему успешно осуществлять экс­курсионную деятельность. Учитель-историк, став экскурсо­водом, должен лучше всего водить экскурсии на историче­ские темы. Неправильно было бы его обязывать разрабаты­вать экскурсию на природоведческую тему. Подготовка та­кой экскурсии требует особых знаний специалиста-биолога.

В экскурсионных учреждениях и государственных музеях принцип специализации получил широкое развитие. На его основе созданы тематические секции экскурсоводов: исто­рическая, литературная, природоведческая, производствен­ная и др. Работа экскурсоводов-специалистов на маршрутах получает высокую оценку со стороны экскурсантов.

Всех работников, приходящих в экскурсионное учрежде­ние после окончания курсов или самостоятельной подго­товки, можно разделить на несколько групп. Одни проводят экскурсии по одной двум темам, подготовленным во время учебы, они не стремятся сами расширять тематику прово­димых экскурсий. Для другой группы экскурсоводов первые годы работы характерны поисками своей главной темы, ко­торая, как правило, не выходит за рамки полученной специ­альности. Выбрав такую тему, они отдают свои силы ее со­вершенствованию, повышению профессионального мастер­ства. И третья группа экскурсоводов — это те, которые бе­рутся за любую тему и уже через пять-шесть лет имеют на своем счету добрый десяток несходных по своему содержа­нию экскурсионных тем. Экскурсии ими ведутся, как пра­вило, на среднем уровне.

Престиж профессии — это уважение, которым она поль­зуется. Профессия экскурсовода престижна, что связано с привлекательностью, оригинальностью этого вида трудовой деятельности, ее уникальностью, интеллектуальным харак­тером. Социальный престиж этой профессии основан на высокой оценке значимости деятельности экскурсовода, понимании его роли в проведении культурно-воспитательной работы. У молодежи, которая ставит своей целью стать экскурсоводами, решающим в выборе этой профессии является возможность общения с другими людь­ми, быть объектом внимания заинтересованной аудитории, получать повседневную оценку своей деятельности, вызывая положительные эмоции у экскурсантов.

Профессиональное мастерство экскурсовода и престиж этой профессии — взаимосвязанные понятия. Однако следу­ет иметь в виду, что моральный престиж профессии экскур­совода не переходит автоматически на личность каждого конкретного экскурсовода. Сам престиж личности повсе­дневно проверяется и подтверждается практической дея­тельностью экскурсовода в коллективе, на рабочем месте, главным образом на маршруте — в группе, где происходит демонстрация аудитории того главного и конкретного, что является непременной основой профессиональной пре­стижности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: