1. Определение понятий
Аудит – внешний независимый фин контроль, осущ-ый независимым дипломированным аудитором, не работающим в данной фирме.
Гос фин контроль (ревизия) – это проверка законности и правильности распределения фин ср-в гос-ва, эф-ти и экономичности их расходования, а также правильности ведения бу.
2. Субъекты контроля
Субъекты аудита – коммерческие стр-ры, а в кач-ве объекта проверок выступает частная соб-ть.
Субъекты гос фин контроля:
- гос органы и стр-ры, финансирующиеся из бюджета,
- пром и ком орг-и с гос участием
- общественные орг-и и ком стр-ры, получающие гос субсидии
- прочие орг-и, ком стр-ры и физ лица в части уплаты налогов
3. Цель проведения
Цель проведения аудита – выр-е мнения по поводу достоверности фин отч-ти, оказание проф помощи клиенту
Цель проведения ревизии – выявление недостатков с целью их устранения и наказанием виновных
4. Характер проведения
Аудит – предпринимательская дея-ть, а ревизия – исполнительная дея-ть по выполнению распоряжения вышестоящих органов
5. Основы взаимоотношения с клиентами
Для аудита характерна добровольность осущ-я дея-ти на основе договора
Ревизии свойственна принудительность
6. Упр связи с клиентами
Для аудита свойственны «горизонтальные» связи с клиентами, равноправие, выражающееся в отчете перед клиентом о выполненных работах.
Ревизии свойственны «вертикальные» связи, выражающееся в отчете об исполнении распоряжения выявленных недостатков и наказания виновных.
7. Принцип оплаты
При осущ-и аудита оплата производится клиентом заказчика на основе договора за полученные услуги.
При проведении ревизии оплата осущ-ся вышестоящим гос органом.
8. Практические задачи
В ходе ауд проверки специалисты аудиторы дают практические рекомендации по улучшению ведения бу, фин положения, а также по привлечению инвесторов, ок-ют консультационную помощь.
Ревизия же направлена на сохранение гос активов, пресечение и профилактику злоупотреблений.
Субъекты обязательного аудита
В соотв-и со статьей 7 ФЗ №119 «Об ауд дея-ти» бух фин отч-ть эк субъектов подлежит обязат ауд проверки по след критериям:
- орг-но правовая форма эк субъекта – подлежат ежегодной ауд проверке эк субъекты, имеющие форму ОАО
- вид дея-ти эк субъекта (банки, кред учреждения, страх компании, внеб и благотворит фонды и др)
- фин показатели дея-ти эк субъекта (объем выручки от реализации и сумма активов баланса)
См вопр 17 схема.
Ауд тайна
Согласно ГК РФ инф-я составляет служебную или ком тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную ком ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель такой инф-и принимает меры по охране ее конфиденциальности.
На сегодняшний день рег-ет вопрос ком и служебной тайны след законы: ФЗ №98 «О ком тайне» от 29.07.2004, ФЗ №24-фз «Об инф-и, информатизации и защите»
Вопрос об ауд тайне возникает в следствии того, что в ходе проведения обязат или добровольного аудита, а также получению услуг, сопутствующих аудиту, аудиторы получают доступ и непосредственную инф-ю об операциях аудируемых лиц, что и составляет служебную или ком тайну аудируемого лица.
Согласно указанных выше ФЗ лица, незаконно получившие и использовавшие инф-ю, составляющую ком тайну, обязаны возместить понесенные убытки законным владельцам этих сведений. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или ком тайну вопреки трудовому договору, а также на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.
ФЗ №199 «Об ауд дея-ти» ауд тайне посвящена статья 8. В соотв-и с ней аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.
Аудиторы обязаны обеспечивать сохранность всех полученных, выданных или созданных в ходе ауд дея-ти док-ов и не вправе передавать имеющиеся у них сведения и док-ты (или их копии) третьим лицам без письменного согласия орг-и, в отнош-и которых осуществлялись аудит или ауд услуги.
Отв-ть аудиторов и ауд орг-й
ФЗ №199 «Об ауд дея-ти» и фед стандарт ауд дея-ти №1 «Цель и осн принципы аудита фин отч-ти» определяют, что аудитор несет отв-ть за:
1) нарушение усл-й договора или нарушение гражданского з\д, связанное с неисполнением обяз-в или с ненадлежащим их исполнением
2) разглашение ком тайны
3) причиненный заказчику вред в рез-те некачественного проведения аудита
4) составление заведомо ложного заключения – ведет к аннулированию лицензии на осущ-е ауд дея-ти
Также за составление заведомо ложного заключения аудитор может быть наказан лишением квалиф аттестата.