Цель аудита четко сформулирована в п. 3 ст.1 ФЗ №119 «Об ауд дея-ти».
Цель аудита (внешнего) состоит в выражении мнения о достоверности фин (бух) отчет-ти аудируемых лиц и соот-и порядка ведения бу з\д РФ. Аудитор не дает оценку соблюдения интересов собственников, акционеров, участников.
Для более глубоко понимания ауд дея-ти обратимся к задачам, посредством решения к-ых возможна реализация целей аудита.
Задачи аудита:
- проверка полноты, достоверности и точности отражения в бу и фин отчет-ти доходов, расходов и фин рез-в орг-и за проверяемый период
- контроль за соблюдением нормативных и з\д актов, регулирующих правила учета и представления отчет-ти
- выявление резервов более эффективного исп-я собств и заемного капитала.
При проверке достоверности данных в осн формах отчет-ти аудитор опред-ет:
- все ли активы и пассивы отражены в отчетах
- все ли необх-мые док-ты исп-ны при составлении отчет-ти
- соблюдается ли положение учетной политики орг-и
- тождественны ли данные синтетического и аналитического учета
|
|
- полно ли отражены в отчет-ти дебиторская и кредиторская задол-ти
- правильно ли отнесены к отчетным периодам доходы и расходы орг-и.
Информационной базой аудита явл-ся данные бу. В фин отчет-ти эк субъекта находят свое отражение данные учетных регистров, к-еы в свою очередь формируются на основании первичных док-в, подтверждающих тот или иной факт хоз дея-ти. Т.о. выражение аудиторами мнения о достоверности отчет-ти предполагает тщательную проверку ккак первичных учетных док-в, так и учетных регистров.
В соот-и с п. 6 ауд стандарта № 1 аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая фин отчет-ть в целом не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности – это общий подход, относящийся к процессу накопления док-в, необ-х и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных ошибок (искажений) в рассматриваемой фин отчет-ти.
Такие ограничения присущи аудиту в силу след причин (возм-ть обнаружения или необнаружения искажений):
- в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирования
- любые системы бу и внутр контроля несовершенны
- преобладающая часть ауд док-в представляет лишь доводы в подтверждение или опровержение к-л выводы.
Доп фактом, ограничивающим надежность аудита явл-ся то, что сбор аудиторских док-в ограничен временными рамками и объемами ауд процедур.
Сформулируем цели и задачи внешнего аудита.
Внешний аудит направлен:
- на проверку и подтверждение достоверности пок-лей отчета ил констатацию их недостоверности
- на контроль и соблюдение з\д, регулирующего правила ведения учета и составления фин отчет-ти, методологию оценки активов, обяз-в и собств капитала
|
|
- на проверку полноты, достоверности, точности отражения в бу и фин отчет-ти доходов, расходов и фин рез-в за проверяемый период
- на выявление резервов лучшего исп-я собств и заемных ср-в.
Кроме того осн цель внешнего аудита может дополняться др задачами:
- анализ правильности исчисления налогов
- оптимизация затрат
- разработка мероприятий по улучшению фин положения.
Также внешний аудит может решать и такие задачи:
- орг-я, восстановление, постановка и ведение бу
- планирование и оптимизация налогооблагаемых баз
- анализ производственно-хоз и фин дея-ти
- консультирование руководителей по отдельным правовым и управленческим проблемам
Сформулируем цели и задачи внутр аудита.
Осн цель внутр аудита заключается в обеспечении эффективного функционирования всех фидов дея-ти на всех уровнях упр-я, а также в защите имущественных законных интересов орг-и и её собственников.
Внутр аудит решает след задачи:
- проверка правильности составления и условий выполнения хоз договоров
- проверка наличия, состояния, правильности оценки имущ-ва; эф-ти исп-я материальных, трудовых и фин ресурсов
- соблюдение действующего порядка установления и применения цен и тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины
- экспертиза правильности бух балансов и отчетов; правильности орг-и, методологии и техники ведения бу
- экспертиза достоверности учета затрат на произ-во; полноты отражения выручки; точности формирования фин рез-та; объективности исп-я прибыли
- разработка и представление обоснованных предложений по улучшению орг-ей системы контроля, бу, расчетной дисциплины; повышения эф-ти прог развития
- консультирование учредителей, рук-лей, рук-лей подразделений, работников аппарат упр-я по проблемам права и анализ хоз дея-ти.
Аудитор и служба внутр контроля могут решать также и др задачи организационно-технические, правовые, управленческие и прочие связанные со спецификой работы орг-и.