Среди различного рода причин, вызвавших такие процессы, следует выделить прежде всего противоречивость процесса складывания наций в рамках СССР. С одной стороны, происходило формирование политических, институциональных и культурных факторов национального уровня, носителем которого выступала прежде всего городская интеллигенция и административная элита. А с другой — эти процессы перекрывались мерами по формированию наднациональной советской государственности, социалистической системы хозяйства и цивилизации, перекрывающей значение всех форм национальной идентичности. Поэтому национальным образованиям в рамках советской социокультурной системы присуща слабость общекоммуникативных ресурсов — в хозяйственной, политической и культурной сферах.
В этих условиях и происходит выявление социокультурных факторов более низкого уровня, так как этнические ориентации не соотносятся ни с экономическими, ни с общеполитическими принципами, разрывая все связи более высокого порядка как “имперские” и как “посягательство” на местную идентичность. Отстаивая принцип консолидации на основе этнической идентичности, этноцентризм оказался способным идти вразрез с потребностью в национальной консолидации разнородных генетических и лингвистических групп и цивилизационным устроением судеб разных культурных общностей. Тем самым этноцентризм становится одним из факторов дестабилизации отношений.
Складывание наций происходит как объединение далеко не идентичных этнолингвистических групп на основе утверждения общих отношений и связей, в которых задействованы хозяйственные, политические и социо-культурные факторы. Особенно следует подчеркнуть значение именно культурных факторов, которые зачастую служат предпосылкой и основой последующего формирования хозяйственной общности, а до некоторой степени могут и заменять ее. К числу этих факторов следует отнести и адаптацию различных образов жизни, выработку общего языка и символики, отвечающих совокупным потребностям всех этнических групп.
Типологический анализ должен выявить соотношение национально-интегративных потенций для основных стержневых наций региона. Конечно, для разных этнических общностей России и стран СНГ национализм предстает в различном содержании. Для одних задача состоит прежде всего в преодолении общинной, клановой и родоплеменной раздробленности, хотя бы и через вытеснение представителей других этнических групп. Для других — в преодолении собственно этнических рамок национальной консолидации, во взаимной адаптации к приемлемым общим ценностям, нормам и смыслам. Такой национализм гораздо ближе цивилизационным методам решения проблем интеграции.
Важной социокультурной проблемой становится налаживание межкультурных взаимоотношений на территории бывшего СССР. Оживление национализма усиливает культурную разнородность населения, не устраняемую отныне ни общей национальной культурой, ни общей государственной системой. Однако национально-территориальное размежевание в условиях бывшего СССР оказывается крайне затруднительным, так как в течение нескольких веков в едином политическом и социокультур-ном пространстве происходило перемещение и смешивание населения. Тенденции к размежеванию приводят к ожесточенным конфликтам, перерастающим в военные столкновения. Попытки урегулирования таких столкновений на основе посредничества оказываются неустойчивыми, зависящими от соотношения сил. Очевидно, что долговременное урегулирование и прочая стабилизация
как межнациональных, так и социальных отношений могут быть обеспечены только в ходе длительного формирования фундаментальных наднациональных принципов и их соответствующего институционального обеспечения.
Формирование центристской модели общественного устроения для России и формулы “согласия” стало одной из основных задач многих политических и интеллектуальных течений. Составными частями или вариантами такой модели стали положения о необходимости усиления государственного централизма как нормативной гарантии общественного единства, либо положение о “согласии” и “консенсусе” основных участников общественного взаимодействия.
Несомненно, что и то, и другое — необходимые компоненты действенной общественной интеграции. Однако становящийся уже ключевым термин “центризм” еще в огромной степени обращен к политической стороне жизни, слишком уповает на возможность соединения в каком-то единстве воли многих политических сил. Между тем, политика и власть имеют свои пределы, они функционируют в пространстве между волей к власти и политической культурой общества в целом. Нужна достаточно хорошо налаженная система взаимодействия разных компонентов общественной системы, чтобы политический механизм был в состоянии решать задачи установления согласия.
Межнациональные отношения в современном мире во все возрастающей степени смыкаются с общемировыми. Поэтому в этнических и национальных проблемах Центральной Азии или Закавказья сказывается влияние как сопредельных стран Востока, так и высокая заинтересованность многочисленной диаспоры в разных странах мира.
Спор о верах. В дополнение к этнонациональным противоречиям в геокультурном пространстве СНГ интенсивно проявляются и межконфессиональные расхождения, которые сопутствуют процессам широкого оживления религиозных верований. Само по себе такое оживление неизбежно, и в культурологическом плане можно выделить несколько важнейших причин, способствующих такому оживлению. Прежде всего прогрессирующее падение доверия к государству, неспособному решить многие насущные проблемы жизнеобеспечения, а нередко и защиты своих граждан от насилия, побуждает многих людей искать защиты и поддержки, надежду на будущее в религии.
Кроме того, продолжающийся рост национального самосознания народов России сопровождается активным обращение многих граждан к истории, древним традициям, к ценностям религии, с которыми эти народы были связаны в течение многих веков и которые воспринимаются ими как национальные.
К усилению влияния религии на различные слои населения ведут обострившиеся межнациональные отношения, поскольку лидеры противоборствующих сторон и силы, выступающие за скорейшее их примирение, за прекращение и предотвращение межэтнических конфликтов, стремятся максимально использовать разноплановый потенциал религий и их институтов. Вместе с тем, усиленная политизация, означающая включение в политическую борьбу различных общественных движений и связанное с этим желание заполучить поддержку религиозных организаций и служителей культа, стимулирует усиление социальной активности духовенства, повышает его авторитет в массовом сознании, способствует росту привлекательности религиозных ценностей.
Естественно, что напряженный интерес в общественной мысли вызывают тенденции, свидетельствующие о деятельности основных претендентов на высокую духовную власть в постсоветском цивилизационном пространстве — коммунизма, православия и ислама. О своих претензиях на власть над умами и душами заявляют и другие духовные силы с Запада и Востока. Многое будет зависеть от степени приверженности каждой “конфессиональной общности” своей вере, устойчивости, мобильности и органичности института каждой из “конфессий”. Социокультурная неполнота и историческая слабость каждого из этих претендентов означают, что “достижение согласия” может быть длительным и зависит как от внешних факторов, так и эндогенных потенций каждого из них. Необходимо выявление не только соотношения цивилизационных потенций больших традиций, но
и их взаимодействие, достигаемое через духовный и институциональный механизм диалога и взаимопонимания.
Конечно, в современном мире коммуникативных и социализирующих потенций любой религии недостаточно для решения сложных многомерных задач модернизации и интеграции. На протяжении XIX—XX вв. все цивилизации претерпели в той или иной мере процесс дезинтеграции на национальной общности. А в рамках каждой нации сформировались те или иные механизмы срединного и низового уровня, обеспечивающие самоорганизацию и самоуправление в применении к локальным условиям.
Социокультурные перспективы
Как мы видели, культура российской цивилизации представляет собой сложное, многоуровневое, противоречивое образование, формирующее обустройство большого общества на огромном геокультурном пространстве Евразии. Поэтому всякое полноценное подлинное научное рассмотрение современных или прошлых проблем этого общества, а равным образом и выявление перспектив его изменения требует учета разных сторон, измерений, уровней и компонентов. Соответственно, и всякая практическая работа по налаживанию, поддержанию или модернизации социокультурных компонентов общественной регуляции должна происходить на основе взаимодействия различных институтов и с учетом тех разнообразных компонентов, которые и составляют культурную систему. В общем плане среди таких компонентов следует выделить хозяйственные, социальные и управленческие структуры, в том числе рыночные, государственные и кооперативные, этнонациональные и конфессиональные, комплекс отношений город-деревня, центр-периферия, классовые, стратификационные, профессиональные и т.д. На культурные аспекты регуляции этих отношений воздействуют не только государственные органы, как это было прежде, и не только коммерческие структуры, на которые столько надежд возлагается теперь. Воспроизводство духовной деятельности обеспечивается системой образования, научными учреждениями, церковными институтами, структурами масс-медиа, творческими организациями и т.д. Вместе с тем, как мы видели, культура в значительной степени создается в духовном пространстве личности и межличностных отношений. Именно взаимодействие всех этих компонентов и обеспечивает постеленное, но полноценное и устойчивое решение сложных проблем культурной трансформации.
Настойчивая, постоянная, упорная работа по самоорганизации на всех уровнях и в самых различных сферах и является процессом формирования срединной культуры, обеспечивающей поддержание всех значимых жизненных функций, а вместе с тем сочетание факторов интеграции и дифференциации, необходимое для успешной модернизации. В этой сети отношений создается то взаимодействие различного рода компонентов и структур, которое так или иначе включает всех, хотя и разводя по разным местам, уровням и блокам общественной регуляции. В нем и достигается взаимная адаптация социальных слоев, этнических, национальных и конфессиональных компонентов, реализуется симбиоз и синтез разнородных структур, распределяются функции центра и периферии, формируется устойчивое региональное и местное самоуправление.
Глава XVI. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
Основные темы. Научно-техническая революция или постиндустриальное общество.
Осмысление результатов развития промышленного общества в работах ученых Запада. Основные характеристики нового общества. Влияние новых технологий на дифференциацию производства и потребления. Экономика, основанная на науке, и значение производства знаний, роль информатики и сферы услуг. Динамика занятости и досуга.
Технология.
Изменения в социальных структурах: роль профессионализации в производстве и плюрализма в потреблении.
Политические изменения. Массовость и плюрализм.
Изменения в духовной сфере. Новый культурный облик "Лщества. “Книжная” и “экранная” культура и роль аудио-"изуальных средств и информационных систем. Интернацио-пальность, компактность, разнообразие информации.
Ориентация на будущее. Новые ценностные ориентации и отношение к труду.
Культура производства и культурное потребление. “Раздвоение” культуры: принципы рациональности и эффективности против ориентации на чувственное потребление и развлечение.
Тенденции “возрождения искусства”, престижное влияние высокой культуры.
Постмодернизм в культуре.
Критика новейших тенденций в культуре. Контркультура и альтернативные движения.
Научно-техническая революция или постиндустриальное общество?
Понятие о постиндустриальном обществе стало распространяться в США еще в конце 50-х гг., когда стало ясно, что американский капитализм середины столетия все больше отличается от индустриального капитализма. Позднее эти тенденции охватили и другие развитые страны. Первоначально новое общество рассматривалось как воплощение линейного прогресса, экономического роста, дальнейшей технизации труда, вследствие чего сокращается необходимое рабочее время и увеличивается, соответственно, свободное, растет благополучие и т.д.
Но в 60-х — начале 70-х гг. видные западные мыслители (Д.Белл, Д.Рисмен, Р.Арон, З.Бжезинский, А.Тоффлер, Г.Маркузе и др.) показали принципиально новое содержание того общества, которое формировалось в этот период. Оно выступает под разными названиями:
“супериндустриальная цивилизация”,“научное”,“техно-тронное” или “информационное” общество и т.д. Важный сдвиг заключается в том, что основные черты этого общества стали рассматриваться как качественно новая ступень развития не только Запада, но и всего человечества. А также в том, что эти процессы вовсе не ограничиваются технологией, но приводят к преобразованию общества в целом.
Характерно, что в советской общественной мысли эти процессы также подвергались самому пристальному рассмотрению в рамках теории научно-технической революции (НТР), изложение которой можно найти в любом учебнике исторического материализма. Принимая основные положения, относящиеся к научно-технологическим сторонам нового общества, советские ученые (Д.Гвиши-ани, С.Микулинский и др.) показывали и тенденции в перестройке производственных и социальных отношений, прежде всего возрастание роли новых социальных и коммуникативных факторов в жизни общества. В их исследованиях подчеркивались те общие противоречия, которые возникают при становлении нового общества:
между монополиями и обществом, отдельными производителями и совокупными интересами производства, трудящимися слоями и капиталистами, национальной ограниченностью и потребностью в глобальной регуляции и т.п. Решение этих противоречий усматривалось в преодолении капиталистических форм регуляции общества и переходе к социализму. Идеологическое неприятие капитализма приводило к тому, что социокультурные тенденции в постиндустриальном обществе рассматривались лишь в критическом плане, как свидетельство того, что НТР не в состоянии решить экономические и социальные противоречия антагонистического общества без радикальных социальных преобразований общества на социалистических началах.
Подход западных мыслителей к этим проблемам был не менее критическим. Достаточно было и разного рода проектов радикальных преобразований, основанных на превращении труда из средства “иметь” в способ “быть”, т.е. в сферу самовыражения и реализации способностей индивидов. Эти идеи, в частности, создали популярность видному немецко-американскому ученому Г.Маркузе.
Социокультурные противоречия научно-технической революции. Осмыслению результатов развития промышленного общества способствовала выпущенная в 1972 г. работа “Пределы роста”, написанная рядом западных ученых в качестве “доклада для Римского клуба”, пред
ставляющего собой ассоциацию независимых ученых и менеджеров. Доклад освещал проблемы, связанные с ростом населения, производством промышленной продукции и продовольствия, истощением ресурсов и загрязнением окружающей среды. Выводы были крайне тревожными:
если прежние тенденции в перечисленных аспектах жизнедеятельности не изменятся, мир ожидает не только прекращение роста промышленности, населения, уровня жизни, но и их снижение, а может быть, и глобальная катастрофа. Впоследствии взгляды ученых, группирующихся вокруг Римского клуба, подверглись заметному изменению. В первых докладах проявлялся последовательный технократизм и предполагаемое решение мировых проблем усматривалось в научно-технических мерах, обеспечивающих “нулевой рост” производства и народонаселения. В последующем докладе Римскому клубу “Человечество у поворотного пункта” содержалось рассмотрение социально-этических проблем; в весьма пессимистическом духе предрекались все же скорые глобальные потрясения ввиду “неисправности” человека.
Поворотный пункт наступил в более поздних докладах Римскому клубу, в которых преодолевался излишний упор на технократическое решение глобальных проблем и особое внимание уделялось социокультурным факторам. Не отрицая необходимости тотального изменения системы глобального производства, авторы отстаивают необходимость всемерного развития новых систем образования, распространения более адекватных современности универсальных систем морали, обеспечивающих гармонизацию поведения, и деятельности человека, согласование этой деятельности с глобальными закономерностями и экологическими требованиями. В последних работах этого клуба выдвигается широкомасштабная программа направленного развития глобальных процессов через многофакторную систему управления. Важная посылка такого управления качественное преобразование самого человека через развитие образования и культуры, раскрывающих творческие способности человека, нацеливающих решение его актуальных проблем на гармонизацию отношений с реально существующим миром. Поэтому новый проект Римского клуба получил название “Нет предела обучению^ (1981), а важные принципы развития человеческого начала в новом обществе получили выражение в книге инициатора этого клуба А.Печчеи “Человеческие качества”.
Широкую известность во всем мире приобрели книги американского футуролога и публициста А.Тоффлера, в которых постиндустриальное общество предстает как комплексное формирование. Первая из них, вышедшая в 1970 г., называлась “Шок будущего” и повествовала о “закате индустриального общества”, исчерпанности присущего ему типа производства, распаде прежних социальных отношений между классами, этническими группами, в семье или между полами, моральном устаревании прежних ценностей и менталитета, сложившегося, когда многое еще представало слишком устойчивым.
Как эта книга, так и книга “Третья волна” (1980) — особенно, а также “Сдвиг власти” (1990) стали общесоциологической трилогией, в которой последовательно исследуется ускорение технологических, социальных и культурных изменений, характер формирующихся новых структур и принципов и проблема управления этими изменениями.
Для культурологии огромное значение приобретает то обстоятельство, что постиндустриальное общество в некоторых отношениях становится и “постэкономическим”, так как в нем наряду с сектором производства материальных благ и услуг, который, как и прежде, регулируется рынком, в огромной мере расширяется сектор “производства человека”. Этот ранее вторичный сектор приобретает равноправное, а в ряде отношений и доминирующее значение, сужая сферу рыночных отношений. Духовное производство, общие признаки которого мы выделили в гл. III, становится все более определяющим началом в совокупном производстве, подчиняя его структуру, содержание и динамику. Это производство все более поворачивается в сторону “человеческого фактора”, который становится и целью и ведущим компонентом. Наряду с прежней частно-корпоративной и индустриально-капиталистической собственностью складывается интеллектуальная — индивидуальная и постиндустриальная
ная и постиндустриальная собственность, измеряемая духовными ценностями. Разрастание сферы “производства человека” приводит к далеко идущей трансформации самого типа совокупного производства. Собственно рыночные отношения в этой приоритетной сфере отходят на второй план, уступая место новым социокультурным факторам: интеллектуальному, творческому и социальному потенциалу личности. Происходит перераспределение расходов на материальное производство в пользу науки, образования, социального обеспечения,' здравоохранения и рекреации. Ведущая роль в производстве все в большей степени принадлежит не производственным корпорациям и бизнесменам, а корпорациям исследования и развития, индустриальным и экспериментальным лабораториям, научным центрам и университетам.
Формирование нового типа человека как носителя постиндустриальной культуры требует огромных затрат; на воспитание детей в семье, на образование, прогрессивные типы социализации и формирования личности. Для этого необходим весь огромный мир культуры прошлой и современной, но не в качестве незыблемого “наследия”, а как предпосылка и средство постоянно идущего духовного производства, основным продуктом которого становится “многомерный человек”, способный овладеть миром современных проблем. В интеллектуальной собственности воплощаются огромные затраты средств, времени и труда, складывающиеся из расходов государства, частных, общественных фондов и собственных усилий человека на самоформирование. Лишь частично эти расходы можно определить в стоимостной форме. По подсчетам американских экономистов, общие расходы на воспитание и подготовку современного работника (молодого человека до 10 лет) составляют приблизительно от 150 до 300 тысяч долларов (в ценах 1981 г.). Что же касается выпускников университетов, то их подготовка обходится примерно в 1 миллион долларов. Исходя из таких расчетов накопленный человеческий капитал в Америке составляет почти 45 триллионов долларов, что на много превосходит сумму активов всех американских корпораций в 1985 г..которые составляли 12 триллионов 770 миллиардов долларов*.
В конце 80-х гг. сумма ежегодных накоплений человеческого капитала в США оценивалась в 2,2 триллиона долларов, а вложение капитала в материально-вещественные (“опредмеченные”) факторы производства составило более скромную цифру, 700 миллиардов долларов.
Это означает, что в постиндустриальном обществе сфера культуры в ее новом состоянии, включая семью, образование, науку, информатику, художественную деятельность, приобретает качественно новое значение, все более становится ведущим сектором производства, его “базисом” и движущей силой.
Это, в свою очередь, диктует и требования к содержанию остального производства. Содержание труда начинает больше интересовать работника, чем заработная плата, и гуманизация производства становится необходимостью, так как без нее нечего и думать об активизации инициатив и о высоком качестве труда.
Само предпринимательство нередко оказывается не столько средством достижения материального благополучия, сколько способом самореализации индивида и приложения своих способностей.
Все это ведет к перестройке тех основных принципов, которыми ранее руководствовалась западная цивилизация. В ее индустриальных “универсалиях”, распространяющихся на весь мир, в числе основных изменений указывают следующие:
1. Замена стандартизации многообразием и плюрализмом, которые порождаются новыми типами производства, влияют на потребление,политическое поведение, религиозную жизнь, художественные вкусы, соотношение этнических элементов, моду, формы семьи.
2. Не только в производстве или в политике, но и в культуре ведущим принципом стала децентрализация структурных и индустриальных связей. Удельный вес столиц падает в пользу многочисленных “периферий-
* См.: Красильщиков В. Ориентиры грядущего: Постиндустриальное общество и парадоксы истории // Общественные науки и современность.- 1993.- № 3.- С. 170.
ных” центров и даже бывшей “глубокой провинции”, ко-горая может не только порождать “самородков”, но и вмещать в себя научные центры, университеты.
Хотя прежние “культурные столицы” (Париж, Рим, Лондон, Афины, Нью-Йорк и др.) пользуются высоким престижем и сосредоточивают в себе самые известные музеи, библиотеки, картинные галереи, издательства, университеты, новейшие сетевые и космические системы информатики, обеспечивают распространение знаний, образов и символов по всему духовному полю общества. Это приводит к формированию информационных, а затем и духовных связей, по-иному структурирующих общество.
3- Минимизация все более доминирует над максимизацией или, используя термин А.Тоффлера, “макрофи-лией^, выражавшейся в ставке на увеличенные размеры производства, количественные показатели в технике или уровне жизни. Происходит сокращение размеров предприятий или машин, точность деталей заменяет количество продукции.
4. Падение статуса бюрократизации и иерархизации общества, основанных на поддержании устойчивых и стандартизированных уровней и единиц регуляции в пользу полифункциональных ячеек, связанных во временные структуры, имеющие целевую и ситуативную связь. Широкая информатизация общества приводит к тому, что прежнее вертикальное деление общества все больше замещается на горизонтальное взаимодействие между самодеятельными группами, непосредственно занятыми решением экономических, социальных, психических, художественных, медицинских или сексуальных проблем.
5. Сокращаются рамки стандартизации в пользу разнообразия, что способствует освоению производством, политикой и культурой локальной специфики. Цивилизация “новой волны” не будет пренебрегать религией, культурой, экологией, сложившимися структурами в угоду единым экономическим моделям. Именно этот принцип даст возможность подключения значительных резервов бывшей периферии и слаборазвитых стран, не ставя перед ними задачу резкого “скачка” и обременительного “развития вдогонку за лидером” через имитацию его приемов, структур и достижений.
Культура, полагает Д.Белл, стала наиболее динамичным, даже по сравнению с техникой, компонентом цивилизации. И дело не только в том, что она “поставляет” идеи, образы и стили для массового производства, но и в том, что перемены в ней самой в меньшей степени сдерживаются ограниченностью ресурсов (как в экономике) или инертностью сложившихся институциональных структур (как в политике).
Основное препятствие к распространению такой культуры — трудность для массового усвоения. Однако, завоевав ведущее место законодательницы новых принципов, добившись признания того, что новое и оригинальное обладает бесспорной ценностью, новая культура преобразила жизнь общества. Общество уже не просто пассивно воспринимает новое, но создает всеобъемлющий рынок, жадно поглощающий новаторские произведения, поскольку они ц-енятся выше, чем устаревшие. Искусство утверждает свою роль авангарда, “штурмового отряда” общественного развития — вместо того чтобы “отражать” существующие структуры и принципы. Победа авангарда стала общепризнанной и приводит к тому, что вся культура моделируется по образу авангардистской и в ней происходит постоянная диффузия из “трудного” искусства “высоколобой” культуры в массовую. Сама идея авангарда, будучи узаконенной, служит институциализа-ции примата культуры в области нравов, обычаев и социальных отношений.
Но вот в 1990 г. вышла книга американских авторов Д.Нэсбитта и П.Эбурдина “Мегатенденции. Год 2000. Что нас ждет в 90-е годы”*, в которой дается радикально иная оценка перспектив человечества. Среди предполагаемых ими тенденций можно выделить следующие:
1. Глобальный экономический бум 90-х гг. Новые высокие технологии.
2. Сочетание элементов социализма со свободными рыночными отношениями.
3. Универсальный,образ жизни и культурный национализм. )
• Нэсбитт Д., Эбурдин П. Мегатенденции: Год 2000.—М., 1991.
4. Сочетание тенденций приватного и государственного благосостояния.
5. Возрождение искусств, художественной культуры.
6. Религиозное возрождение.
7. Триумф личности.
Исходя из анализа новых тенденций в развитии технологий, авторы предвидят устранение прежних ограничений роста. Происходит снижение энергозатрат и потребления сырья, в большинстве стран снизились темпы роста населения, успехи биотехнологии дают надежду на еще одну “зеленую” революцию в производстве продуктов питания. В Азии появилось несколько “новых индустриальных стран” с высокими и устойчивыми темпами экономического роста.
Существуют, как известно, немалые различия в технологической структуре НТР по разным странам. Сосредоточившись на новейших средствах электроники и информатики, Япония совершила сильный рывок, выйдя в ряде отношений на первое место в мире. Сохраняя высокий уровень технологии в космической и военной промышленности, СССР в 80-х гг. во многих технологиях значительно отстал от передового уровня.
Основные характеристики нового общества можно рассмотреть в применении к четырем основным сферам, которые мы уже выделили в гл. III: а) технология, т.е. средства производства и способ ведения хозяйства; б) изменения в социальных структурах; в) политическая организация общества и г) духовные принципы.
Технология
Новейшие виды производства: электроника и информатика, космическое производство, биотехнология, производство услуг и индустрия культуры, приводят к качественному изменению совокупной системы производства. Они создают новое отношение общества к природе, так как более приспособлены к требованиям экологической безопасности. Они дают возможность уменьшения роли тяжелой промышленности и массового производства, создавая тенденции его перемещения в менее развитые
страны, разукрупнения и диверсификации. Новые виды электронного и информационного производства ориентируются на мелкие серии, требуют высококвалифицированного труда и высоких затрат на оборудование и исследования. Производство становится наукоемким, а наука превращается в ведущую производительную силу. Производство становится транснациональным, его императив — расширение межгосударственных связей.
От иерархических структур регуляции хозяйственной и общественной жизни совершается переход к сетевым структурам, в которых различные, далеко отстоящие друг от друга компоненты вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом. В том же направлении действует и переход от национальных экономик к мировой, выражением чего становятся транснациональные компании, совместные предприятия, различные формы глобального взаимодействия хозяйственных структур. Происходит децентрализация производства и не только как процесс территориального рассредоточения, но и как разделение на мелкие единицы, соединенные налаженными системами технологических и информационных связей.
Вместе с тем повышается степень самостоятельности каждого функционирующего работника, располагающего своей квалификацией и знаниями как существенным вкладом в процесс производства.
Изменяются и ритмы жизнедеятельности, которые раньше назывались машинами. Все большее количество предприятий работает по скользящему графику, причем в самых крупных концернах. Результат повышение производительности труда и антропологизация производства, а вместе с тем расширение возможностей для повышения квалификации. Растет частичная занятость, что означает и возможность совмещения нескольких занятий и профессий, трудоустройство женщин и молодежи. Значительно расширяется экономика услуг, что приводит и к изменению потребительских привычек: супермаркеты открыты всю ночь, меняется “график” семейной жизни, распорядок дня и приема пищи и т.д. Огромный масштаб в производстве услуг приобретает туризм, охватывающий многие миллионы людей.
С развитием техники функциональность стала связываться с изменением формы. Техника стала учитывать органические потребности человека, и важное значение приобрел технический дизайн, которому подвергается не только сервисная, но и производственная техника. На новом этапе эстетика обрела в технике новые возможности своего применения.
Информационные и коммуникативные технологии стали наиболее динамичным компонентом производства как материального,так и духовного, радикально меняющим многие принципы социальности и регуляции общества. Масштабы и темпы “информационной революции^ превышают все известные до сих пор в истории сдвиги. Достигаемая на основе компьютерной технологии формализация знаний и накопление данных, а также обеспечиваемый космической связью быстрый перенос информации на огромные расстояния существенно меняет функционирование и других блоков социальной жизнедеятельности, в том числе экономики и политики.