В “информационном” обществе складывается и принципиально иной тип производства, распространения и хранения культуры. В доиндустриальной среде основную нагрузку нес личный контакт с другим человеком, учителем, мудрецом и т.д. Этот контакт, конечно, и поныне незаменим на ранних этапах формирования человека, да и в различных сферах личного общения. Но преобладающей до недавнего времени была книжная культура, следуя которой каждый человек в процессе своего формирования и для “поддержания уровня” прочитывал сотни и тысячи книг и другой печатной продукции. Эта культура заполнила наши квартиры множеством книг и журналов, создала разветвленную сеть библиотечных хранилищ, книго печатающую индустрию. На протяжении нескольких веков именно текстовая литература была ведущей формой художественного творчества.
В постиндустриальном, информационном обществе все большее значение приобретает ^экранная”- культура, создаваемая на основе аудиовизуальной техники,соединения компьютера с видеотехникой и новейшими средствами связи. Производство, хранение, передача и потребление информации производится на принципиально иной технологической основе, что приводит к коренным изменениям в культуре. Каковы же эти изменения?
|
|
1. “Экранная” культура, основанная на компьютерно-космической технологии обработки и передачи информации, интернациональна по своей природе и легко пересекает национально-государственные границы. Не подвержена она и языковым ограничениям, проникая в сознание разноязычной аудитории “без переводчика”.
2. Компактность новых систем хранения информации и способность ее надежного и быстрого переноса на любые расстояния делает возможной радикальную децентрализацию любых процессов, включая производство, управление, образование и т.д. Вместо централизованных иерархических систем возникают сети коммуникаций и отношений, поддающиеся относительно легкой трансформации в зависимости от динамики задач и функций. Вместе с тем такая система коммуникаций сохраняет возможность для государственных органов и бюрократии манипулировать движением информации.
Таким образом, новые информационные технологии, наряду с другими достижениями НТР, во многом меняют принципы функционирования культуры, протекание и содержание духовных процессов, формы знания и типы мышления.
3. Доступность и разнообразие информации, получаемой по современным каналам массовой коммуникации, приводят, с одной стороны, к значительной однородности всемирного культурно-информационного пространства, к ослаблению и снятию всех барьеров и “занавесов”, а с другой — к огромному разнообразию этой информации, из которой человек может выбирать то, что отвечает его ориентации. Видеокомпьютерная и космическая связь доносит до человека наглядно и чувственно достоверные впечатления о самых различных обстоятельствах, уголках, явлениях, происходящих во всех странах и среди всех народов.
|
|
Однородность информационного пространства,однако, не навязывает принципиального сходства всех культур. Напротив, особую ценность приобретают черты несходства, несущие с собой дополнительную информацию, способную вызывать интерес в других местах информационной сети.
Экран, конечно, не исключает письменного текста, но дополняет его устной речью, видовыми изображениями, поведением изображаемых персонажей, анимационными методами, музыкальным звучанием и т.д. Кроме того, сам текст и любая программа становятся подвижными, многозначными и управляемыми. Вместо однозначного и однонаправленного потока информации от текста к культурному субъекту здесь возникают элементы диалога с экраном, что находит выражение, в частности, в компьютерных экзаменах,играх и т.п.
Ориентация на будущее. В постиндустриальном обществе преобладает ориентация на будущее. Отдавая должное прошлому и своей истории как пути, приведшему к процветанию и снятию ненужных препон для развития, оптимистическая тенденция подчеркивает необходимость преодоления прошлого, его “сдачи в архив”, с тем чтобы всецело посвятить себя будущему. Впрочем, прошлое может быть встроено в новый уклад жизни в стиле “ретро”. Общество в целом должно строить сценарий будущего, правительство обязано планировать, корпорация должна иметь планы реконструкции а предвидении будущих изменений рынка, а каждый индивид обязан строить свою жизнь, исходя из соображений о карьере. Общество ставит перед собой все новые и новые цели, рационально рассчитывает пути и этапы продвижения к ним.
Отказ от такой установки со стороны правительства ведет его к поражению на выборах. Корпорация терпит убытки и разоряется. Человеку приходится сокрушенно выяснять, где и когда он не сумел сделать должный выбор. Эта установка воздействует как на чувственную восприимчивость, так и на менталитет человека. Она структурирует сами его реакции, развивает склонность ловить
новизну, избегать рутинных профессий, “чувствовать время”, подчинять настоящее соображениям будущего.
Французский социолог А. Моль полагает, что с появлением масс-медиа прежнее культурное достояние общества или индивида утрачивает свое значение. Даже ба-ювая система образования, принятая в обществе, также перестает играть прежнюю роль. Для рядового человека гораздо большее значение имеет сегодня не сумма знаний, полученных в семье, школе или колледже, а то, что он услышит по радио, увидит по телевизору или в кино, прочтет в афише или в газете, узнает из разговора с сослуживцами и соседями. В результате прежняя более или менее целостная система знаний и ценностей, составлявшая мировоззрение и структуру личности, заменяется набором переменчивых установок, на которые постоянно воздействуют масс-медиа*.
Но это следует понять как отражение “технической” установки. “Компьютеризация всей страны” отнюдь не будет означать устранения прежних форм передачи знаний и информации. Свою роль по-прежнему будут выполнять личностные формы трансляции культуры от родителей к детям, от учителя к ученику. Сохранится и “книжная” культура или созерцание классического искусства, выражающего высокие образцы человеческого духа и высшие ценности. Но новая эра приведет к формированию иной структуры духовной жизни, в которой преобладающее место займут новейшие средства информатики.
|
|
Трудовые ориентации. Новая культурно-технологическая среда означает формирование новых требований к труду и новых трудовых ориентации, соответствующих возросшим потребностям личности. Технический прогресс в производстве должен избавить человека от тяжелого изнуряющего труда. Производство должно учитывать индивидуальные ориентации человека, поэтому работа из условия человеческого существования должна стать проявлением индивидуальных способностей. Труд должен стать осмысленным, и только тогда человек может в полной мере отвечать за него и его результаты.
• Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
В “век высоких технологий” и качество “человеческого фактора” тоже должно быть высоким.
Производительный труд, связанный на новом этапе именно с капиталоемкими и наукоемкими процессами, труд предпринимателя, крупного инженера и профессионала, научного исследователя особенно необходим, связан с постоянно раскрывающимися новыми возможностями и ведет ко все новым перспективам. Но такой труд — удел немногих, а большинству все больше приходится довольствоваться либо рутинным трудом, либо вынужденным досугом и “расширенным потреблением”. В дополнение к системе социального обеспечения стала быстро развиваться “индустрия культуры”, нацеленная на то, чтобы занять досуг людей, чье участие в производительном труде стало резко ограниченным.
Проблема, интенсивно обсуждаемая в западной социологии культуры, это изменения в культурных ценностях, прежде всего в отношении к труду, семье и обществу. С конца 60-х гг. в развитых западных странах обычными стали сетования по поводу “смерти” трудовой этики, что выражалось в утрате моральной заинтересованности в труде, “диких” забастовках, росте абсентеизма, понижении производительности труда и т.д. Радикальные социологи рассматривали это явление с точки зрения реакции на отчуждение человека труда от процессов производства и полагали, что перемены могут быть достигнуты через революционное изменение буржуазных порядков. Именно в марксизме эти социологи черпали свои теоретические обоснования. Академическая социология видела в этом изменении нравов поворот в культурных ори-ентациях, приводящий к смене “трудового общества” на “общество потребления” или же “информационное общество”.
|
|
В декларациях представителей “контркультурной” ориентации (Ч.Рейч, Т.Роззак и др.) обращалось внимание на негативное отношение к труду прежде всего молодежи и маргинальных слоев. В этих декларациях была поставлена под сомнение всеобщая уверенность, что труд — основа социальной жизни индивида. Были размыты и стали неопределенными понятия трудовой этики, ценности труда, профессиональной ориентации. Труд перестал представлять собой ценность и стал рассматриваться только как средство заработать себе на жизнь, а значит бессмысленное бремя или рутинное занятие.
Однако более умеренные социологи полагали, что негативное отношение относится не к труду как таковому, а к имперсональному, дегуманизированному, отчужденному труду в промышленных суперструктурах индустриального общества.
Академическая социология стала разрабатывать позитивные принципы изменения сложившейся ситуации. Обострившийся интерес к ценностной стороне труда привел к “веберовскому ренессансу”, новому интересу к трудам знаменитого социолога в новой, постиндустриальной ситуации. Именно поддержание высокой трудовой морали и мотивации индивидуального участия в производстве, соединяясь с высокими технологиями, может обеспечить дальнейшее развитие. С этой целью расширяется система переподготовки кадров, идет постоянное переучивание работников, расширение возможностей образования.
Вместе с тем все большее значение стало приобретать обеспечение “общества потребления”, т.е. максимальное расширение доступа к товарам и услугам, вплоть до их ^.демонстрационного навязываниям потребителям и стимуляции спроса на товары, не имеющие достаточной функциональной пользы. Другая сторона такого потребления — культ развлечений, не ведущих к развитию личности, а лишь создающих некоторую замену функциональному участию в “большом бизнесе” и динамичных сферах материального или духовного производства. Этим целям может служить как высокая, так и “массовая” культура.
Изменение характера производства, интеллектуализация труда и повышение уровня образования стимулировали новое качество жизни, включающее рост духовных потребностей, ищущих своей реализации в то время, которое свободно от производства с его практической рациональностью, обязательностью и расчетом. Это привело, среди прочего, к явлению, получившему название “возрождение искусств”*. В Западной Европе, США,
• Этот термин используют Д.Нэсбитт и П.Эбурдин в книге “Мегатенденции: Год 2000”. Из той же книги взяты и нижеследующие примеры.
Японии и других преуспевающих странах резко возросли расходы на культуру, что отражает новое стремление активной части общества пересмотреть смысл жизни с помощью искусства старого и нового. За двадцать лет, с 1960 по 1980 г., численность рабочих и служащих в США выросла на 40%, в то время как количество художников, писателей и артистов подскочило на 144%. Около полутора миллиона американцев занято в сфере искусства и в это число не входят те, кто занят менеджментом в сфере культуры или обслуживает ее индустрию. Соответственно значительно выросло и число учащихся всех возрастов.
О повышении уровня потребностей говорит и тот факт, что искусство все больше замещает спорт в качестве основного времяпрепровождения в часы досуга. В конце 60-х гг. американцы тратили на посещение спортивных состязаний времени в два раза больше, чем на культуру. В 1988 г. любители спортивных зрелищ потратили 2,8 миллиарда долларов, а за культурные мероприятия они заплатили 3,7 миллиарда долларов.
Этот ренессанс не ограничивается прежними крупнейшими центрами, такими как Нью-Йорк, Париж и Токио, он процветает в маленьких и средних городах. В 155 городах США работают 200 профессиональных театров и несколько сот трупп. В сезон 1987/88 г. состоялась 141 премьера, тогда как в сезон 1974/75 г. только 16.
Несмотря на “компьютерную революцию”, в 1988 г. в США было выпущено почти 55,5 тысячи новых названий книг и других изданий по сравнению с 41 тысячей в 1977 г. (хотя не все это имело отношение к литературе). Рынок бестселлеров постоянно расширяется.
С 1965 г. посещаемость музеев в США возросла с 200 миллионов человек в год до 500 миллионов. За тот же период в Японии построено больше 200 новых музеев. В Западной Германии только за последнее десятилетие их построено около 300. Самой посещаемой достопримечательностью в мире является не Тадж-Махал и Эйфелева башня. Это Центр Жоржа Помпиду в Париже, названный так в честь французского президента и являющийся сокровищницей современного искусства. Его посещает 6 миллионов человек в год.
Культура пользуется высоким престижем, и ее язык проникает не только в рекламу, но и в деловое общение:
работа “творческая”, старательные сотрудники “артисты своего дела” или “настоящие виртуозы”, руководитель компании подобен “дирижеру оркестра”. Помещения корпорации украшаются подлинными шедеврами искусства, покупаемыми на аукционах за громадные деньги.