ИСС и дыхательные психотехники

По мере накопления фактического материала, стало очевидным, что непатологические формы ИСС играют в психической жизни человека немаловажную роль. Обнадеживающие события в области постижения природы человека и его сознания начали происходить чуть более двух десятилетий назад. В 70-х годах были заново открыты и вошли в широкую психотерапевтическую практику дыхательные методы. В 1974 году вышла в свет книга Леонарда Орра и Сандры Рей «Возрождение в Новом Веке», в которой рассказывалось о применении в психотерапии и самопознании техники «возрождения» (ребефинг), основанной на каталитической действии интенсивного дыхания в процессе интеграции сознания.

Ребефинг – это современный метод самопомощи, он применяет определенную технику дыхания, для того чтобы дать человеку позитивные и глубоко детализированные представления о его разуме, теле, эмоциях, в результате сознание человека узнает, что содержится в подсознании, вскрывает «очаги подавления» и интегрирует, преобразует подавленное (то, что человек делал как-то неправильно) в общее чувство активности и хорошего самочувствия. Ребефинг дает возможность разуму и телу осторожно перестроить себя таким образом, чтобы увеличить ощущение счастья, эффективность деятельности, хорошее здоровье, внутреннюю гармонию личности.[14]

Известный трансперсональный психолог и психотерапевт С. Гроф в своих первоначальных экспериментах по использованию дыхания в психотерапии отталкивается от работы Л. Орра и С. Рей. В конце 70х годов он применял интенсивное дыхание для освобождения эмоциональных переживания, вскрывшихся, но не нашедших разрешения в сеансе психоделической терапии. Вскоре после введения запрета на применение психоделиков в психотерапии Гроф обнаружил, что интенсивное дыхание в сочетании со специально подобранной музыкой и особой предварительной подготовкой участников может вызывать переживания и эффекты, аналогичные тем, которые возникали в сеансах психоделической терапии. Работая в этом направлении, С. Гроф и его сотрудники создали уникальную психотерапевтическую методику, названную ими холотропной терапией (холономической интеграцией). Термин «холотропный» означает «направленный на восстановление целостности».

Основная цель методов практической психотерапии состоит в активизации бессознательного, освобождения энергии, «застрявшей» в эмоциональных и психосоматических симптомах, и преобразовании стационарного баланса энергии, включенной в поток опыта (переживаний). Холотропная терапия способствует активизации бессознательного, оказывая столь мощное воздействие, что вызывает неординарные состояния сознания. Ее главное кредо состоит в признании потенциала необычных состояний сознания, способных к трансформации и эволюции и обладающих оздоровительным воздействием. Поскольку в этих состояниях сознания человеческая психика, как представляется, оказывается способной к спонтанной целительной активности, холотропная терапия использует методы активации психики и индуцирования необычных состояний сознания.

Основная стратегия холотропной терапии сводится к тому, чтобы доверять мудрости нашего тела. На многих примерах подтверждается правота наблюдений В. Райха относительно того, что психологическое сопротивление и защита используют механизмы ограничения дыхания. Респирация – это автономная функция, но и на нее можно оказывать волевое влияние; учащение ритма дыхания и усиление его эффективности способствует высвобождению и проявлению материала бессознательно (и сверхсознательного).

После продолжительных дыхательных сеансов человек испытывает ощущение возрастающей релаксации, интенсивные сексуальные чувства и даже мистические переживания. Продолжительная гипервентиляция не только не вызывает прогрессирующего нарастания напряжения, но приводит к критической кульминации, сменяющейся глубокой релаксацией. Характер этой последовательности сопоставим с оргазмом. Типичный результат холотропного сеанса – это глубокое эмоциональное освобождение (разгрузка) и физическая релаксация. Таким образом, продолжительная гипервентиляция является исключительно мощным и действенным методом снятия стресса, способствующим эмоциональному и психосоматическому оздоровлению.

С. Грофом разработана захватывающе красивая и вместе с тем убедительно строгая концепция, связывающая все многообразие наблюдаемых феноменов и целительных эффектов в единую картину Мира, бросающую вызов господствующей научной парадигме. Наблюдения, полученные в процессе практической работы, подтверждают идею, впервые выдвинутую К.Г. Юнгом: психика располагает могущественным потенциалом самооздоравления, а источником автономных целительных сил является коллективное бессознательное. Исцеление оказывается результатом диалектического взаимодействия сознания с индивидуальным и коллективным бессознательным. С. Гроф высказывает мысль о том, что сознание нельзя рассматривать как эпифеномен материи и побочный продукт физиологических процессов мозга. С учетом последних данных сознание оказывается первичным атрибутом бытия и вплетено в саму материю феноменологического мира. Психика Человека – не итог биографических событий его жизни, но проявление, соразмерное всему универсуму и всему бытию.[15] Идеи С. Грофа послужили мощным катализатором исследовательской мысли во многих странах мира, в т.ч. и в России.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: