Систем управления услугами сферы здравоохранения
Классификационный признак | Классификационные группы |
Форма собственности | Государственная, муниципальная, частная, частно-государственное партнерство |
Способ воспроизводства услуг | Рыночный, внерыночный |
Вид обмена | Платный (товарный), бесплатный (прямой) |
Уровень управления | Федеральный, региональный, местный |
Метод управления | Директивный, индикативный, самоуправление |
Тип управления | Предметный, функциональный, процессный, агрегативно-декомпозиционный |
Технология управления | Централизованная, децентрализованная, смешанная |
Вид инфраструктуры | Производственная, социальная, институциональная, деловая |
Подходы к управлению | Системный, процессный, ситуационный, логистический |
Источник финансирования | Бюджет, страховой фонд, выручка |
Метод управления риском | Уклонение, компенсация, гарантия, распределение и передача (страхование) |
Группа оказываемых услуг | Медицинские, санитарно-эпидемиологические, санаторные, санитарно-просветительские, врачебно-физкультурные, судебно-медицинской экспертизы, патологоанатомические, переливания крови, планирования семьи и репродукции, домов ребенка, хосписов, молочных кухонь |
Принцип сегментации потребителей | Половозрастной, профессиональный, городской, сельский, индивидуальный, корпоративный, класс болезней (МКБ-10) |
|
|
Значение медицинского страхования
В комплексе проводимых в настоящее время социально-экономических реформ важнейшее место занимает развитие страховой медицины, переход к которой обусловлен спецификой рыночных отношений в здравоохранении и развитием сектора платных услуг. Медицинское страхование позволяет каждому человеку напрямую сопоставлять необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья. Соизмерять потребность в медицинской помощи и возможность ее получения следует вне зависимости от того, кем произведены затраты: непосредственно индивидуумом, предприятием, предпринимателем, профсоюзом или обществом в целом.
В мировой практике организации медико-санитарного обслуживания сложились три основные системы экономического функционирования здравоохранения - государственная, страховая и частная:
-государственная система основана на принципе прямого финансирования лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и гарантирует бесплатную медицинскую помощь;
- в основу страховой системы заложен принцип участия граждан, предприятий или предпринимателей в финансировании охраны здоровья напрямую или через посредничество страховых медицинских компаний (организаций);
|
|
- частная медицина в настоящее время представлена частнопрактикующими врачами, клиниками и больницами, находящимися в частной собственности. Их финансирование осуществляется за счет платного медицинского обслуживания пациентов.
В экономико-социальном отношении переход на страховую медицину в России является объективной необходимостью, которая обусловлена социальной незащищенностью пациентов и работников отрасли, а также ее недостаточной финансовой обеспеченностью и технической оснащенностью. Низкий уровень заработной платы медицинских кадров, выплачиваемой из бюджетных средств, способствовал социальной незащищенности работников государственного здравоохранения. Неудовлетворительная обеспеченность объектов здравоохранения оборудованием и инструментарием, медикаментами, большая степень износа существующего медицинского оборудования свидетельствовали об их невысоком организационно-техническом уровне.
Кризис экономики страны привел к падению производства изделий медицинского назначения, разрыву кооперационных и внешнеэкономических связей, закрытию ряда нерентабельных объектов медицинской промышленности. Разрыв хозяйственных связей вызвал неблагополучную ситуацию со снабжением государственных лечебных учреждений лекарственными средствами, современной медицинской техникой.
Основные принципы организации страховой медицины:
- сочетание обязательного и добровольного характера медицинского страхования, его коллективной и индивидуальной форм;
- всеобщность участия граждан в программах обязательного медицинского страхования;