Общий исторический анализ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

В КРЫМУ

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ……………………………………..……………………………………. 3

 

Карта Крыма …………………………………………………………………….. 12

 

Глава І

Общий исторический анализ развития туризма в Крыму

1.1. Зарождение крымского туризма (ХІХ — первая четверть ХХ вв.)… 13

1.2. Развитие туризма в Крыму периода СССР ………………………….. 16

1.3. Проблемы и перспективы развития крымского туризма в современной Украине ………………………………………………….. 19

 

Глава ІІ

Историческое развитие основных направлений туризма в Крыму

2.1. Общая классификация видов туризма ……………………………….. 21

2.2. Развитие спортивного и автомобильного туризма …………………. 24

2.3. Развитие экскурсионно-познавательного и научного туризма ……. 28

2.4. Развитие сельскохозяйственного и промышленного туризма …….. 32

2.5. Развитие международного и нетрадиционного туризма …………… 36

 

Заключение ………………………………………………………………………. 42

 

Список использованных источников и литературы ……………………….. 49

 



ВВЕДЕНИЕ

 

 

«Крым — изумительная сокровищница,

естественный музей, хранящий

тайны тысячелетий».

А. Грибоедов

 

Туризм как один из наиболее популярных видов активного отдыха становится неотъемлемой частью жизни человека с его естественным стремлением к открытию и познанию новых краёв, памятников природы, истории и культуры, обычаев и традиций различных народов. Организация активного, содержательного отдыха стала важной социальной задачей, а туризм превратился в крупную отрасль обслуживания населения. С точки зрения спроса туризм вышел на первое место среди всех видов отдыха. Он является важным фактором оздоровления человека, повышения его творческой активности, расширения кругозора.

Все виды туризма развиты в Крыму. Гигантские хребты Карагач, Хоба-Тепе, Магнитный, Кок-Кая, Святая гора; утесы: "Иван-Разбойник", "Лев", "Золотые ворота" — все по заповедник Карадаг, один из ландшафтных памятников нашей республики. Экзотические растения можно увидеть в Никитском ботаническом саду, основанном еще в 1812 году. Сейчас в его "букете" более 28 000 представителей флоры. Ценными коллекциями уникальных растений располагают Алупкинский и Масандровский парки.

В степях, горах, на побережье есть немало мест, где туриста или отдыхающего ждет встреча с древнейшими следами обитания человека (например, стоянки Киик-Коба, Староселье), памятниками эпох позднего палеолита, неолита, бронзы, раннего железа...

Путешествие в античные времена можно совершить, посетив Херсонесский историко-археологический заповедник. Его экспозиции знакомят с античным и средневековым Херсонесом, памятниками городища. Каменный "архив" заповедника насчитывает свыше 500 единиц греческих и латинских надписей.

Страницы многовековой истории Крыма раскрываются перед посетителями Бахчисарайского историко-археологического заповедника-музея и пещерных городов Чуфут-Кале, Эски-Кермен.

О событиях "давно минувших дней" напоминают остатки генуэзских крепостей в Судаке и Феодосии.

Своим гостям Крым предлагает осмотреть почти 3,5 тысячи памятников истории и культуры, историко-краеведческие, художественные и литературно-мемориальные музеи.

Каждый, кто однажды увидел Крым, ищет с ним встречи снова и снова. И если побывать здесь больше не доведется, восторг и тепло единственной встречи будет согревать ваше сердце всю жизнь.

Многие виды туризма в нашей стране — пешеходный, конный, автобусный, спелеотуризм и спортивное скалолазание зародились в Крыму, а первая официальная в России туристическая организация, хотя и была создана в Одессе (1890 г.), носила название "Крымский горный клуб", позже "Крымско-Кавказский".

Туризм как активный отдых и вид спорта получил общее признание и стал массовым и доступным, а Крым превратился в курортный и туристический центр. Этому благоприятствует само географическое положение и условия Крыма.

Крым сегодня — это благословенная земля Крымского полуострова, омываемого Черным и Азовским морями. На севере его простирается равнина, на юге — Крымские горы с ожерельем у прибрежной полосы приморских городов-курортов: Ялта, Мисхор, Алупка, Симеиз, Гурзуф, Алушта, Феодосия, Евпатория и морских портов — Керчь, Севастополь.

Крым расположен в пределах 44°23' (мыс Сарыч) и 46°15' (Перекопский ров) северной широты, 32°30' (мыс Карамрун) и 36°40' (мыс Фонарь) восточной долготы. Площадь Крымского полуострова составляет 26,0 тыс. км, максимальное расстояние с севера на юг — 205 км, с запада на восток — 325 км.

Узкая восьмикилометровая полоса суши на север (Перекопский перешеек) соединяет Крым с материком, 4-5 км — ширина Керченского пролива на востоке (длина пролива около 41 км) — отделяют его от Таманского полуострова. Общая протяженность границ Крыма превышает 2500 км (с учетом крайней извилистости береговой линии северо-востока). В целом же берега Крыма мало изрезаны, Черное море образует три крупных залива: Каркинитский, Каламитский и Феодосийский; Азовским морем также образовано три залива: Казантипский, Арабатский и Сивашский.

Физико-географическое положение Крыма в целом отличается следующими наиболее характерными чертами. Во-первых, нахождение полуострова на 45° северной широты обусловливает его равноудаленность от экватора и Северного полюса, что связано с достаточно большим количеством поступающей солнечной энергии и большим количеством часов солнечного сияния. Во-вторых, Крым — почти остров. С этим связано, с одной стороны, большое количество эндемов (видов растений, нигде не встречающихся, кроме данной местности) и эндемиков (аналогичных видов животных); с другой — этим объясняется значительная обедненность крымской фауны; кроме того, на климат и другие компоненты природы значительное влияние оказывает морское окружение. В-третьих, особенно важным оказывается положение полуострова относительно общей циркуляции атмосферы Земли, приводящее к преобладанию в Крыму западных ветров. Крым занимает пограничное положение между умеренным и субтропическим географическими поясами.

Особенности транспортно-географического положения Крыма в прошлом обусловили характер населения полуострова и специфику его хозяйства. В средние века Крым являлся своеобразным тупиком на пути многих кочевых племен. Многие здесь оседали и воспринимали местные языки, культуру и религию.

Морское окружение Крыма обусловило не только особенности внешних экономических связей, но и развитие приморской рекреации. Через реки Дунай и Днепр Крым имеет выход к портам стран Средней Европы, Балтии и Скандинавии, а через Дон и систему каналов Европейской России — к Балтийскому и Белому морям, прикаспийским государствам.

Благоприятной чертой экономико-географического положения Крыма является его соседство с экономически развитыми Херсонской и Запорожской областями Украины и с Краснодарским краем Российской Федерации.

Естественным музеем называют природу Крыма. Мало мест в мире, где бы так оригинально сочетались разнообразные, комфортные и живописные ландшафты. Во многом они обусловлены своеобразием географического положения, геологического строения, рельефа, климата полуострова. Крымские горы делят полуостров на две неравные части. Большая — северная — находится на крайнем юге умеренного пояса, южная — крымское субсредиземноморье — относится к северной окраине субтропического пояса.

Особенно богат и интересен растительный мир Крыма. Только дикорастущих высших растений насчитывается более 65% флоры всей европейской части стран Содружества. Наряду с этим здесь культивируют около 1000 видов чужеземных растений. Почти вся флора Крыма сосредоточена в его южной горной части. Это подлинно музейное богатство флоры.

Климат большей части Крыма — это климат умеренного пояса: мягкий степной — в равнинной части; более влажный, характерный для широколиственных лесов — в горах. Южному берегу Крыма свойственен субсредиземноморский климат сухих лесов и кустарниковых зарослей.

Крым, особенно его горная часть, благодаря комфортному климату, насыщенности чистого воздуха, тонизированного фитонцидами, морскими солями, приятным ароматом растений, обладает и большой оздоровительной силой. Земные недра к тому же содержат целебные грязи и минеральные воды.

Крымский полуостров обеспечен большим количеством тепла не только летом, но и зимой. В декабре и январе здесь на единицу земной поверхности за сутки поступает тепла в 8-10 раз больше, чем, например, в Санкт-Петербурге. Наибольшее количество солнечного тепла Крым получает летом, особенно в июле. Весна здесь прохладнее осени. А осень — лучший сезон года. Погода тихая, солнечная и умеренно теплая.

Правда, резкие колебания давления в течение суток обостряют сердечно-сосудистые заболевания у людей, не вполне здоровых. В Крыму, хорошо обеспеченном теплом, биологическая продуктивность растений, в том числе и сельскохозяйственных культур, устойчивость ландшафтов к нагрузкам в значительной степени зависят от количества влаги. А потребность в воде постоянно возрастает и у местного населения, и у народного хозяйства, прежде всего сельского и курортного. Так что вода в Крыму — подлинный двигатель жизни и культуры.

Сравнительно небольшое количество атмосферных осадков, продолжительное сухое лето, распространение в горах карстующихся пород обусловили бедность Крыма поверхностными водами.

Крым делят на две части: равнинную степную с очень малым числом поверхностных водотоков и горную лесную со сравнительно густой речной сетью. Здесь нет крупных пресных озер. В приморской полосе равнинного Крыма находятся около 50 озер-лиманов общей площадью 5,3 тыс. км2.

В Крыму насчитывают 1657 рек и временных водотоков общей длиной 5996 км. Из них около 150 рек — это реки-карлики до 10 км длины. Только река Салгир имеет длину более 200 км. Речная сеть развита на полуострове крайне неравномерно.

В зависимости от направления стока поверхностных вод принято деление рек Крыма на три группы: реки северо-западных склонов Крымских гор, реки Южного берега Крыма, реки северных склонов Крымских гор.

Население Крыма размещено по территории неравномерно. На побережье проживает 50% населения республики. В городах в 1991 году проживало 69%, в сельской местности — 31% населения. 43% населения Крыма проживает в четырех крупных городах: Севастополь (371,4 тыс. чел. в 1991 г.), Симферополь (357 тыс. чел.), Керчь (189,5 тыс. чел.) и Евпатория (113,3 тыс. чел.).

Рекреационное хозяйство является одной из ведущих отраслей республики. С латинского языка рекреация переводится как «восстановление», имеется в виду восстановление физических и психофизиологических кондиций человека. В состав рекреационного хозяйства входят: санатории, пансионаты, дома и базы отдыха, тургостиницы и турбазы, кемпинги, детские лагеря. Рекреационное хозяйство работает на пляжных, бальнеологических и климатических ресурсах, лечебных грязях, морской воде, ландшафтных ресурсах.

Отрасли социальной инфраструктуры Крыма — коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, народное образование, общественное питание, торговля, здравоохранение, социальное обеспечение, культура, физкультура, кредитование и страхование, наука и научное обслуживание — отличаются высоким уровнем развития.

Главной осью автомобильных дорог Крыма является автомагистраль Москва — Симферополь. В состав ведущих входят автодороги Симферополь — Севастополь; Симферополь — Алушта — Судак — Феодосия; Симферополь — Феодосия — Керчь; Симферополь — Евпатория; Симферополь — Алушта — Ялта — Севастополь.

Основными автомобильными путями регионального значения на территории Крыма являются дороги Симферополь — Красноперекопск — Армянск и далее на Херсон — Николаев — Одессу. Особенно возросла роль этой дороги после строительства автомоста через реку Днепр в районе Херсона.

Внутрирегиональные пассажирские и грузовые перевозки обеспечиваются по дорогам: Красноперекопск — Джанкой — Нижнегорск; Евпатория — Черноморское и другим.

Автодорожная сеть местного значения соединяет Симферополь со всеми райцентрами, которые в свою очередь связаны местными дорогами практически со всеми поселками городского типа, а также селами — центрами сельских советов и хозяйств.

Железнодорожный транспорт занимает ведущее положение в перевозке сырья, топлива, строительных материалов и других массовых грузов, а также пассажиров в межрегиональном обмене. Крымское отделение Приднепровской железной дороги относится к числу наиболее грузонапряженных магистралей благодаря выходу к незамерзающим теплым морям и на Кавказ.

В составе Крымского отделения Приднепровской железной дороги насчитывается 75 раздельных пунктов-станций. Главные участки железных дорог Крыма; Симферополь — Джанкой (91 км), Симферополь — Севастополь (77 км), Джанкой — Владиславовка (101 км), Владиславовка — Порт Крым (108 км), Симферополь — Остряково — Евпатория (82 км).

Ведущие транспортные узлы — Севастополь, Феодосия, Керчь и Евпатория — осуществляют перевалку грузов с морского транспорта на автомобильный, железнодорожный и наоборот.

Среди железнодорожных станций Крымского отделения наиболее крупными по грузообороту являются Аршинцево, Симферополь, Джанкой, Евпатория — станции прибытия грузов, а также Красноперекопск, Керчь, Саки, Золотая балка — станции отправления грузов.

Самым традиционным видом транспорта Крыма, обеспечивающим как внутрирегиональные, так и межгосударственные перевозки, является морской. Морские транспортные перевозки Крыма осуществляются через главные морские порты: Севастополь, Керчь, Феодосию, Ялту, Евпаторию. Керчь, самый большой грузовой порт в Крыму, имеет хорошо отлаженные связи с железнодорожным транспортом и обеспечивает перевалку грузов на автомобили. Севастополь является ведущим рыбным портом, базой рыболовецкого флота и рыбопереработки. Феодосия по сравнению с другими портами Крыма имеет свои специфические черты. Прежде всего это крупный транспортный узел, сочетающий работу порта и железнодорожных станций Айвазовская и Феодосия.

Ялта среди других портов региона выделяется обслуживанием круизных туристов, включая иностранцев. В отличие от остальных портов основу деятельности составляет перевозка пассажиров (более 5 млн. человек в год), а также перевалка грузов только на автомобильный транспорт. Ялтинский морской порт ежегодно обслуживает столько пассажиров, сколько все остальные порты Крыма, вместе взятые.

Евпатория — порт, выполняющий транспортные перевозки для всего западного побережья Крыма.

Достаточно хорошо развит в Крыму воздушный транспорт. Симферополь не только единственный крупный узел воздушных линий региона, но и один из крупнейших аэропортов Украины, немного уступающий по объему перевозок Киеву, а также известным аэропортам Москвы и Санкт-Петербурга.

Транспорт оказывает исключительно важное влияние на географию и интенсивность экономических связей Крыма, которые характеризуются такими показателями, как объем, состав и структура перевозимых грузов, а также транспортный баланс внутри- и межрайонных перевозок. В настоящее время около 80% общего объема работы транспорта региона направлено на обеспечение межрайонных перевозок, которые осуществляются практически со всеми административными областями Украины, России и другими странами СНГ.

О развитии туризма в Крыму опубликовано достаточное количество исследований. Наибольший вклад в исследование данной проблемы сделали А.Бражник и Э.Шемраев [1], Л.Воронкова [2], П.Гармаш [3], Г.Долженко [5], В.Зинченко [8], А.Мальгин [15; 16], А.Непомнящий [19; 20; 21; 22], А.Слепокуров [24] и В.Федорченко [26].

Объектом исследования является Автономная Республика Крым как один из туристских центров Украины.

Предметом курсовой работы выступает развитие разных видов туризма в Крыму в исторической ретроспективе и в настоящее время.

Целью нашей работы является исследование особенностей исторического развития туризма в Крыму и его современного состояния.

Соответственно с этой целью работы мы ставим перед собой для решения следующие задания:

- проанализировать процесс зарождения крымского туризма;

- рассмотреть особенности развития туризма в Крыму в период СССР;

- показать проблемы и перспективы развития крымского туризма в современной Украине;

- сделать краткий анализ исторического развития основных направлений туризма в Крыму.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы, который насчитывает 27 наименований.

 

КАРТА КРЫМА

 

Глава І

Общий исторический анализ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: