Ключевые особенности соционики

Некоторые способы организации отношений в коллективах в IT

 

    В этой статье я попытался изложить результаты своего небольшого опыта в использовании соционики для оптимизации работы коллектива разработчиков ПО. Также я изложил некоторые соображения по применению соционики для организации управления коллективами программистов, хотя здесь мой опыт пока что гораздо менее значителен.

    В дискуссиях я замечал, что предмет известен участникам сообщества, однако мне нигде не попадалось конкретной информации по практическому использованию соционики на производстве. Надеюсь, мой опыт будет кому-то интересен. В ответ хотелось бы услышать пользуются ли соционическими принципами (на примерах) другие участники сообщества.

 

Что такое соционика

 

Соционика отличается от традиционной психологии тем, что опирается на следующие предположения:

 

1. Характер человека не может меняться больше, чем в некоторых пределах, независимо от времени и приложенных усилий. Неизменный "скелет психики человека" также называют типом информационного метаболизма (ТИМ).

2. Характеры людей поддаются делению на группы, и в рамках своих групп люди ведут себя по ряду свойств одинаково.

3. Отношения между людьми складываются в зависимости от их ТИМов и, таким образом, поддаются предсказанию и прогнозированию.

 

Эти аксиомы были предложены Литовским экономистом и социологом Аушрой Аугустинавичюте в 1974 г. на основе типологии Юнга, теории психоанализа Зигмунда Фрейда и теории информационного метаболизма Кемпинского.

Также на основе трудов Юнга, в США была разработана классификация людей по ТИМам - MBTI (Myers-Briggs Type Indicator). MBTI была создана в 1962 г., но из-за железного занавеса не была известна в СССР, поэтому до сих пор развивается независимо от соционики. MBTI и типология Юнга лежит в основе тестов на профориентацию - у каждого ТИМа есть предрасположенность или непредрасположенность к определенным профессиям. В США MBTI является одним из финансируемых направлений исследований и получил довольно широкое распространение среди крупных компаний.

Всего выделяется 16 ТИМов, как результат деления людей по четырем дихотомиям - по четырем аспектам мышления. Соответственно, между любыми двумя из ТИМов складываются определенные (по соционике) отношения, которые также предсказываются на основе информации о ТИМе.

Таким образом, зная ТИМ человека можно определить какую работу ему поручать, сможет ли он работать в определенном коллективе, чему его можно учить и как им управлять. Также можно формировать сами коллективы в зависимости от целей, ставящихся перед ними.

В настоящее время в силу ряда причин соционика не является признанной наукой в России, хотя и изучается во многих ВУЗах, готовящих психологов.

 

Ключевые особенности соционики

 

    Одной из дихотомий разделения людей по ТИМам является разделение по принципу, лежащему в основе принятия решений. Соционика утверждает, что людей можно разделить на

 

     - Логиков, т.е. тех, кто опирается главным образом на правильность и целесообразность поступков, и

- Этиков, т.е. тех, кто опирается на сочувствие и одобрение окружающих.

 

Логики больше обращают внимание на целесообразность, законы, объективный смысл, вычленение фактов. Для них характерны оценка поступков (а не чувств, вызвавших эти поступки), плохая ориентация во внутреннем мире других людей, беспристрастность, ориентация на задачу.

Этики вычленяют настроения, ориентируются на симпатию, субъективное отношение. Для них характерны эмпатия, стремление к гармонизирующим отношениям, внимание к психологическому климату, жизнь чувств, интерес к внутреннему миру других людей, общительность. Этик партнера заинтересовывает (уговаривает, а не убеждает), решения его эмоциональные.

 

Разумеется, отнесение человека к одной из категорий не означает его полную неспособность разобраться в вопросах другой, однако в ответственных решениях человек будет склонен руководствоваться только одним из принципов.

Это разделение является неизменным в течение жизни, поэтому даже если, например, этик получает математическое образование и работает в этой сфере, при принятии значимых решений он все равно будет стараться руководствоваться своей «сильной» стороной – этикой.

 

 

Еще одним важным (и наиболее прикладным, насколько мне известно) утверждением соционики является то, что каждый из ТИМов является внушаемым по одному из аспектов информации. Под внушаемостью здесь я подразумеваю доверчивость в определенном аспекте информации. Не буду приводить самих аспектов, поскольку не буду опираться на них в дальнейшем, однако люди бывают внушаемыми, например, в вопросах выгодности вложения денег («…купите у нас квартиру и получите в подарок пылесос»), в вопросах здоровья («…если вы один день не почистили зубы, у вас разовьется кариес»), юмора («… если человек сел на лошадь, а она взбрыкнула и он упал – это смешно») и других. Внушаемость довольно активно используется в рекламе товаров и услуг.

 

Дополняющими называются такие отношения между двумя людьми, при которых для любого аспекта информации, по которому один из них является внушаемым, второй человек будет «по природе» экспертом, и наоборот.

 

Последним из важных для дальнейшего изложения утверждений соционики является то, что для каждого из соционических ТИМов существует другой ТИМ, отношения с которым будут дополняющими. Такие пары ТИМов в дальнейшем будем называть дуальными диадами. Распределение людей по ТИМам приблизительно равномерно, поэтому можно считать, что с каждым 16-ым человеком отношения данного индивида могут быть дополняющими.

Таким образом, для каждого человека можно подобрать такого партнера, который сможет высказывать объективное и экспертное суждение (по крайней мере, значительно более экспертное, чем суждение первого человека) по тем вопросам, по которым первый не компетентен, и наоборот. При этом отношения между партнерами будут доверительными и устойчивыми. Зависимость от пола, возраста и образования при этом сравнительно невелика: партнеры могут иметь разницу в 20 лет, быть журналистом и математиком – формирование атмосферы сотрудничества и разделения труда при этом все равно возможны.

В дуальной диаде всегда один из партнеров – этик, а другой – логик. Не следует полагать, что дуальная диада всесильна, однако же ею нельзя манипулировать, и никакой аспект информации не поставит ее в тупик.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: