Учащихся средних классов на уроках

Эффективность работы по формированию познавательной активности подростков с особыми нуждами зависит от педагогически правильной ее организации и внутренних возможностей личности ученика.

В условиях ориентации на «среднего» ученика, т. е. без реальной индивидуализации обучения, замедляется темп развития тех, кто пришел в школу значительно более развитым, чем их сверстники. Но в особенно тяжелые условия попадают школьники с  проблемами в развитии, обучающиеся в условиях интегрированного класса. При отсутствии целенаправленной психолого-педагогической поддержки такие учащиеся с возрастом не приближаются в своем развитии к сверстникам, а все больше и больше отстают от них.

Реально в любом классе нет даже двух учащихся, идентичных друг другу по особенностям своей психики, каждый по-своему усваивает учебный материал. На успешность учебной деятельности, связанной с продвижением в развитии, большое влияние оказывают умственная работоспособность ребенка, которая может в некоторой степени компенсировать наличие относительно невысокой общей успеваемости, интеллектуальная активность (или интеллек­туальная инициатива), индивидуальные различия в мотивации.

Однако в условиях интегрированного обучения принцип его индивидуализации может быть реализован с помощью проблемно-индивидуального обучения. При такой форме работы более развитые школьники имеют возможность работать над материалом повышенной трудности, самостоятельно решать адекватные их возможностям проблемы. Учащиеся с особыми потребностями получают более подробные объяснения от учителя, решают задачи постепенно повышающейся трудности и, преодолевая трудности с некоторой помощью со стороны, усваивают новый материал, продвигаются в своем развитии, нередко переходя в группы с более высоким уровнем.

При отборе содержания учебного материала необходимо, чтобы он был эмоционально насыщен, легко запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы. Если учащиеся не видят картин общественной жизни, культур, стран, людей, то усваивают лишь словесные формулировки, лишенные жизненного содержания, которые быстро забываются. В работе с учащимися помимо текста учебного пособия и учителя есть богатая возможность использовать тексты художественных произведений.

Лучший способ организовать внимание подростка, имеющего отклонения в развитии, связан не с применением учителем как-либо особых приемов, а с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.

Уроки математики и русского языка особенно способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Работа, направленная на развитие у школьников с особыми нуждами способностей делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения: на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления вычислительных приемов, при решении задач по математике и орфографических задачах по русскому языку, а также при выполнении логических заданий и упражнений.

В зависимости от темы и целей каж­дого отдельного урока математики учи­тель вправе подбирать самые разные ме­тоды преподнесения учебного материа­ла. Но в работе с детьми, имеющими не­достаточную математическую подготов­ку, обязательным условием успешности усвоения ими знаний и умений, является применение специальных методов, направленных на развитие познавательной активности, мышления и речи этих учащихся. Ис­пользование дифференцированных зада­ний, учитывающих особенности слабо ус­певающих детей, способствует преодоле­нию недостатков их развития, позволяет восполнить пробелы в математических знаниях и заложить основу для дальней­шего изучения курса математики.

Одним  из важнейших условий развития продуктивного мышления является совершенствование мнемической деятельности учащихся. Прямая установка на запоминание повышает уровень мыслительной активности при работе над подлежащим усвоению материалом, степень ее саморегуляции и самоконтроля, что значительно увеличивает эффект усвоения. Этому же способствует сознательное применение рациональных приемов мнемической деятельности (таких как группировка, классификация, составление плана, выделение смысловых опор и т. д.). Чтобы выполнить это чрезвычайно важное требование, нужно предусмотреть специ­альную организацию мнемической деятельности, обеспечивающую прочность усваиваемых знаний и их готовность к актуализации при решении проблем. Эта специальная организация — один из важнейших принципов развития продуктивного мышления.

Для обеспечения достаточного уровня знаний авторы учебных программ и учебников стремятся вводить в них все новые и новые данные. Однако чем больше объем подлежащих усвоению знаний, тем труднее обеспечить прочность их усвоения. Следовательно, необходимо как-то ограничить тот круг знаний, которые подлежат усвоению и искать пути организации знаний в такую систему высокого уровня обобщения, в которой по относительно немногим прочно закрепленным ее звеньям на основе рассуждений ученик мог бы найти дополнительные звенья, необходимые для оперирования приобретенными знаниями.

Важно четко ограничить обязательный минимум знаний от второстепенного материала и ориентировать учащихся на тщательное закрепление именно основных знаний и способов оперирования ими, что лучше делать сразу же при введении нового материала.

Ориентация на выделение и обобщение существенного в материале, классификацию в зависимости от его значимости содействует формированию одного из важнейших качеств продуктив­ного мышления — глубины ума.

В связи с большим объемом подлежащих усвоению знаний необходимо по возможности «сжать», «уплотнить» их, что может быть осуществлено на основе более раннего введения обобщенных знаний — теорий, законов, общих методов решения широкого класса задач. Такие знания позволяют учащимся не запоминать множество отдельных частных закономерностей, способов решения, а самим на основе логических рассуждений «выводить» их из общих положений.

Словесно-логическое мышление - одно из трех видов мышления - характеризуется использованием сужде­ний и умозаключений. Оно невозможно без речи и из ее функций. Поэтому учи­тель в своей работе (и на уроках, и на индивидуальных занятиях) в первую очередь должен учить детей осмысливать события и явления, искать причины и следствия, находить общее и различное, объединять в группы (классифицировать) по какому- либо при­знаку.

Приемы и упражнения коррекционной направленности можно использовать на любом этапе урока: объявление темы урока, фрагмент урока, проверка домашнего задания, динамическая пауза, закрепление пройденного, работа по индивидуальным карточкам  и так далее.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.

В приложениях 1 – 5 представлены примеры из опыта педагогической работы, демонстрирующие, как при изучении программного материала можно воздействовать на развитие высших психических функций подростков с особыми нуждами, способствовать повышению их познавательной активности в процессе обучения. Кроме того, в ПРИЛОЖЕНИИ 6 описаны деловые и развивающие игры для учащихся средних и старших классов, направленные на развитие важнейших психических процессов и повышение интереса к учебному процессу.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: