Использование социоигрового метода

В работе с подростками, имеющими особые потребности

Работа с неуспевающими детьми может осуществляться как на уроке, так и вне урока (дополнительные занятия). Рассмотрим формы организации совместной деятельности учащихся.

На уроке для учащихся с отклонениями в развитии предлагаются карточки с индивидуальными заданиями, рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, большое внимание уделяется работе с временными группами (предлагается выделить 3 группы: слабые; средние; сильные; на тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности), при этом переход из одной группы в другую не запрещается.

На дополнительных занятиях можно предоставлять учащимся право спрашивать своих товарищей, составлять самим тексты диктантов, диктовать их, проверять самостоятельные работы друг друга, объяснять задания тому, кто еще не понял.

Также одним из приемов работы с подростками, имеющими особые образовательные потребности, может быть социоигровой стиль обучения, разработанный А.П. Ершовой и В.М. Букатовым. На таком уроке «сценки» могут разыгрываться и по поводу нового сложного определения, формулы или личного мнения об изучаемом литературном произведении, подготавливаются и исполняются такие «сценки» небольшими группами учеников тут же, на уроке, без долгих репетиций и особой подготовки. Социоигровой стиль - это стиль всего обучения, всего урока. Суть этого стиля обучения проиллюстрирует один из проектов: «Тайна рассказа», и проводится после изучения А.П. Чехова в 7 классе.

Класс разбивается на три команды. Каждая придумывает себе названия. Приглашаются посыльные, и им предлагается разрезанный на части рассказ А.П. Чехова «Размазня» (без указания названия). Текст надо восстановить.

Звенит колокольчик - закончен первый этап работы. Группы обмениваются двумя экспертами для проверки результатов. Вновь звенит колокольчик - оценивают работу экспертов.

На следующем этапе предлагается придумать название рассказу, каждая команда защищает свое название. Затем придуманные названия сравниваются с Чеховским.

Новый этап работы. На столе - набор карточек, на которых написаны элементы композиции и даны их определения. Надо в восстановленном тексте определить эти элементы.

В конце урока каждый высказывает свое мнение (личное отношение) к случаю, рассказанному Чеховым.

Итог урока: «Какие тайны рассказа мы сегодня открыли?» - Ученики называют элементы композиции, парадоксальность заглавия, значимость сюжета для современного читателя.

В данном проекте можно отметить следующие методы:

1. Работа проходит в микрогруппах, поэтому нет списывания;

2. Присутствует соревновательный элемент;

3. Отработка литературоведческих понятий в нестандартной форме;

4. Развитие интеллектуальных способностей;

5. Развитие психических процессов.

Таким образом, можно сделать вывод, что социоигровой стиль обучения позволяет ликвидировать неуспеваемость учащихся за счет разнообразия структуры урока и стимулировать активность учащихся в течение всего урока.

Рекомендации по активизации познавательной активности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: