Кредитная система в переходный период. Создание двухуровневой банковской системы

В период перестройки во второй половине 80-х годов были предприняты первые шаги по реформированию советской кредитной системы. Предполагалось усилить роль банков в повышении эффективности экономики путем их отраслевой специализации. Для этого в 1987 г. было принято решение реорганизовать систему спецбанков с учетом особенностей деятельности отдельных секторов экономики. В результате сформировалась система новых банков, включающая Госбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Сбербанк СССР, Внешэкономбанк СССР.

Однако реорганизация банковской системы была проведена поспешно, без разработки определенной концепции и необходимой организационной подготовки.

В процессе начатой в 1987 г. реформы банковской системы ставилась задача перевести на самоокупаемость конторы и отделения государственных специальных банков, расширить их права при сохранении централизованной системы управления банками. Однако это оказалось невозможным вследствие отсутствия четкого разграничения ресурсов, которыми они могли бы распоряжаться. Не было для этого и организационных предпосылок. Деятельность системы специализированных банков пришла в противоречие с нарождающимися рыночными отношениями. Этому в значительной степени способствовала меняющаяся ситуация в экономике.

Как следствие проведенной реформы низовые звенья банков были выведены из подчинения одного центра и рассредоточены по отраслевому признаку между вновь созданными учреждениями. Критериями при их распределении служил удельный вес клиентуры, которая переходила к тому или иному спецбанку.

На уровне банковских отделений не удалось провести специализацию, так как во многих районах каждый банк не мог открыть свой филиал ввиду незначительного количества относящегося к его профилю кредитно-расчетных операций. В результате низовые звенья одного спецбанка попали в зависимость от всех других спецбанков, что осложнило их работу.

Несовершенство новой системы проявилось не только в организационных недостатках. Произошло и качественное ухудшение финансово-кредитного механизма. Во-первых, увеличение числа участников привело к путанице и задержкам в межбанковских расчетах. Во-вторых, новая система унаследовала старый механизм управления совокупным денежным оборотом, а он при функционировании нескольких самостоятельных банков оказался несостоятельным.

Период с 1988 г., включая начало 1989 г., характеризуется изменениями в экономике и политике. Правительство СССР осуществило новую попытку сохранить централизованную систему банков, усовершенствовать ее, для чего 31 марта 1989 г. было принято постановление «О переводе государственных специализированных банков СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование». Потребовалась перестройка системы специализированных банков. Последние из контролеров деятельности предприятий должны были стать заинтересованными и надежными партнерами, обслуживающими клиентов. Филиалы государственных банков переводились на самоокупаемость; основным показателем их деятельности должна была стать прибыль.

Однако учреждения банков не получили собственных капиталов, сохранилась по существу централизованная система управления ресурсами контор и отделений. Они продолжали работать по централизованным инструкциям и не могли адаптировать свою деятельность к решению повседневно возникающих проблем рыночной экономики в различных регионах страны.

Таким образом, уже к концу 1990 г. была произведена административная ломка существовавшей общесоюзной централизованной банковской системы. Этот процесс проходил при отсутствии соответствующей правовой базы. Только 2 декабря 1990 г. ВС РСФСР принял Закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Российские законы закрепили начавшееся в стране создание новых банков, не зависимых от органов власти при решении вопросов банковской коммерческой деятельности. В России была ликвидирована государственная монополия в банковском деле.

Годом формирования двухуровневой банковской системы можно считать 1990 год. Первый (верхний) уровень представлен Центральным банком Российской Федерации и его главными территориальными управлениями в областях и краях, а также национальными банками республик, входящих в Российскую Федерацию. Второй (нижний) уровень состоит из сети коммерческих банков и их филиалов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: