(Коноваленко С. В.,[10])
Устные и письменные упражнения с элементами кодирования развивают слуховую и зрительную память и внимание, звуковой анализ и синтез, способствуют предупреждению и коррекции нарушений письма, чтения, счета.
Предложенные Коноваленко С. В. упражнения оказывают комплексное воздействие как на ребенка старшего дошкольного возраста (готовят его к полноценному овладению устной и письменной речью и в конечном итоге - к успешному обучению в школе), так и на учащихся младшего и среднего звена (способствуют коррекции нарушений письма, чтения, счета).
1. Шифровка слов:
Возможные кодовые обозначения: А - хлопок в ладоши перед собой, О - хлопок обеими руками по коленкам, У - удар кулаком о кулак, И - хлопок в ладоши над головой, Ы - хлопок тыльными сторонами ладоней друг о друга, Э - хлопок в ладоши за спиной. Недопустимо использование гласного звука О в безударном положении в упражнении на основании закона о редукции гласных в русском языке в слабой позиции. На начальном этапе не желательно использовать для кодирования слова с йотированными гласными и аффрикатами. Задания могут быть усложнены установкой на запоминание группы слов, выделение лишнего слова с объяснением своего решения и т.п.
|
|
Гласные взрослый кодирует определенным движением, согласные отчетливо произносит. Ребенок (дети) отгадывают, запоминают разгаданные слова, выделяют лишнее слово в каждой группе
Примерный лексический материал:
ВОЛК, ЛОСЬ, КОШКА, РЫСЬ;
ГРУША, АЙВА, ПЕРСИК, КАПУСТА;
ТАПКИ, ТУФЛИ, ШНУРКИ, КЕДЫ;
ГИТАРА, БАРАБАН, КУВШИН, СКРИПКА и т.п.
2. Шифровка предложений:
Аналогично могут кодироваться небольшие специально составленные предложения. Требования к предложениям такие же, как и к подбору слов для кодирования. Наличие безударных гласных, оглушение согласных требует обязательного пояснения написания и обязательного подбора проверочных слов.
Примерный лексический материал:
В САДУ У ДОМА РАСТУТ АЙВА, КРЫЖОВНИК, МАЛИНА.
3. Для развития зрительного внимания, мышления и памяти С. В. Коноваленко предлагает упражнения на исключение лишнего, усложненное кодированием с использованием таблицы-ключа, в которой каждой цифре соответствует гласная буква, и заданием на запоминание. Необходимо расшифровать, выделить лишнее слово в каждой группе, объяснить свое решение. Через час вспомнить лишние слова, записать их в расшифрованном виде. Подобрать слова-признаки к каждому выделенному слову. При помощи данной таблицы-ключа зашифровываются только гласные буквы (согласные буквы, твердый и мягкий знаки не шифруются).
|
|
Таблица-ключ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 |
А | О | У | И | Ы | Э | Е | Ё | Ю | Я |
Образец. 8ж, л4с1, к2р2в1, в2лк (ёж, лиса, корова, волк)
п2м4д2р, 2гЗр7ц, 0бл2к2, м2рк2вь
т7л7в4з2р, т2рш7р, шк1ф, х2л2д4льн4к
Аналогичным образом могут быть зашифрованы предложения и небольшие тексты. Ребенку предлагается текст, в котором гласные буквы заменяются цифрами (или значками) в соответствии с таблицей-ключом. Необходимо прочитать текст, записать его в восстановленном виде и пересказать близко к тексту.
После того, как ребенок (дети) освоили это упражнение, предлагается небольшой текст (3-5 предложений), гласные буквы в котором необходимо заменить соответствующими цифрами. Затем прочитать текст, не заглядывая в таблицу-ключ, и попытаться пересказать его близко к тексту.
Использование схем и таблиц-опор