Ребенка школьного возраста

При направлении ребенка на ПМПК (ПМПк ОУ) педагог представляет характеристику учащегося. Педагогическая характеристика пишется в свободной фор­ме с последовательным изложением указанных ниже разделов, отражающих основные показатели учебной деятельности ребен­ка. Представление подписывается классным руководителем и заверяется печатью школы.

В педагогической характеристике педагог должен отразить свои наблюдения по следующим разделам.

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентиров­ка: оцениваются (в соответствии с возрастом) знание своего имени, фамилии, точной даты рождения, возрас­та, состава семьи, имен и отчеств родителей, их профессии, имен и отчеств бабушек и дедушек, их профессии, места работы, зна­ние своего адреса, номера школы, имени и отчества педагога. В данном разделе необходимо сформулировать степень социаль­ной зрелости ребенка.

Отдельным пунктом отмечаются знания и представления об окружающем, ориентация в явлениях и пред­метах окружающего: времена года, их порядок, количество и признаки; погодные явления, связанные с временами года; растения, дикие и домашние животные; любимые праздники; рас­сказ по картинке или серии картинок. Здесь же необходимо, не вдаваясь в психологическую оценку познавательной деятельности, дать характеристику владения ре­бенком обобщающими понятиями, понимания рассказов со скры­тым смыслом, умения выделять существенные признаки предме­тов и явлений (любые модификации методики «4-й лишний»).

Моторное развитие: особенности общей и мелкой моторики (координированность, четкость, плавность движений, трудности переключения и автоматизации, точность, дифференцированность движений пальцев рук), проявляющиеся в общих движениях ребенка, а также в процессе конструктивной деятельности, манипулирования с мелкими предметами, рисования мелких деталей, обведения контура, штриховки, письма,).

В разделе «Особенности речевого развития» педагог должен отметить (не углубляясь в оценку):

1) качество звукопроизношения (правильное или нарушен­ное); сформированность фразовой речи, ее интонацию, вырази­тельность, ясность;

2) грамматическую правильность устной речи, особенности грамматического строя;

3) объем активного словарного запаса;

4) умение составить самостоятельный рассказ, план расска­за, смысловой план текста, запоминать словесный материал, возможность на его основе пересказать текст.

Отношение к школе и учебной деятельности: положительное или отрицательное отношение преобладает; отмечаются особенности поведения и мотивации, отношение к похвале или порицанию, осознание своей успешности или неуспешности, знакомство с правилами поведения, следование нравственным нормам и дис­циплине, взаимоотношения со старшими и сверстниками, особенности вступления в контакт и отноше­ния в диаде «ученик — учитель»; эмо­ционально-волевая зрелость, способность к волевым усилиям, наличие каких-либо особенностей поведения и проявлений эмо­ционального состояния.

Сформированность учебных навыков. В этом разделе дается общая оценка учебных навыков. Отмечается степень сформированности учебных навы­ков ребенка к настоящему моменту, динамика формирования зна­ний и умений за какой-либо значительный период времени (с на­чала обучения, с начала учебного года, за истекшее полугодие или четверть). Кратко приводится успеваемость по основным предме­там школьной программы. Оцениваются знания по предметам (см. «Схему сформированности значимых для школы функций и н авыков у детей с ЗПР старшего дошкольного и младшего школьного возрастов», ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Математика

1) Владение счетными операциями: прямой и обратный чис­ловой ряд, соотнесенный счет с указанием исходного числа и без; сравнение количества групп предметов с разницей в 1-2 предмета (только для детей 5—6 лет); знание цифр, соотнесение цифры и числа, знание места числа в числовом ряду; устный счет, ориентировка во 2-м десятке, сотне, тысяче, понимание разрядности в десятке, сотне, тысяче.

2) Способность к решению задач (простых, составных, за­дач с косвенным вопросом) и понимание способа решения. Оценивается, насколько ребенок быстро ориентируется в задаче и находит решение, определяется необходимость в до­полнительных повторах, разъяснениях, подсказке или иной педагогической помощи при выполнении задания.

Чтение

1. Соответствие техники чтения требованиям программы, зна­ние букв; наличие или отсутствие слияния, способ чтения.

2. Скорость, плавность чтения, отсутствие «очиток».

3. Понимание смысла прочитанного; умение запоминать и пересказать прочитанное.

Письмо

1) Скорость письма (отвечает требованиям нормы или нет).

2) Особенности списывания слов и предложений с рукопис­ного или печатного текста.

3) Отмечается необходимость в дополнительных повторах предложений, слов педагога при письме под диктовку, характер ошибок на письме (орфографические: не знает или не при­меняет правила; дисграфические: «по невнимательности»; «описки», хронически повторяющиеся).

Сформированность школьно-значимых умений: необходимо отметить способность планировать и контролировать собствен­ную деятельность, умение сосредоточенно работать, отвлекаемость, способ­ность понимать и следовать инструкции педагога. здесь же отмечаются владение операциями обобщения, сравнения, способность к выделению существенных свойств предметов и явлений. В этом разделе характеризуется способность ребенка понять и принять инструкцию: насколько он понимает требования учителя и старается их выполнять, какой вид помощи требуется ребенку, способен ли понять и принять способ действия и перенести его на другой предмет.

Отношение к неудаче: как ребенок реагирует на возникновение трудностей, отказывается ли от выполнения задания в случае неудачи, пытается ли их преодолеть, готов ли принять помощь.

Темп работы: от­мечаются темп деятельности и продолжительность (в минутах) эффективной работы ребенка, колебания работоспособности.

Заключение и рекомендации по обучению. В заключении должны быть в предельно краткой форме отражены особен­ности поведения ребенка, характер де­ятельности; резюмировано соответствие (частичное соответ­ствие или несоответствие) ребенка требованиям программы, соответствие программных знаний возрасту и классу, в ко­тором находится ребенок в настоящее время.

Здесь же следует сформулировать выводы и привести необ­ходимые рекомендации по организации дальнейшего обучения, если это необходимо, по форме и виду обучения, адекватным возможностям ребенка, соответствующим направлениям вне­урочной коррекционной работы разных специалистов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Схема сформированности значимых для школы функций и н авыков


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: