4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.
№ п/п | Тематический план | Лекции | Практи-ческие занятия, семина-ры |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Теория языка в Античности. Теория именований. Становление грамматического искусства как начало построения лингвистических описаний | 4 | 4 |
2. | Европейская лингвистика XVI-XVII веков. Грамматика Пор-Рояля | 2 | 2 |
3. | Формирование сравнительно-исторического языкознания. Основоположники сравнительно-исторического метода. Ф. Бопп, Р. Раск, Я. Гримм, А.Х. Востоков | 2 | 2 |
4. | Философия языка в XIX в. Создание концепции общего языкознания. В. Гумбольдт. Натуралистическое направление. А. Шлейхер. Психологическое направление. Г. Штейнталь, М. Лацарус, В. Вундт, А.А. Потебня | 3 | 4 |
5. | Младограмматический этап в языкознании. Лейпцигская школа. Московская школа. Казанская школа. Роль младограмматических идей в развитии языкознания | 2 | 4 |
6. | Структурно-функциональное языкознание. Фердинанд де Соссюр и развитие его концепции. Глоссематика. Пражская школа. Американский структурализм | 6 | 6 |
7. | Становление антропоцентрической парадигмы в современной лингвистике. Поворот к антропоцентризму американского и западноевропейского языкознания («постгенеративизм»). Современные концепции в отечественной лингвистике: функциональная грамматика, когнитивная лингвистика, концепция языковой личности и др. | 7 | 4 |
|
|
4.2. Содержание разделов дисциплины.
4.2.1. Историология лингвистической науки
Традиции и новаторство в научном исследовании. Роль истории языкознания в профессиональной подготовке учителя-словесника и в специальной подготовке начинающего исследователя.
Факторы, определяющие уровень развития науки:
§ наличие развитой лингвистической теории и собственного метаязыка;
§ широкий охват качественно и количественно разнообразного языкового материала;
§ наличие разнообразных школ и направлений, открытых для диалога;
§ расширение круга региональных центров лингвистики;
§ наличие периодических, циклических и монографических публикаций;
§ регулярное проведение научных конференций разного ранга;
§ существование научных центров, академических и вузовских;
§ постоянная подготовка новых научных кадров;
§ использование достижений лингвистики другими науками;
§ признание практической ценности языкознания обществом.
Историография лингвистики. Предыстория языкознания (6 век до н. э. – 18 век). Проекция научной теории на достаточный и разнообразный языковой материал с применением специального метода – необходимое условие возникновения науки. Сравнительно-историческое языкознание – первое научное направление лингвистики. Сравнительно-исторический метод – первый собственно лингвистический научный метод.
|
|
Периодизация языкознания 19 - первой половины 20 веков. Факторы, определяющие формирование и смену научных направлений:
§ запросы общества (прагматический фактор);
§ уровень развития знаний в целом и философии в частности (гносеологический фактор);
§ влияние достижений других наук (научный фактор);
§ логика развития самой науки (внутринаучный фактор);
§ личность исследователя-лидера (личностный фактор);
§ языковой материал (собственно языковой фактор).
Научная парадигма, научное направление, научная школа, научная концепция. Понятие парадигмы научного знания (научной) и закономерность многократной смены научных парадигм. Расхождение в понимании предмета лингвистики и разрешения языковых антиномий – основа различия научных направлений и школ разных научных парадигм и внутри одной научной парадигмы. Лингвистическое направление и лингвистический метод.
Динамика антропоцентрической, системоцентрической, диахронической, синхронической парадигм в лингвистике. «Открытая» и «закрытая» парадигма в лингвистике: интегративные процессы в современной науке. Образование гибридных наук (этнолингвистика, психолингвистика, социолингвистика, когнитивная лингвистика).
Организация историографии науки по направлениям, школам и персоналиям.
4.2.2. История грамматики – важнейшего аспекта лингвистической науки
Описательная синхроническая частная нормативная грамматика. Практические (прагматические) и философские (гносеологические) истоки языкознания. Древнеиндийская, античная (александрийская) и арабская грамматические школы. Значимость структуры грамматики с точки зрения описываемого материала и практических нужд описания.
Понятие аспекта в науке. Грамматика – важнейший аспект описания языка. Нормативные грамматики и их роль в становлении лингвистической теории. От грамматики как искусства к теоретической грамматике. Широкое и узкое понимание объекта грамматики. Учение о частях речи: античная традиция в научной и школьной грамматике.
Путь к пониманию грамматики как науки о различных сторонах (уровнях, механизмах) строевой основы языка: морфология (теория частей речи и грамматических форм), синтаксис, словообразование.
Варианты грамматической теории в различных направлениях языкознания 19 - начала 20 веков.
Логико-семантическая концепция языка (К. Беккер, Ф. И. Буслаев) и лингвистический психологизм второй половины 19 века (младограмматики, А. А. Потебня): их проекции на грамматику как объект изучения и предмет обучения.
Формально-грамматическое направление в русской науке (начало 20 века): теоретический, прикладной, школьно-методический аспекты. Зарождение коммуникативного взгляда на язык в синтаксической концепции А. А. Шахматова.
Русская грамматическая школа середины 20 века: Л. В. Щерба, В. В. Виноградов.
Дальнейшее развитие теории грамматики во второй половине 20 века (общий обзор): функциональная грамматика, грамматика говорящего и слушающего, ассоциативная грамматика. Особое понимание грамматики в концепции генеративной лингвистики Н. Хомского.
Части речи – первая грамматическая классификация слов. Учение о восьми частях речи в античных грамматиках: философские, логические и собственно языковые основания их выделения у Платона, Аристотеля и александрийцев.
Формальный принцип частеречной классификации «полных слов» в концепции Московской лингвистической школы. Его преодоление и формирование многоаспектного подхода к частям речи в трудах А. А. Шахматова, Л. В. Щербы, В. В. Виноградова.
Общая грамматика. Грамматическая форма и грамматическая категория – базовые теоретические понятия грамматики. Становление учения о форме слова в отечественном языкознании. Форма слова как семантическое понятие в концепции А. А. Потебни и как формальное понятие в концепции Ф. Ф. Фортунатова. Зависимость теоретической интерпретации формы слова как членимости и как элемента парадигмы от материала флективных языков. Критика концепции бесформенных слов и бесформенных языков.
|
|
Взаимообусловленность и взаимодействие морфологии и синтаксиса в концепциях А. А. Потебни, А. А. Шахматова, А. М. Пешковского.
Примечание. Темы 2 и 3 рассматриваются на практических занятиях и самостоятельно с опорой на предложенные для осмысления вопросы.
4.2.3. Язык как система и структура в историографическом аспекте
Становление системоцентрической парадигмы в лингвистике. Первые грамматики как интуитивно-системные описания отдельных сторон языка. Учение античных грамматистов об аналогии и аномалии.
Понятие языка как организма, т. е. целостного образования, в первой половине 19 века (В. Гумбольдт, А. Шлейхер, К. Беккер).
Разработка учения об аналогии как психическом механизме развития и существования языка в концепции младограмматизма (пропорции Г. Пауля). Закон аналогии.
Экспликация идеи системности языка в концепции Н. В. Крушевского (Казанская школа). Язык как система знаков. Нежесткость языковой системы (понятие «неопределенности» языковых единиц). Упорядоченные / неупорядоченные системы.
Выделение основных элементов (атомов) языковой структуры в концепции И. А. Бодуэна де Куртене. От описания единицы к описанию системы единиц.
Роль изучения фонетического аспекта в становлении теории и методологии языкознания. Фонетика с элементами стихийной фонологии в древнеиндийской грамматике Панини. Господство исторической фонетики в лингвистике 19 века – результат мощного влияния компаративизма.
Разграничение фонетики и фонологии в концепции И. А. Бодуэна де Куртене как эмпирическое подтверждение принципиального различия языка и речи. Разработка теории фонемы как одного из «атомов» языковой структуры. Влияние взглядов Бодуэна на формирование фонологических школ русского языкознания 20 века.
|
|
Фонологическая теория Н. С. Трубецкого (Пражский лингвистический кружок), выход на общую и сопоставительную фонологию. Конкретизация понятия «языковая система» в интерпретации фонемы как пучка дифференциальных признаков, выявляемых через бинарные оппозиции.
Вклад фонологов в разработку методов описания языка. Фонология 20 века – «испытательный полигон» точных методов анализа языка. Оппозиционный анализ (пражская функциональная лингвистика) и дистрибутивный метод (дескриптивизм). Последующая экстраполяция фонологических методов на описание единиц других уровней. Дифференциальные признаки и семы – единицы анализа языка.
Фонологическая концепция Якобсона-Хэллидея. Фонологические универсалии и сопоставительная фонология.
Фонологические проекции в курсе практической фонетики иностранных языков и в школьном курсе родного и иностранного языков (фонематический слух и акцент; различный набор фонематических противопоставлений родного и иностранного языков; система фонем – алфавит, графика, орфография).
Морфемика и её роль в становлении лингвистической теории и методологии. Диахронический подход к морфемному составу слова в сравнительно-историческом языкознании. Учение о генетическом тождестве корня-архетипа – основа компаративистики индоевропейских языков.
Объективность членимости слова индоевропейских языков на основу и флексию – база учения об аналогии (Г. Пауль), грамматической форме слова (Ф. Ф. Фортунатов) и внутренней синтагме (Ф. Соссюр).
Выделение И. А. Бодуэном де Куртене морфемы как второго «атома» языка, неделимого с точки зрения значения. Современное понимание морфемы как минимального языкового знака.
Роль анализа морфемной структуры слова в осознании необходимости разведения статического (синхронического) и динамического (диахронического) подхода к языковым явлениям. Учение Казанской лингвистической школы о «неопределенности» и «переинтеграции» (Н. В. Крушевский) и о морфологических процессах (В. А. Богородицкий).
Разработка методики морфемного членения слова (Казанская школа) и методики определения формы слова (Московская школа) – путь к пониманию системы как перекрещивающихся содержательных и формальных парадигм.
Функциональный аспект морфемики: роль его изучения в дифференциации морфемики и словообразования. Научный и практический морфемный и словообразовательный анализ слова.
Место морфемы в дескриптивной модели языка. Формализованная методика морфемного членения слова в языках разного типа. Формирование морфемики как самого «молодого» аспектного раздела грамматики.
Морфема – «камень преткновения» на пути дескриптивной лингвистики: невозможность описания морфемного уровня языка «чистыми» формальными методами; дискредитация структурализма в его американском варианте. Крах идеи изоморфизма языковых уровней. Признание зависимости метода описания от качественной специфики описываемого лингвистического объекта.
Системоцентризм – главный методологический принцип лингвистики первой половины 20 века. Выведение понятия «система» на методологический уровень в концепции Фердинанда де Соссюра. Учение о значимости как системопорожденном свойстве языкового знака. Абсолютизация внутренней лингвистики.
Формирование системоцентрической синхронической закрытой парадигмы в лингвистической науке 20 века.
Подход структуралистов к языку как к определенным образом структурированной системе. Моделирование языка. Введение в научный обиход понятий парадигматических, синтагматических и иерархических (межуровневых) отношений.
Эволюционирование понятия языковой системы – внутренняя причина конца системоцентрического «абсолютизма». Постепенный отказ лингвистов от понимания естественного языка как жесткой самодостаточной системы с однозначным соответствием элементов плана содержания и плана выражения. Идея асимметричного дуализма языкового знака (С. О. Карцевский) и её роль в становлении современного понимания динамичности, нежесткости и открытости языковой системы.
Успехи семасиологии, функционального и коммуникативного подходов к языку, психолингвистики и социолингвистики середины и второй половины 20 века – «внешняя» причина смены научной парадигмы в лингвистике: крах идеи самодостаточности языковой системы, поворот системоцентризма к антропоцентризму.
4.2.4. Философия языка и антропоцентризм в лингвистике
Философские истоки языкознания. Античная философия имени. Проблема «имя - вещь» в диалоге Платона «Кратил».
Последующие творческие проекции теории «имя от природы» на лингвистику (этимология, ономасиология и теория номинации), философию языка (учение о внутренней форме слова) и лингвистическую философию (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, А. Ф. Лосев).
Теория «слово от человека» и её опосредованные проекции в семиотической концепции языка Фердинанда де Соссюра: условность и социальность (конвенциональность) языкового знака.
Философия языка. Философия языка, её предмет и отношение к общему языкознанию. Философия языка как максимально открытая парадигма лингвистического знания.
Философия языка 17-18 веков. Философские грамматики 16-17 веков как результат логико-философского подхода к языку. Предмет философии языка 17-18 веков – происхождение языка, поиски всеобщего языка науки (философского языка).
«Философия языка» Вильгельма Гумбольдта – первая последовательная антропоцентрическая лингвистическая концепция.
Отражение учения Канта и Шеллинга о духе как вечной и непознаваемой субстанции в понимании Гумбольдтом языка как духа народа.
Кантовские антиномии и гегелевская диалектика – методологическая основа понимания языка как сложного, внутренне противоречивого явления. Приложение метода антиномий к познанию сущности языка.
Антиномия «ergon – energeia» и энергийная концепция языка у Гумбольдта. Развитие этой идеи в философии А. Ф. Лосева.
Представление о языке как промежуточном мире, определяющем мировоззрение народа – носителя языка. Антиномия универсального и идиоэтнического в языке. Развитие этой идеи Гумбольдта в концепции американских этнолингвистов (Э. Сепир, Б. Уорф) и в теории языковой картины мира Лео Вейсгербера.
Антиномия общего и индивидуального. Творческий характер языка. Человек и язык: свобода и необходимость. Проекции этой идеи Гумбольдта в современной концепции языковой личности (Ю. Н. Караулов).
Антиномия общения: говорение – понимание. Философский и лингвистический смысл парадокса Гумбольдта «Всякое понимание есть непонимание». Проекция этой антиномии в современных прагматических концепциях языка.
Сближение современной лингвистики, ориентированной на человека как homo sapiens et loguens, с идеями Вильгельма Гумбольдта на новом витке гносеологической спирали. «Вперед – к Гумбольдту!» (Р. М. Фрумкина).
Философия народов М. Лацаруса и философия языка Г. Штейнталя. Роль Штейнталя в формировании психологического направления в языкознании 19 века.
Философия языка А. А. Потебни.
Место монографического труда А. А. Потебни «Мысль и язык» в отечественной философии в целом и в лингвистике в частности. Учение о слове: внутренняя форма слова как категория гносеологии и лингвистики, взаимодействие общего (народного) и личного (индивидуального) в ближайшем и дальнейшем значении слова.
Интерпретация гносеологической природы основных частей речи в грамматической концепции А. А. Потебни и современное учение о типах языковых знаков.
Роль философии языка в становлении антропоцентрической парадигмы языкознания 19 века. Органичность союза философии языка и индивидуальной психологии И. Ф. Гербарта в психологическом языкознании второй половины 19 века. Поворот к говорящему человеку и к живым языкам (диалектам).
Антропоцентрическая и системоцентрическая парадигмы языкознания: противоборство или «мирное сосуществование»? Неэксплицированность антропоцентрической и системоцентрической парадигм лингвистического знания и их распределенность до середины 19 века между философией языка и грамматиками. «Структуроцентризм» сравнительно-исторического языкознания.
Размытость парадигмальной ориентации лингвистики второй половины 19 века: сочетание психологической (антропоцентрической) методологической основы со все большим углублением в проблемы языка как структурированной системы.
Позитивизм в языкознании. Отказ от философского подхода к языку как спекулятивного и трансцендентного, размывающего границы предмета лингвистики. Поворот к «закрытой» научной парадигме в языкознании.
Господство системоцентрической закрытой синхронической парадигмы в постсоссюровской лингвистике (первая половина 19 века).
Релятивизм и логико-философская универсалистская концепция глоссематики Л. Ельмслева – апофеоз системоцентрической модели «языка без человека».
Роль математической (философской) логики, семантической философии и философской прагматики в активизации антропоцентрических исследований языка, с одной стороны, и в возрождении философских концепций языка конца 20 века, – с другой.
Влияние генеративной грамматики Н. Хомского на поворот к антропоцентризму американского и западноевропейского языкознания («постгенеративизм»).
Значение концепции Э. Бенвениста «человек в языке» для становления антропоцентрической парадигмы в современной лингвистике.
Компьютерная модель языка и «компьютерная метафора в лингвистике» (Р. М. Фрумкина) как условие абсолютизации системоцентризма и искажения антропоцентрических принципов бытия естественного языка.
Русские школы социолингвистики (И. А. Бодуэн де Куртене, Л. П. Якубинский, Е. Д. Поливанов и др.), психолингвистики (школа А. А. Леонтьева), концепции функциональной грамматики (А. В. Бондарко), функциональной стилистики (М. Н. Кожина и др.), функционального синтаксиса (Г. А. Золотова и др.), традиции семантико-стилистического анализа художественного текста (Г. О. Винокур, А. А. Потебня, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов) – важнейшие источники антропоцентризма современного отечественного языкознания.
Непреходящее значение для лингвистики научных открытий эпохи системоцентрического «абсолютизма». Дальнейшее развитие и уточнение системно-структурного аспекта языка в рамках антропоцентрической парадигмы (например, концепция ассоциативно-вербальной сети и структуры языковой личности Ю. Н. Караулова).