Содержание дисциплины («История лингвистических школ»)

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.

№ п/п Тематический план Лекции Практи-ческие занятия, семина-ры
1 2 3 4
1. Теория языка в Античности. Теория именований. Становление грамматического искусства как начало построения лингвистических описаний 4 4
2. Европейская лингвистика XVI-XVII веков. Грамматика Пор-Рояля 2 2
3. Формирование сравнительно-исторического языкознания. Основоположники сравнительно-исторического метода. Ф. Бопп, Р. Раск, Я. Гримм, А.Х. Востоков 2 2
4. Философия языка в XIX в. Создание концепции общего языкознания. В. Гумбольдт. Натуралистическое направление. А. Шлейхер. Психологическое направление. Г. Штейнталь, М. Лацарус, В. Вундт, А.А. Потебня 3 4
5. Младограмматический этап в языкознании. Лейпцигская школа. Московская школа. Казанская школа. Роль младограмматических идей в развитии языкознания 2 4
6. Структурно-функциональное языкознание. Фердинанд де Соссюр и развитие его концепции. Глоссематика. Пражская школа. Американский структурализм 6 6
7. Становление антропоцентрической парадигмы в современной лингвистике. Поворот к антропоцентризму американского и западноевропейского языкознания («постгенеративизм»). Современные концепции в отечественной лингвистике: функциональная грамматика, когнитивная лингвистика, концепция языковой личности и др. 7 4

 

4.2. Содержание разделов дисциплины.

4.2.1. Историология лингвистической науки

Традиции и новаторство в научном исследовании. Роль истории языкознания в профессиональной подготовке учителя-словесника и в специальной подготовке начинающего исследователя.

Факторы, определяющие уровень развития науки:

§  наличие развитой лингвистической теории и собственного метаязыка;

§  широкий охват качественно и количественно разнообразного языкового материала;

§  наличие разнообразных школ и направлений, открытых для диалога;

§  расширение круга региональных центров лингвистики;

§  наличие периодических, циклических и монографических публикаций;

§  регулярное проведение научных конференций разного ранга;

§  существование научных центров, академических и вузовских;

§  постоянная подготовка новых научных кадров;

§  использование достижений лингвистики другими науками;

§  признание практической ценности языкознания обществом.

Историография лингвистики. Предыстория языкознания (6 век до н. э. – 18 век). Проекция научной теории на достаточный и разнообразный языковой материал с применением специального метода – необходимое условие возникновения науки. Сравнительно-историческое языкознание – первое научное направление лингвистики. Сравнительно-исторический метод – первый собственно лингвистический научный метод.

Периодизация языкознания 19 - первой половины 20 веков. Факторы, определяющие формирование и смену научных направлений:

§  запросы общества (прагматический фактор);

§  уровень развития знаний в целом и философии в частности (гносеологический фактор);

§  влияние достижений других наук (научный фактор);

§  логика развития самой науки (внутринаучный фактор);

§  личность исследователя-лидера (личностный фактор);

§  языковой материал (собственно языковой фактор).

Научная парадигма, научное направление, научная школа, научная концепция. Понятие парадигмы научного знания (научной) и закономерность многократной смены научных парадигм. Расхождение в понимании предмета лингвистики и разрешения языковых антиномий – основа различия научных направлений и школ разных научных парадигм и внутри одной научной парадигмы. Лингвистическое направление и лингвистический метод.

Динамика антропоцентрической, системоцентрической, диахронической, синхронической парадигм в лингвистике. «Открытая» и «закрытая» парадигма в лингвистике: интегративные процессы в современной науке. Образование гибридных наук (этнолингвистика, психолингвистика, социолингвистика, когнитивная лингвистика).

Организация историографии науки по направлениям, школам и персоналиям.

4.2.2. История грамматики – важнейшего аспекта лингвистической науки

Описательная синхроническая частная нормативная грамматика. Практические (прагматические) и философские (гносеологические) истоки языкознания. Древнеиндийская, античная (александрийская) и арабская грамматические школы. Значимость структуры грамматики с точки зрения описываемого материала и практических нужд описания.

Понятие аспекта в науке. Грамматика – важнейший аспект описания языка. Нормативные грамматики и их роль в становлении лингвистической теории. От грамматики как искусства к теоретической грамматике. Широкое и узкое понимание объекта грамматики. Учение о частях речи: античная традиция в научной и школьной грамматике.

Путь к пониманию грамматики как науки о различных сторонах (уровнях, механизмах) строевой основы языка: морфология (теория частей речи и грамматических форм), синтаксис, словообразование.

Варианты грамматической теории в различных направлениях языкознания 19 - начала 20 веков.

Логико-семантическая концепция языка (К. Беккер, Ф. И. Буслаев) и лингвистический психологизм второй половины 19 века (младограмматики, А. А. Потебня): их проекции на грамматику как объект изучения и предмет обучения.

Формально-грамматическое направление в русской науке (начало 20 века): теоретический, прикладной, школьно-методический аспекты. Зарождение коммуникативного взгляда на язык в синтаксической концепции А. А. Шахматова.

Русская грамматическая школа середины 20 века: Л. В. Щерба, В. В. Виноградов.

Дальнейшее развитие теории грамматики во второй половине 20 века (общий обзор): функциональная грамматика, грамматика говорящего и слушающего, ассоциативная грамматика. Особое понимание грамматики в концепции генеративной лингвистики Н. Хомского.

Части речи – первая грамматическая классификация слов. Учение о восьми частях речи в античных грамматиках: философские, логические и собственно языковые основания их выделения у Платона, Аристотеля и александрийцев.

Формальный принцип частеречной классификации «полных слов» в концепции Московской лингвистической школы. Его преодоление и формирование многоаспектного подхода к частям речи в трудах А. А. Шахматова, Л. В. Щербы, В. В. Виноградова.

Общая грамматика. Грамматическая форма и грамматическая категория – базовые теоретические понятия грамматики. Становление учения о форме слова в отечественном языкознании. Форма слова как семантическое понятие в концепции А. А. Потебни и как формальное понятие в концепции Ф. Ф. Фортунатова. Зависимость теоретической интерпретации формы слова как членимости и как элемента парадигмы от материала флективных языков. Критика концепции бесформенных слов и бесформенных языков.

Взаимообусловленность и взаимодействие морфологии и синтаксиса в концепциях А. А. Потебни, А. А. Шахматова, А. М. Пешковского.

Примечание. Темы 2 и 3 рассматриваются на практических занятиях и самостоятельно с опорой на предложенные для осмысления вопросы.

4.2.3. Язык как система и структура в историографическом аспекте

Становление системоцентрической парадигмы в лингвистике. Первые грамматики как интуитивно-системные описания отдельных сторон языка. Учение античных грамматистов об аналогии и аномалии.

Понятие языка как организма, т. е. целостного образования, в первой половине 19 века (В. Гумбольдт, А. Шлейхер, К. Беккер).

Разработка учения об аналогии как психическом механизме развития и существования языка в концепции младограмматизма (пропорции Г. Пауля). Закон аналогии.

Экспликация идеи системности языка в концепции Н. В. Крушевского (Казанская школа). Язык как система знаков. Нежесткость языковой системы (понятие «неопределенности» языковых единиц). Упорядоченные / неупорядоченные системы.

Выделение основных элементов (атомов) языковой структуры в концепции И. А. Бодуэна де Куртене. От описания единицы к описанию системы единиц.

Роль изучения фонетического аспекта в становлении теории и методологии языкознания. Фонетика с элементами стихийной фонологии в древнеиндийской грамматике Панини. Господство исторической фонетики в лингвистике 19 века – результат мощного влияния компаративизма.

Разграничение фонетики и фонологии в концепции И. А. Бодуэна де Куртене как эмпирическое подтверждение принципиального различия языка и речи. Разработка теории фонемы как одного из «атомов» языковой структуры. Влияние взглядов Бодуэна на формирование фонологических школ русского языкознания 20 века.

Фонологическая теория Н. С. Трубецкого (Пражский лингвистический кружок), выход на общую и сопоставительную фонологию. Конкретизация понятия «языковая система» в интерпретации фонемы как пучка дифференциальных признаков, выявляемых через бинарные оппозиции.

Вклад фонологов в разработку методов описания языка. Фонология 20 века – «испытательный полигон» точных методов анализа языка. Оппозиционный анализ (пражская функциональная лингвистика) и дистрибутивный метод (дескриптивизм). Последующая экстраполяция фонологических методов на описание единиц других уровней. Дифференциальные признаки и семы – единицы анализа языка.

Фонологическая концепция Якобсона-Хэллидея. Фонологические универсалии и сопоставительная фонология.

Фонологические проекции в курсе практической фонетики иностранных языков и в школьном курсе родного и иностранного языков (фонематический слух и акцент; различный набор фонематических противопоставлений родного и иностранного языков; система фонем – алфавит, графика, орфография).

Морфемика и её роль в становлении лингвистической теории и методологии. Диахронический подход к морфемному составу слова в сравнительно-историческом языкознании. Учение о генетическом тождестве корня-архетипа – основа компаративистики индоевропейских языков.

Объективность членимости слова индоевропейских языков на основу и флексию – база учения об аналогии (Г. Пауль), грамматической форме слова (Ф. Ф. Фортунатов) и внутренней синтагме (Ф. Соссюр).

Выделение И. А. Бодуэном де Куртене морфемы как второго «атома» языка, неделимого с точки зрения значения. Современное понимание морфемы как минимального языкового знака.

Роль анализа морфемной структуры слова в осознании необходимости разведения статического (синхронического) и динамического (диахронического) подхода к языковым явлениям. Учение Казанской лингвистической школы о «неопределенности» и «переинтеграции» (Н. В. Крушевский) и о морфологических процессах (В. А. Богородицкий).

Разработка методики морфемного членения слова (Казанская школа) и методики определения формы слова (Московская школа) – путь к пониманию системы как перекрещивающихся содержательных и формальных парадигм.

Функциональный аспект морфемики: роль его изучения в дифференциации морфемики и словообразования. Научный и практический морфемный и словообразовательный анализ слова.

Место морфемы в дескриптивной модели языка. Формализованная методика морфемного членения слова в языках разного типа. Формирование морфемики как самого «молодого» аспектного раздела грамматики.

Морфема – «камень преткновения» на пути дескриптивной лингвистики: невозможность описания морфемного уровня языка «чистыми» формальными методами; дискредитация структурализма в его американском варианте. Крах идеи изоморфизма языковых уровней. Признание зависимости метода описания от качественной специфики описываемого лингвистического объекта.

Системоцентризм – главный методологический принцип лингвистики первой половины 20 века. Выведение понятия «система» на методологический уровень в концепции Фердинанда де Соссюра. Учение о значимости как системопорожденном свойстве языкового знака. Абсолютизация внутренней лингвистики.

Формирование системоцентрической синхронической закрытой парадигмы в лингвистической науке 20 века.

Подход структуралистов к языку как к определенным образом структурированной системе. Моделирование языка. Введение в научный обиход понятий парадигматических, синтагматических и иерархических (межуровневых) отношений.

Эволюционирование понятия языковой системы – внутренняя причина конца системоцентрического «абсолютизма». Постепенный отказ лингвистов от понимания естественного языка как жесткой самодостаточной системы с однозначным соответствием элементов плана содержания и плана выражения. Идея асимметричного дуализма языкового знака (С. О. Карцевский) и её роль в становлении современного понимания динамичности, нежесткости и открытости языковой системы.

Успехи семасиологии, функционального и коммуникативного подходов к языку, психолингвистики и социолингвистики середины и второй половины 20 века – «внешняя» причина смены научной парадигмы в лингвистике: крах идеи самодостаточности языковой системы, поворот системоцентризма к антропоцентризму.

4.2.4. Философия языка и антропоцентризм в лингвистике

Философские истоки языкознания. Античная философия имени. Проблема «имя - вещь» в диалоге Платона «Кратил».

Последующие творческие проекции теории «имя от природы» на лингвистику (этимология, ономасиология и теория номинации), философию языка (учение о внутренней форме слова) и лингвистическую философию (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, А. Ф. Лосев).

Теория «слово от человека» и её опосредованные проекции в семиотической концепции языка Фердинанда де Соссюра: условность и социальность (конвенциональность) языкового знака.

Философия языка. Философия языка, её предмет и отношение к общему языкознанию. Философия языка как максимально открытая парадигма лингвистического знания.

Философия языка 17-18 веков. Философские грамматики 16-17 веков как результат логико-философского подхода к языку. Предмет философии языка 17-18 веков – происхождение языка, поиски всеобщего языка науки (философского языка).

«Философия языка» Вильгельма Гумбольдта – первая последовательная антропоцентрическая лингвистическая концепция.

Отражение учения Канта и Шеллинга о духе как вечной и непознаваемой субстанции в понимании Гумбольдтом языка как духа народа.

Кантовские антиномии и гегелевская диалектика – методологическая основа понимания языка как сложного, внутренне противоречивого явления. Приложение метода антиномий к познанию сущности языка.

Антиномия «ergon – energeia» и энергийная концепция языка у Гумбольдта. Развитие этой идеи в философии А. Ф. Лосева.

Представление о языке как промежуточном мире, определяющем мировоззрение народа – носителя языка. Антиномия универсального и идиоэтнического в языке. Развитие этой идеи Гумбольдта в концепции американских этнолингвистов (Э. Сепир, Б. Уорф) и в теории языковой картины мира Лео Вейсгербера.

Антиномия общего и индивидуального. Творческий характер языка. Человек и язык: свобода и необходимость. Проекции этой идеи Гумбольдта в современной концепции языковой личности (Ю. Н. Караулов).

Антиномия общения: говорение – понимание. Философский и лингвистический смысл парадокса Гумбольдта «Всякое понимание есть непонимание». Проекция этой антиномии в современных прагматических концепциях языка.

Сближение современной лингвистики, ориентированной на человека как homo sapiens et loguens, с идеями Вильгельма Гумбольдта на новом витке гносеологической спирали. «Вперед – к Гумбольдту!» (Р. М. Фрумкина).

Философия народов М. Лацаруса и философия языка Г. Штейнталя. Роль Штейнталя в формировании психологического направления в языкознании 19 века.

Философия языка А. А. Потебни.

Место монографического труда А. А. Потебни «Мысль и язык» в отечественной философии в целом и в лингвистике в частности. Учение о слове: внутренняя форма слова как категория гносеологии и лингвистики, взаимодействие общего (народного) и личного (индивидуального) в ближайшем и дальнейшем значении слова.

Интерпретация гносеологической природы основных частей речи в грамматической концепции А. А. Потебни и современное учение о типах языковых знаков.

Роль философии языка в становлении антропоцентрической парадигмы языкознания 19 века. Органичность союза философии языка и индивидуальной психологии И. Ф. Гербарта в психологическом языкознании второй половины 19 века. Поворот к говорящему человеку и к живым языкам (диалектам).

Антропоцентрическая и системоцентрическая парадигмы языкознания: противоборство или «мирное сосуществование»? Неэксплицированность антропоцентрической и системоцентрической парадигм лингвистического знания и их распределенность до середины 19 века между философией языка и грамматиками. «Структуроцентризм» сравнительно-исторического языкознания.

Размытость парадигмальной ориентации лингвистики второй половины 19 века: сочетание психологической (антропоцентрической) методологической основы со все большим углублением в проблемы языка как структурированной системы.

Позитивизм в языкознании. Отказ от философского подхода к языку как спекулятивного и трансцендентного, размывающего границы предмета лингвистики. Поворот к «закрытой» научной парадигме в языкознании.

Господство системоцентрической закрытой синхронической парадигмы в постсоссюровской лингвистике (первая половина 19 века).

Релятивизм и логико-философская универсалистская концепция глоссематики Л. Ельмслева – апофеоз системоцентрической модели «языка без человека».

Роль математической (философской) логики, семантической философии и философской прагматики в активизации антропоцентрических исследований языка, с одной стороны, и в возрождении философских концепций языка конца 20 века, – с другой.

Влияние генеративной грамматики Н. Хомского на поворот к антропоцентризму американского и западноевропейского языкознания («постгенеративизм»).

Значение концепции Э. Бенвениста «человек в языке» для становления антропоцентрической парадигмы в современной лингвистике.

Компьютерная модель языка и «компьютерная метафора в лингвистике» (Р. М. Фрумкина) как условие абсолютизации системоцентризма и искажения антропоцентрических принципов бытия естественного языка.

Русские школы социолингвистики (И. А. Бодуэн де Куртене, Л. П. Якубинский, Е. Д. Поливанов и др.), психолингвистики (школа А. А. Леонтьева), концепции функциональной грамматики (А. В. Бондарко), функциональной стилистики (М. Н. Кожина и др.), функционального синтаксиса (Г. А. Золотова и др.), традиции семантико-стилистического анализа художественного текста (Г. О. Винокур, А. А. Потебня, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов) – важнейшие источники антропоцентризма современного отечественного языкознания.

Непреходящее значение для лингвистики научных открытий эпохи системоцентрического «абсолютизма». Дальнейшее развитие и уточнение системно-структурного аспекта языка в рамках антропоцентрической парадигмы (например, концепция ассоциативно-вербальной сети и структуры языковой личности Ю. Н. Караулова).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: