Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Нетрадиционность концептуального решения данного курса, его небольшой объем в учебном плане предопределили перенос центра тяжести на самостоятельную работу студента и, как следствие, большой объем и особую структуру данного раздела, состоящего из двух блоков:

1. «Вопросы и задания для углубленного осмысления и самоконтроля по материалу лекционной части курса».

2. «Спецвопросы по историологии и историографии языкознания: темы, литература, ориентирующие вопросы».

Каждый из этих блоков связан с разными аспектами программы и предполагает разные формы промежуточной и итоговой аттестации.

Блок I разбит на части, соответствующие разделам программы. Особенно детальная разработка заданий по темам «Части речи», «Грамматическая форма», «Фонема…» и «Морфемика» связана с возможностью рассмотрения этих тем на практических занятиях.

Предлагаются следующие типовые задания и вопросы:

¾ целенаправленное комментирование точек зрения, позиций, конкретных высказываний, принадлежащих классикам языковедения;

¾ решение разного рода лингвистических задач;

¾ оценка на фоне историологии и историографии науки о языке, интерпретации фактов русского языка в вузовских пособиях и школьных учебниках. Последний этап заданий имеет профессиональную ориентацию, предусмотренную программой курса.

 

Темы для индивидуальной работы

Ø Античные грамматики и проблема грамматической правильности.

Ø Универсализм и рационализм 17 века (грамматика Пор-Рояля).

Ø Психологизм в языкознании (от Г. Штейнталя к современной психолингвистике).

Ø Лингвистическая концепция А. А. Потебни (Харьковская школа).

Ø Формально-грамматическая концепция Ф. Ф. Фортунатова.

Ø Лингвистические взгляды И. А. Бодуэна де Куртене.

Ø Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра.

Ø Пражская школа структурализма как школа функциональной лингвистики.

Ø Американская школа структурализма: дескриптивная модель описания языка.

Ø В. В. Виноградов как языковед – теоретик. Цель и смысл виноградовских классификаций (частей речи, лексических значений, типов фразеологизмов, стилей языка).

Ø Теория языковой личности и ее место в антропоцентрической лингвистике.

Ø Когнитивная лингвистика. Логика оценок и аксиологический аспект речи.

Ø Этнолингвистика конца 20 – начала 21 веков. Культурные концепты в языковой картине мира.

Ø Функция и функционирование в среде: актуализация языкового знака.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы («Общее языкознание»).

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоёмкость 46 IX
Аудиторные занятия 28  
Лекции 18  
Практические занятия (семинары) 10  
Самостоятельная работа 8  
Курсовые работы 8  
Вид итогового контроля: экзамен/зачет   IX экзамен

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: