Нетрадиционность концептуального решения данного курса, его небольшой объем в учебном плане предопределили перенос центра тяжести на самостоятельную работу студента и, как следствие, большой объем и особую структуру данного раздела, состоящего из двух блоков:
1. «Вопросы и задания для углубленного осмысления и самоконтроля по материалу лекционной части курса».
2. «Спецвопросы по историологии и историографии языкознания: темы, литература, ориентирующие вопросы».
Каждый из этих блоков связан с разными аспектами программы и предполагает разные формы промежуточной и итоговой аттестации.
Блок I разбит на части, соответствующие разделам программы. Особенно детальная разработка заданий по темам «Части речи», «Грамматическая форма», «Фонема…» и «Морфемика» связана с возможностью рассмотрения этих тем на практических занятиях.
Предлагаются следующие типовые задания и вопросы:
¾ целенаправленное комментирование точек зрения, позиций, конкретных высказываний, принадлежащих классикам языковедения;
|
|
¾ решение разного рода лингвистических задач;
¾ оценка на фоне историологии и историографии науки о языке, интерпретации фактов русского языка в вузовских пособиях и школьных учебниках. Последний этап заданий имеет профессиональную ориентацию, предусмотренную программой курса.
Темы для индивидуальной работы
Ø Античные грамматики и проблема грамматической правильности.
Ø Универсализм и рационализм 17 века (грамматика Пор-Рояля).
Ø Психологизм в языкознании (от Г. Штейнталя к современной психолингвистике).
Ø Лингвистическая концепция А. А. Потебни (Харьковская школа).
Ø Формально-грамматическая концепция Ф. Ф. Фортунатова.
Ø Лингвистические взгляды И. А. Бодуэна де Куртене.
Ø Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра.
Ø Пражская школа структурализма как школа функциональной лингвистики.
Ø Американская школа структурализма: дескриптивная модель описания языка.
Ø В. В. Виноградов как языковед – теоретик. Цель и смысл виноградовских классификаций (частей речи, лексических значений, типов фразеологизмов, стилей языка).
Ø Теория языковой личности и ее место в антропоцентрической лингвистике.
Ø Когнитивная лингвистика. Логика оценок и аксиологический аспект речи.
Ø Этнолингвистика конца 20 – начала 21 веков. Культурные концепты в языковой картине мира.
Ø Функция и функционирование в среде: актуализация языкового знака.
Объем дисциплины и виды учебной работы («Общее языкознание»).
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Общая трудоёмкость | 46 | IX |
Аудиторные занятия | 28 | |
Лекции | 18 | |
Практические занятия (семинары) | 10 | |
Самостоятельная работа | 8 | |
Курсовые работы | 8 | |
Вид итогового контроля: экзамен/зачет | IX экзамен |