1. Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска.
2. Учебно-наглядные пособия: таблицы.
7. Содержание итогового и промежуточного контроля.
7.1. Темы, выносимые на экзамен.
1. Антиномии как метод изучения языка.
2. Системоцентрическая парадигма в лингвистике.
3. Антропоцентрическая парадигма в лингвистике.
4. Язык - норма — речь.
5. Коммуникативные ориентации современной лингвистики.
6. Единицы языка и единицы речи.
7. Уровневая и полевая модели языка.
8. Проблема состава языковых единиц.
9. Иерархия, парадигматика и синтагматика.
10. Специфика языковой знаковой системы. Её креативность.
11. Асимметрия языковой системы как фактор её саморазвития и саморегуляции.
12. Виды языковой семантики.
13. Синхрония — диахрония, динамика — статика в языке.
14. Динамические процессы в языке.
15. Внутренние законы развития языка.
16. Закон аналогии в языке.
17. Антиномия индивидуального и социального в языке. Современная теория языковой личности.
18. Система — ассоциативно-вербальная сеть — речь.
|
|
19. Универсалии языка и языковая типология.
20. Контрастивная лингвистика.
21. Функциональный аспект изучения языка.
22. Стихийное и управляемое в языке. Возможности прогнозирования языкового развития.
23. Общество и язык, культура и язык.
24. Внутренняя форма языка и языковая картина мира.
25. Когнитивная лингвистика: роль языка в познавательной деятельности человека.
26. Предмет лингвистики: широкое и узкое его понимание. Задачи теории языка.
27. Лингвистика в системе наук. Гибридные науки: социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика.
28. Метаязыковая функция языка. Оценка современной лингвистической терминологии.
29. Узус и коммуникативная компетенция языковой личности. Интуиция исследователя как инструмент описания языка.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
1. На экзамене студент получает 2 теоретических вопроса. На один из них он должен дать развёрнутый ответ с обязательным использованием прочитанной и реферированной литературы; второй вопрос предполагает тезисный ответ (ключевые понятия темы и их дефиниции). Несоблюдение жанровых требований (ответ-рассуждение и ответ-тезисы) ведет к снижению оценки.
2. Студенты, получившие за текущие работы и письменную экзаменационную работу оценки не ниже 4 баллов («хорошо»), получают право выбрать для развернутого ответа один вопрос (любой из двух предложенных).
Руководство к самостоятельной работе студентов
1. Тема, предполагаемая для самостоятельного изучения и представления в виде домашней письменной работы, — «Метаязык лингвистики», — выполняется по словарям лингвистических терминов и материалам «Лингвистического энциклопедического словаря». Она включает следующие задания:
|
|
- сформулировать основные требования к термину как к особому типу словесного знака;
- подтвердить конкретными фактами системность терминологии, представив родо-видовое древо терминов по одной из тем: «Морфема и её типы», «Части речи», «Предложение»;
- описать, представив в виде типовых схем, структуру дефиниции лингвистического термина. Сравнить с точки зрения структурной четкости и содержательной полноты определения любого термина в «Кратком словаре лингвистических терминов» и в «Лингвистическом энциклопедическом словаре»;
- сформулировать собственные требования к терминологическому аппарату будущей выпускной работы.
Работа должна быть представлена за месяц до экзамена.
2. Реферирование лингвистических статей и фрагментов монографий.
v Студент выбирает по своему усмотрению 8 работ из приводимого списка — по одной работе из каждого тематического раздела — для реферирования.
v Выполнение этой части работы не требует подробного конспектирования. Реферирование предполагает фиксацию на карточках или в тетрадях: а) целей и задач реферируемой работы, б) ключевых понятий, в ней рассматриваемых, в) основных положений, выносимых автором на обсуждение (тезисно), а также формулировку на основе прочитанного проблемного вопроса.
v Степень знакомства студента с лингвистической литературой проверяется на экзамене:
во-первых, студент должен представить прочитанный материал в экзаменационной работе (в форме цитат, отсылок, проблемных вопросов и т.п.),
во-вторых, наличие этого материала, его полнота и качество проверяется преподавателем в ходе письменного экзамена.
v Студенты, не выполнившие эту часть письменной работы по курсу «Теория языка», получают оценку только после представления преподавателю всех необходимых материалов и собеседования по прочитанной литературе.
v Предлагаемый обширный список работ для реферирования абсолютно исключает дублирование работ в пределах академической группы, т.е. каждый студент должен заблаговременно сдать преподавателю свой список реферируемых источников.