Налоговая ответственность

 

Правовая система не может функционировать без института ответственности.

Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением. Государство, издавая нормы права, определяет юридическую ответственность субъектов независимо от их воли и желания, т.е. юридическая ответственность носит государственно-принудительный характер.

Традиционно в теории права выделяют административную, уголовную, дисциплинарную, гражданскую и материальную ответственность. Однако в последнее время ряд авторов поставили вопрос о существовании специального вида ответственности - налоговой. В научной литературе высказываются различные точки зрения по этому поводу. Одни авторы полагают, что недопустимо само применение термина «налоговая ответственность». Другие считают, что о «налоговой ответственности» можно говорить только с достаточной степенью условности, выделение же ее в качестве самостоятельного вида юридической ответственности ничем не обосновано. Третьи утверждают, что в российской правовой системе сформировалось достаточно четко выраженное правовое явление - ответственность за налоговые правонарушения. Поэтому обозначение ответственности за налоговые правонарушения как налоговой ответственности вполне обоснованно. Соблюдение норм налогового законодательства, продолжают они, обеспечивается мерами административной, финансовой, дисциплинарной и уголовной ответственности, которые включаются в частное понятие «налоговая ответственность».

 Употребление термина «налоговая ответственность» очень спорно, поэтому следует обратиться к теории права.

 Юридическая ответственность характеризуется следующими основными признаками:

 1) опирается на государственное принуждение;

 2) это конкретная форма реализации санкций, предусмотренных нормами права;

 3) наступает за совершение правонарушения;

 4) выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя;

 5) воплощается в процессуальной форме.

 Указанные признаки юридической ответственности являются обязательными: отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности и позволяет отграничивать ее от других правовых и неправовых категорий.[8]

Ответственность за совершение налогового правонарушения обладает всеми основными признаками юридической ответственности:

 1) выражается в применении мер государственного принуждения;

 2) наступает на основе норм права и за нарушение правовых норм;

 3) является последствием виновного деяния;

 4) состоит в применении санкций правовых норм и связана с отрицательными последствиями материального или морального характера, которые правонарушитель должен претерпеть;

 5) реализуется в соответствующих процессуальных формах.

Таким образом, налоговая ответственность имеет все признаки юридической ответственности, но для того чтобы говорить о ней как о самостоятельном виде ответственности, необходимо выделить и особые признаки ответственности за налоговые правонарушения, а именно:

 1) основанием ответственности является налоговое правонарушение;

 2) применение ответственности за нарушение налогового законодательства урегулировано нормами налогового права;

 3) особый субъектный состав;

 4) к данной ответственности обязанных лиц привлекают специальные органы: налоговые или таможенные.

Из этого можно заключить, что налоговая ответственность самостоятельными признаками ответственности не обладает и говорить о налоговой ответственности как о самостоятельном виде ответственности и не представляется возможным.

Учитывая вышесказанное, можно вывести определение налоговой ответственности. Налоговая ответственность - это применение финансовых санкций за совершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога.

 

 2.2. Административная ответственность

 

Так называемая налоговая ответственность за нарушение налогового законодательства, нашедшая отражение в НК РФ, по существу является административной, но имеющей некоторые специфические черты. Это подтверждается позицией Конституционного Суда РФ в постановлении от 17 декабря 1996 г. «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции»[9]. Постановление определяет санкции за нарушения налогового законодательства как административно-правовые и уголовно-правовые. Такую же позицию занимают многие ученые-правоведы (Д.Н. Бахрах, Е.Ю. Грачева, М.В. Кустова, М.Ю. Орлов, С.Г. Пепеляев, В.Д. Сорокин). В частности, В.Д. Сорокин признавал налоговую ответственность разновидностью «административной ответственности в ее классическом виде»[10]. Об этом свидетельствуют и признаки, характеризующие налоговую ответственность, которую с учетом ее специфики правильнее называть административной (налоговой) ответственностью. Назовем эти признаки.

Прежде всего, следует указать на то, что административная (налоговая) ответственность возникает на основе налогового правонарушения. Согласно ст. 106 НК РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Если в результате выездной налоговой проверки выявлены факты правонарушения, то эти факты должны быть документально подтверждены в акте налоговой проверки и сделаны ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данное правонарушение.

Характерным для налогового правонарушения является не сходство с преступлением, а отличие от него. Данные правонарушения хотя и не так опасны, но встречаются чаще, чем преступления. Их опасность заключается не столько в характере самих противоправных действий, сколько в значительной распространенности, «массовидности»[11]. Нелишне заметить, что налоговые правонарушения, предусмотренные как в НК РФ, так и в КоАП РФ, в целом тождественны по содержанию.

Административная (налоговая) ответственность представляет собой негативную реакцию государства на совершенное налоговое правонарушение. Эта реакция реализуется, как правило, во внесудебном порядке, решением соответствующих органов исполнительной власти, в частности, органов налогового администрирования (налоговые, таможенные и др.), применяющих налоговые санкции в отношении налогоплательщиков, совершивших налоговые правонарушения. Вместе с тем в зависимости от обстоятельств и суды рассматривают дела о налоговых правонарушениях. Но все эти органы являются субъектами административной юрисдикции.

Административная (налоговая) ответственность, будучи реакцией государства на совершенное налоговое правонарушение, проявляется наиболее четко в трех основных процессуальных формах. К ним относятся: объяснение (возражения) правонарушителя по поводу совершенного противоправного деяния; правовая отрицательная оценка деяния юрисдикционным органом; применение административного наказания на основе отрицательной оценки, которое в НК РФ получило название «налоговая санкция».

Названные процессуальные формы являются одновременно мерами административной ответственности. Их использование, в особенности налоговой санкции, связано с применением к налогоплательщику, совершившему налоговое правонарушение, меры, которая представляет дополнительное обременение. В сфере налоговых отношений такие обременения носят главным образом имущественный характер, т.е. характер штрафов, о чем говорят все налоговые санкции НК РФ. Привлечение к административной (налоговой) ответственности, и в частности взыскание налоговой санкции, не влечет для виновного лица судимости. Аналогичным образом данный признак характеризует административную (налоговую) ответственность, предусмотренную КоАП РФ.

Меры административной (налоговой) ответственности применяются органом налогового администрирования и их должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе виновных лиц. Будучи субъектами единого правоохранительного отношения, и налоговый орган, и налогоплательщик, совершивший налоговое правонарушение, не являются работниками одного коллектива и не связаны служебно-трудовыми отношениями. Это обстоятельство позволяет отличить административную (налоговую) ответственность от дисциплинарной, к которой привлекаются служащие и работники определенного коллектива, как правило, в порядке подчиненности вышестоящему органу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: