Обеспечение пожарной безопасности ленточных конвейеров

Причины износа конвейерных лент и меры по его уменьшению

Более 90% причин снижения ресурса эксплуатации конвейерной ленты можно прогнозировать и предотвращать до нарушения работы конвейерного оборудования

Основные причины преждевременного износа лент:

· Неправильный подбор конвейерной ленты 26%

· Нарушение прямолинейности става конвейера 19%

· Заштыбовка или заклинивание роликов 17%

· Просыпи 10%

· Неправильно подобранные диаметры приводных барабанов 8%

· Большая высота падения груза 5%

Проблема: налипание

· повреждения и загрязнение составляющих конвейера (ленты, барабанов, роликов и пр.)

· потеря материала

· отклонение ленты от траектории движения с повреждением обкладок ленты

· неэффективная транспортировка налипшего материала

Решение и рекомендации

Рекомендовано использовать скребки очистители:

· применять для очистки рабочей и нерабочей обкладок лент на лентах с любым видом стыкового соединения

· установить внешний очиститель на холостой ветви конвейера для очистки рабочей обкладки ленты

· использовать системы очистки конвейерных лент для очистки рабочей обкладки лент на лентах состыкованных методом «холодной» и «горячей» вулканизацией

Предложенные решения позволят увеличить срок ходимости лент до 30-50%

Проблема: истирание рабочей обкладки конвейерной ленты

· меньший срок службы ленты, частые ремонты и замены

Решение и рекомендации

· если выявлен неправильный монтаж резиновых уплотнений, необходим правильный выбор материалов для бокового ограждения конвейерных лент

· использование конвейерной ленты с другими техническими характеристиками по истиранию

Предложенные решения позволят увеличить срок ходимости конвейерных лент до 30-50%

Проблема: щели между конвейерной лентой и боковыми уплотнениями

· появление просыпаний транспортируемого материала

· блокировка и повреждение роликов

· повреждение обкладок ленты

· нарушение прямолинейности хода ленты

· снижение эффективности использования резиновых уплотнений

Решение и рекомендации

Рекомендовано применять демпферные балки, что позволит:

· снизить нагрузки на ленту снижая кинетическую энергию падающего материала

· защитить ленту от порывов, пробоев и прочих повреждений

· защитить область загрузки от просыпи и потерь материала

· повысить эффективность применения резиновых уплотнений

· сохранить прямолинейность хода конвейерной ленты

Предложенные решения позволят сохранить работоспособность ленты, увеличив ресурс ходимости (по сравнению с существующим) до 30-50%

Проблема: сбитая прямолинейность хода конвейерной ленты

· изнашивание бортов транспортерной ленты, меньший срок службы, частые ремонты и замены

· сход лент с конвейера

· повреждение роликов и роликоопор

Решение и рекомендации

Рекомендовано применять футеровку барабанов, что позволит:

· увеличить эксплуатационное состояние конвейерного оборудования

· увеличить сцепления между лентой и барабаном во избежание проскальзывания ленты

· защитить барабан и нерабочую обкладку ленты от износа

· стабилизировать прямолинейность хода

· снизить нагрузки на узлы конвейера, на ленту и стыковые соединения, за счет эксплуатации конвейерной установки с меньшим натяжением ленты

Появление пузырей и разбухание резины. Эти дефекты возникают при многократном попадании масла, смазочных материалов и воды через мелкие порезы на рабочую поверхность конвейерной ленты.

А так же, при неправильном хранении этих изделий они могут полностью выйти из строя еще до установки на конвейер. Значительно увеличить срок безотказной службы конвейерных лент можно за счет правильной эксплуатации, своевременного проведения профилактических работ и ремонта!

Обеспечение пожарной безопасности ленточных конвейеров

Проблема пожаров, возникающих при эксплуатации ленточных конвейеров, отягощена не только огромным экономическим ущербом, но и невосполнимыми человеческими жертвами. Поэтому этой проблеме в ПБ уделено большое внимание.

1.  Конвейерные ленты, вентиляционные трубы, оболочки электрических кабелей и другие изделия, применяемые в горных выработках и надшахтных зданиях, должны быть изготовлены из негорючих материалов. Степень горючести и содержания ядовитых веществ, выделяющихся при горении, должна соответствовать нормативам.

Величина поверхностного электрического сопротивления материалов вентиляционных труб и конвейерных лент не должна превышать 3·108 Ом.

Запрещается применять дерево и другие горючие материалы для футеровки барабанов и роликов конвейеров, закрепления приводных и натяжных секций ленточных конвейеров, устройства приспособлений, предотвращающих сход ленты, прокладок под конвейерные ленты, переходных мостиков через конвейеры.

Для изготовления установочных брусьев и подкладок под ленточные и скребковые конвейеры (кроме приводных секций), для устройства площадок в местах посадки и схода людей с конвейеров и временных настилов под оборудование допускается применение древесных материалов, пропитанных огнезащитным составом.

При эксплуатации ленточных конвейеров не допускается:

- работа конвейера при снижении давления воды ниже нормативной величины в пожарном трубопроводе, проложенном в конвейерной выработке;

- работа конвейера при отсутствии или неисправности средств противопожарной защиты;

- работа конвейера при неисправной защите от пробуксовки, заштыбовки, от схода ленты в сторону и снижения скорости, при трении ленты о конструкции конвейера и элементы крепи выработки;

- одновременное управление автоматизированной конвейерной линией из двух и более мест (пультов), а также стопорение подвижных элементов аппаратуры способами и средствами, не предусмотренными инструкцией завода-изготовителя;

- пробуксовка ленты на приводных барабанах из-за ослабления ее натяжения;

- работа конвейера при неисправных роликах или их отсутствии;

- использование резинотросовых лент при износе обкладок рабочих поверхностей на 50 %.

2.  Выработки, оборудованные ленточными конвейерами, должны быть оснащены системами автоматического обнаружения пожаров в начальной стадии.

3.  Система управления ленточными конвейерами должна быть оборудована датчиками давления воды, не допускающими включение и обеспечивающими отключение привода конвейера при падении давления в пожарном трубопроводе ниже нормативной величины. Сигнал об отключении конвейера должен передаваться на пульт горного диспетчера.

4.  Ленточные конвейеры должны быть оборудованы стационарными автоматическими установками пожаротушения, защищающими их на всем протяжении, включая пункты перегруза и натяжные станции.

До оснащения линейной части конвейеров специальными средствами автоматического пожаротушения, защищающими его на всем протяжении, допускается по разрешению технического директора  и по согласованию с местным органом Госгортехнадзора секционирование конвейерных выработок водоразбрызгивающими установками, предназначенными для локализации и тушения пожаров.

5. В действующих горных выработках должен быть проложен пожарно-оросительный трубопровод с автоматическим контролем давления воды в точках, определенных главным механиком шахты по согласованию с ВГСЧ. Пожарные трубопроводы должны быть проложены так, чтобы обеспечивалась подача воды для тушения пожара в любой точке горных выработок шахты.

Диаметр трубопровода определяется расчетом, но должен быть не менее 100 мм. Трубопровод должен быть постоянно заполнен водой и обеспечивать в любой точке необходимые для пожаротушения расход и давление.

Запрещается использование пожарного трубопровода не по назначению (откачка воды и др.), но допускается использование его для борьбы с пылью.

6. Ленточные конвейеры должны оборудоваться:

- датчиками бокового схода ленты, отключающими привод конвейера при сходе ленты на сторону более 10 % ее ширины;

- средствами пылеподавления в местах перегрузок;

- устройствами по очистке лент и барабанов;

- устройствами, улавливающими грузовую ветвь ленты при ее разрыве, и устройствами, контролирующими целостность тросов ленты в выработках с углом наклона более 10°;

- средствами защиты, обеспечивающими отключение конвейера при превышении допустимого уровня транспортируемого материала в местах перегрузки, снижении скорости ленты до 75 % номинальной (пробуксовка), превышении номинальной скорости ленты бремсберговых конвейеров на 8 %;

- устройством для отключения конвейера из любой точки по его длине;

- тормозными устройствами;

- блокировочными устройствами, отключающими конвейер при снижении давления воды в трубопроводе ниже установленной нормы. Для конвейерных линий, работающих с автоматическим или дистанционным управлением, допускается блокировка работы всей линии с давлением воды в самой дальней по направлению ее движения точке участка трубопровода, предназначенного для тушения пожара в конвейерной выработке.

7. Аппаратура автоматического или дистанционного управления конвейерными линиями, кроме средств и устройств, которыми оборудуются ленточные конвейеры, должна обеспечивать:

- включение каждого последующего конвейера в линии только после установления номинальной скорости движения тягового органа предыдущего конвейера;

- отключение всех конвейеров, транспортирующих груз на остановившийся конвейер, а в линии, состоящей из скребковых конвейеров, при неисправности одного из них − отключение и впереди стоящего;

- невозможность дистанционного повторного включения неисправного конвейера при срабатывании электрических защит электродвигателя, неисправности механической части конвейера (обрыв или заклинивание рабочего или тягового органа), при срабатывании защит из-за затянувшегося пуска конвейера, снижении скорости ленты до 75 % номинальной (пробуксовки) и превышение номинальной скорости ленты бремсберговых конвейеров на 8 %;

- местную блокировку, предотвращающую пуск данного конвейера с пульта управления;

- отключение конвейера при затянувшемся пуске;

- двухстороннюю телефонную или громкоговорящую связь между пунктами установки приводов конвейера и пультом управления;

- блокировку пуска конвейера при отсутствии давления воды в противопожарном ставе;

- блокировку пуска конвейера при снятом ограждении.

8 Запрещается:

а) ремонт, смазка движущихся деталей и очистка конвейеров во время их работы, работа при заштыбованном конвейере и неисправных роликах или при их отсутствии, касание ленты неподвижных элементов конвейерного става или крепи

9. Осмотр конвейера, аппаратуры управления, роликов, натяжных и загрузочных устройств, ленты и ее стыков, а также устройств, обеспечивающих безопасность эксплуатации конвейера (тормозных устройств, средств улавливания ленты и т.п.), должен производиться ежесменно сменным инженерно-техническим работником.

10. В течение всей смены бригадир, звеньевой, рабочий должны следить за безопасным состоянием места работы, исправностью обслуживаемого оборудования и приспособлений, средств защиты и контроля.

При обнаружении признаков опасности бригадир, звеньевой, рабочий должны немедленно прекратить работу и уйти в безопасное место, сообщив об этом сменному инженерно-техническому работнику или горному диспетчеру.

При неисправности машин и оборудования (приспособлений) бригадир, звеньевой, рабочий обязаны принять меры по их устранению. Если устранить неисправность своими силами невозможно, необходимо сообщить о ней сменному инженерно-техническому работнику или горному диспетчеру.

Надзор за соблюдением ПБ возложен государством на Госгортехнадзор России.

При решении вопросов обеспечения пожаробезопасности ленточных конвейеров считают, что возникающие пожары – это объективный факт, а поэтому необходимо разрабатывать технические средства, исключающие, предупреждающие и локализующие пожары.

К средствам исключающим относят конвейерные трудносгораемые ленты (ОСТ 153-12.2-001-97). Разработка рецептур конвейерных лент, которые не загораются от трения, сопряжена как с техническими трудностями, так и с экономическими. Стремление к повышению температуры, при которой лента загорается от трения, с 350 до 500 °С не принесет ожидаемого результата, так как при такой температуре она сама может стать источником загорания штыба и угольной мелочи.

К средствам предупреждающим относят датчики контроля скорости (пробуксовки) и поперечного схода конвейерной ленты

К средствам локализующим относят автоматические установки водяного пожаротушения. Наиболее совершенная из них – УАП – снабжена сигнализирующим электроконтактным манометром для контроля за необходимым давлением воды в пожарно-оросительном трубопроводе. Уязвимыми местами подобных установок являются незащищенность от шунтирования и возможное отсутствие воды в ставе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: