Эволюция мировой валютной системы. Предпосылки создания Ямайской валютной системы

 

Каждый новый период эволюции МВС связан с определенными согласованными на международном уровне принципами валютно-финансовой политики. В развитии Международной валютной системы можно выделить следующие этапы:

1. Система золотого стандарта с ее разновидностями (1867 – конец 1930-х гг.): Парижская валютная система (1867 – 1900); золотослитковый стандарт (1900 – 1914); Генуэзская валютная система (1922 – конец 1930-х гг.);

2. Система фиксированных паритетов (Бреттонвудсская система);

3. Современная Международная валютная система (Ямайская система) [1. С.377].

 

                                                                                                                                         Таблица 2

Эволюция мировой валютной системы [8. С.63]

Критерии Парижская валютная система с 1867 г. Генуэзская валютная система с 1922 г. Бреттонвудсская валютная система с 1944 г. Ямайская валютная система с 1976 г.

1. База

Золотомонетный стандарт Золотодевизный стандарт Золотодевизный стандарт Стандарт СДР

2. Использо-вание золота как мировых денег

Золотые паритеты. Золото как резервно-платежное средство. Конвертируемость валют в золото

Официальная демонетизация золота

 

Конвертируемость доллара США в золото по официальной цене
3. Режим валютного курса Свободно колеблющиеся курсы в пределах золотых точек Свободно колеблющиеся курсы без золотых точек (с 1930-х гг.) Фиксированные патенты и курсы (+/- 0,75; +/- 1%) Свободный выбор режима валютного курса
4. Институцио-нальная структура Конференция Конференция, совещания МВФ- орган межгосударственного валютного регулирования МВФ; совещания "в верхах"

 

 

На ранних этапах становления мировой валютной системы (XVII – XVIII вв.) валюты обменивались в соответствии с их «металлическим содержанием», что упрощало проблему определения курса обмена. В разных странах для чеканки монет использовали разные металлы: медь, серебро, золото (а также никель, олово, свинец и железо), однако в качестве меры определения валютных курсов служили благородные металлы. В XIX в. одна часть стран ориентировалась на использование золота в качестве меры стоимости своих денежных единиц, другая часть – серебра. Идея обеспечить единообразие  в определении валютных курсов впервые возникла в Великобритании в конце XVIII в., что и было закреплено решением Банка Англии 1821 г. о переходе к золотой основе при определении курса британского фунта стерлингов [1. С.378].

На международном уровне золото было признано формой мировых и национальных денег, за ним были закреплены все функции денег на достаточно мало известной Парижской конференции (1867 г.), что означало введение системы золотого стандарта. Денежная система на основе золотого стандарта («золотой монометаллизм») включала следующие основные принципы: 1) золото – единственная форма мировых денег; 2) золото свободно обращается: центральные банки отдельных стран могут продавать и покупать золото в неограниченных количествах по фиксированным ценам; любое лицо может использовать золото без каких-либо ограничений; любое лицо может чеканить золотые монеты из золотых слитков на государственном монетном дворе; импорт и экспорт золота не ограничивались.

Плюсом в использовании золота в качестве мировых денег является относительная устойчивость такой «валюты» в силу того, что золото практически не изнашивается, так что номинальная и металлическая стоимость монет совпадают. Существенным минусом является негибкость золота как средства обращения.

Золотой стандарт означал установление для каждой национальной валюты золотого содержания (количество золота в единице национальной валюты), через которое можно легко определить и официальные курсы валют по отношению друг к другу. Поскольку эти курсы основаны на золотом содержании, то говорили о золотых паритетах [1. С.379].

Таким образом, система золотого стандарта обеспечивала длительный период времени стабильность большинства валют, способствовала развитию мировой торговли. При золотом стандарте национальные валюты свободно обменивались по твердому курсу на золото, количество которого было ограничено.

Во время Первой мировой войны регулирующий механизм системы золотого стандарта перестал действовать во всех вовлеченных в нее странах, за исключением США и Японии. К причинам, разрушившим систему золотого стандарта, относились: 1) значительная эмиссия бумажных денег для покрытия военных расходов; 2) введение воюющими странами валютных ограничений, препятствующих единству международной валютной системы; 3) истощение ресурсов золота при финансировании военных затрат.

В 1922 г. на Генуэзской конференции была предпринята попытка восстановления модифицированного золотого стандарта. Согласно ее решениям национальные кредитные деньги могли обеспечиваться не столько золотом, сколько главным образом иностранной валютой тех стран, которые сохранили свободный обмен своих денежных единиц на золото (девизами), т.е. английским фунтом стерлингов, французским франком и долларом США. Другие валюты меняли на золото не прямо, а через предварительный обмен на одну из трех указанных валют. Золотой стандарт сохранял свою силу только в международных расчетах.

Существенное воздействие на МВС оказал мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг., который привел к мировому валютному кризису [1. С.380].

В период Второй мировой войны единый валютный рынок был разрушен, и принципы мировой валютной системы не соблюдались. Большинство воюющих и многие нейтральные страны ввели валютные ограничения. Произошло новое повышение роли золота как мировых денег, поскольку в военных условиях стратегические и дефицитные товары можно было приобрести только за золото, что привело к исчерпанию золотых резервов стран, которые вели активные закупки вооружения и продовольствия, и их накопление у стран экспортеров, прежде всего у США. Например, Германия на подготовку к войне истратила почти весь свой золотой запас, который составлял в сентябре 1938 г. 26 т при 12 000 в США и 3 600 т в Великобритании. Правда, в ходе военных действий фашисты захватили 1 300 т золота в центральных банках оккупированных стран [7. С.72].

Мировой валютный кризис, вызванный Второй мировой войной и предшествующими ей событиями, вынудил англо-американских экспертов к разработке проекта новой мировой валютной системы, принципы которой были закреплены на валютно-финансовой конференции, проходившей с 1 по 22 июля 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США)[2]. В принятых статьях Соглашения (первая редакция Устава МВФ) были определены основные принципы новой валютной системы:

• статус доллара и фунта стерлингов как резервных валют;

• фиксированные золотые паритета и курсы валют (могли колебаться в пределах +/-1% паритета, а в Западной Европе – +/- 0,75 %;

• конвертируемость долларовых резервов иностранных центральных банков в золото через американское казначейство по официальной цене;

• заниженная официальная цена золота (35 долларов за тройственную унцию, содержащую 31,1 грамм чистого золота);

• создание Международного валютного фонда как органа межгосударственного валютного регулирования [11. С.256-257].

Следует отметить, что указанные принципы обусловили противоречивость Бреттонвудсской валютной системы, ибо поддержание фиксированных курсов требует в той или иной мере осуществлять контроль над валютными операциями.

Валютная система, основанная на ключевой роли одной валюты (USD), могла сохранять устойчивость только при гегемонии США в мировой экономике, на которые в конце 1940-х гг. приходилось около 75% мировых запасов золота, более 50% ‒ промышленного производства и 30% ‒ экспорта капиталистических стран, и пока золотой запас США мог обеспечить конверсию зарубежных долларов в золото. Однако к 1970-м гг. золотые запасы перераспределились в пользу Европы, составив 47 млрд. долларов против 11,1 млрд. долларов у США. Тогда же появились и проблемы с международной ликвидностью, поскольку добыча золота с 1948 по 1969 г. возросла на 59%, а мировой экспорт ‒ более чем в 2,5 раза, и золота перестало хватать для поддержания золотого паритета доллара. Второй предпосылкой кризиса Бреттонвудсской валютной системы явился огромный дефицит платежного баланса США из-за оттока долларов из страны, что привело к формированию евродолларового рынка и снижению доверия к американскому доллару как резервной валюте. И, наконец, в-третьих, образовались новые финансовые центры ‒ Западная Европа и Япония, ‒ с появлением которых США утратили свое абсолютное доминирование в мировых финансах [10. С.23-24].

Швайкерт Райнер – доктор экономики, руководитель отдела стабилизационной и структурной политики Института мировой экономики при Кильском университете (ФРГ) выделил: решающей причиной краха Бреттонвудсской валютной системы стало то, что не все страны поддерживали направление денежной политики США. С середины 1960-х гг. США стали финансировать дефицит государственного бюджета, возникший в следствие войны во Вьетнаме и проводимой широкой социальной программой, посредством ускоренной денежной экспансии. В результате США стали причиной инфляции, американский доллар значительно потерял покупательную способность, и установление цен в золотом эквиваленте стало иллюзией.

В рамках Бреттонвудсской валютной системы денежная политика страны базовой валюты в принципе основывалась на положениях теории злотого стандарта. Нереально низкие цены на золото, выраженные в американских долларах, в конечном счете должны были привести к тому, что США постоянно продавали бы золото за национальную валюту, вследствие чего денежная масса и уровень инфляции в США должны были уменьшится. С 1963 г. в США были введены ограничения на продажу золота и сильный контроль за международным движением капитала.

Важно подчеркнуть, что при системе фиксированных валютных курсов базовая валюта, подверженная инфляции, всегда вызывает волны спекуляции. Это происходит по тому, что стабильные валюты постоянно находятся под страхом ревальвации, возможной в том случае, если страны этих валют не будут следовать денежной политике страны базовой.

Противоречия Бреттонвудсской валютной системы, прежде всего между национальным характером доллара и фунта стерлингов и их использованием как международного платежного средства, постепенно расшатали ее по мере укрепления позиций Западной Европы, Японии. С конца 60-х гг. разразился кризис этой системы [11. С.257].

США долго противились признанию банкротства Бреттонвудсской системы и пытались переложить на другие страны издержки по ее спасению, используя: 1) ревальвацию некоторых валют (в мае 1971 г. были ревальвированы швейцарский франк и австрийский Шеллинг), что было равносильно скрытой девальвации доллара, но не так сильно било по престижу страны; 2) увеличение импортных пошлин; 3) прекращение размена долларов на золото.

К попыткам сохранения основных принципов системы фиксированных паритетов, а в действительности к ключевым этапам кризиса Бреттонвудсской системы относятся:

1. Установление двойного рынка золота 17 марта 1968 г.: цена золота на частных рынках устанавливалась в соответствии со спросом и предложением, а в официальных сделках центральных банков сохранялся официальный курс 35 долларов за тройскую унцию.

2. Временное запрещение конвертируемости доллара в золото для центральных банков с 15 августа 1971 г.

3. Подписание 18 декабря 1971 г. в Вашингтоне в Смитсоновском институте 10 странами соглашения: а) о девальвации доллара на 7,89% и повышении официальной цены золота на 8,57%; б) о расширении пределов колебаний валютных курсов с ±1% до ± 2,25% от их паритетов и установлении центральных курсов вместо их паритетов; в) об отмене 10%-ной таможенной пошлины в США;

4. Девальвация доллара 13 февраля 1973 г. на 10 % и повышение официальной цены золота на 11,1% ‒ с 38 до 42,22 долларов за тройскую унцию.

5. Подчинение 16 марта 1973 г. Международной конференцией в Париже курсов валют законам рынка. С этого момента курсы валют не фиксированы и изменяются под воздействием спроса и предложения вопреки Уставу МВФ [1. С.385].

Таким образом, Бреттонвудсская валютная система окончательно прекратила свое существование. Как следует из проведенного анализа, структура мировых финансов в первой половине 1970-х гг., когда рушилось их послевоенное устройство, было весьма сложна, поэтому прошло несколько лет, прежде чем, испробовав различные модели валютной системы, ведущие страны мировой экономики пришли к системе гибкого выбора валютных курсов, то есть к тому принципу, на котором фактически и основана современная мировая валютная система.

 

3. Основные характеристики Ямайской валютной системы. Развивающиеся страны в Ямайской валютной системе.

Поиски выхода из валютного кризиса велись долго вначале в академических, а затем в правящих кругах и многочисленных комитетах. Было предложено множество проектов валютной реформы: от создания коллективной резервной единицы, выпуска мировой валюты, обеспеченной золотом и товарами, до возврата к золотому стандарту. «Комитет двадцати» МВФ подготовил в 1972 ‒ 1974 гг. проект реформы мировой валютной системы. Наконец, устройство современной мировой валютной системы было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г., почему она и получила название Ямайской. Соглашение об изменении Устава МВФ было ратифицировано требуемым большинством стран – членов МВФ в апреле 1978 г. Согласно этому документу основами новой системы является свободный выбор режима валютного курса (по преимуществу плавающего, а также фиксированного или смешанного) и многовалютный стандарт, то есть возможность выбора разных форм международной ликвидности. Это означает, что новая система задумывалась, как симметричная.

Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей: 1) выравнивание темпов инфляции в различных странах; 2) равновесие платежных балансов; 3) расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками [11. С.258].

Наиболее широко важнейшие характеристики Ямайской валютной системы рассмотрены в книгах Ю.В. Базулина:

1) полицентричность, основание не на одной, а на нескольких ключевых валютах: долларе США, английском фунте стерлингов, японской иене, немецкой марке и французском франке;

2) отмена, хотя и формально, монетного паритета золота;

3) основные формы международной ликвидности – свободно конвертируемая валюта, а также СДР и резервные позиции в МВФ;

4) отсутствие пределов колебаний валютных курсов. Курс валют формируется под воздействием спроса и предложения на валютных рынках;

5) центральные банки стран не обязаны поддерживать фиксированные паритеты своей валюты. Однако он могут осуществлять валютные интервенции для стабилизации курсов валют;

6) запрет выражать свободно выбираемый режим валютного курса через золото;

7) МВФ патронирует политику стран в области валютных курсов; страны – члены МВФ не должны манипулировать валютными курсами для получения односторонних преимуществ перед другими странами – членами МВФ           [1. С.391].

О. И. Лаврушин обобщил и выделил четыре основных принципа Ямайской валютной системы:

1. Золото – девизный стандарт был заменен стандартом СДР, которые формально объявлены основой валютных паритетов и курсов валют.

2. В рамках Ямайской валютной системы узаконена демонетизация золота – утрата им денежных функций. В соответствии с измененным Уставом МВФ золото не должно использоваться как мера стоимости и точка отчета валютных курсов.

3. Ямайская валютная система дает странам право выбрать любой режим валютного курса. Тем самым был узаконен режим плавающих валютных курсов, к которому страны фактически перешли в марте 1973 г.

4. МВФ, сохранившийся от Бреттонвудсской системы, призван усилить межгосударственное валютное регулирование, обеспечить более тесное сотрудничество стран-членов, либерализацию валютных отношений путем отмены валютных ограничений в целях достижения валютной стабилизации в мире [11. С.258].

По классификации МВФ стана может выбрать следующие режимы валютных курсов:

фиксированный, плавающий и смешанный.

Фиксированный валютный курс имеет целый ряд разновидностей: 1) курс национальной валюты фиксирован по отношению к одной добровольно выбранной валюте и автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс; 2) курс национальной валюты фиксируется с СДР; 3) «корзинный» валютный курс, когда курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран – торговых партнеров данной страны; 4) курс, рассчитанный на основе скользящего паритета, когда связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен) [4. С.319].

В «свободном плавании» находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии, ряда других стран и стран Европейской валютной системы (ЕВС). Однако центральные банки этих стран часто поддерживают валюты при резких колебаниях их курсов. Именно поэтому существует «управляемое», или «грязное», плавание валютных курсов. Так, центральные банки США, Канады и ЕЦБ для выравнивания краткосрочных колебаний курсов своих валют поводят валютные интервенции, а другие изменяют структуру своих золотовалютных резервов [1. С.391-392].

Смешанное плавание также имеет ряд разновидностей. Во-первых, это групповое плавание, которое было характерно для стран, входивших в Европейскую валютную систему. В этой валютной системе были установлены два режима валютных курсов: внутренний – для операций между членами Сообщества, внешний – для операций с другими странами. Курсы валют Европейской валютной системы совместно «плавали» по отношению к любой другой валюте, не входящей в систему ЕВС. Кроме того, к этой категории валютных режимов принадлежит режим специального курса в странах ОПЕК. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и другие страны ОПЕК «привязали» курсы своих валют к цене на нефть. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета [1. С.392].

В целом развитые страны имеют курсы валют, находящиеся в чистом или групповом плавании. Определенную роль в современной МВС играют специальные права заимствования ‒ СДР, которые стали мерой международной стоимости, важным резервным авуаром, одним из средств международных официальных расчетов. СДР – искусственно созданные международные резервные средства, предназначенные для урегулирования сальдо платежных балансов, пополнения официальных валютных резервов и расчетов с МВФ. Выделение СДР в распоряжение стран – членов МВФ не обусловлено предварительной передачей ими Фонду валюты или предварительной продажей товаров и услуг. У СДР нет реального обеспечения, их использование основано на согласии стран – участниц системы СДР принимать эти резервные средства в обмен на конвертируемую валюту.

Соглашение о СДР явилось результатом длительной дискуссии о мерах по повышению международной ликвидности в связи с ослаблением двух основных резервных валют, доллара США и фунта стерлингов, сокращением официальных золотых запасов ведущих капиталистических стран, резким отставание роста золотовалютных резервов от темпов развития международной торговли [1. С.392].

В соответствии с решением сессии МВФ 1969 г. участниками системы СДР могут быть только страны – члены МВФ, которые проводят операции с СДР через образованный в структуре МВФ Департамент. В настоящее время все страны – члены МВФ являются его участниками. При этом СДР функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями. Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других «уполномоченных держателей». Участниками системы СДР могут быть лишь страны – члены Фонда, и только они наделяются лимитами СДР. Частные лица, фирмы и коммерческие банки не могут быть держателями счетов СДР. Они могут использовать эту единицу только как счетную, например, выразить номинал ценной бумаги в СДР или указать контрактную сумму на поставку товара в этой единице. Однако расчеты должны производиться в каких-либо иных валютах [1. С.393].

МВФ наделен полномочиями создавать «безусловную ликвидность» путем выпуска в обращение средств, выраженных в СДР, для стран – участниц Департамента СДР. Эмиссия СДР осуществляется и в том случае, когда Исполнительный совет МВФ приходит к заключению, что на данном этапе имеется долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их пополнении. Оценка такой потребности определяет размеры выпуска СДР. Эмиссия СДР производиться в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ. СДР распределяются между странами – членами МВФ пропорционально величине их квот МВФ на момент выпуска. Сумма квоты для каждого государства – участника МВФ устанавливается в соответствии с объемом его национального дохода и размером внешнеторгового оборота, то есть чем богаче страна, чем выше ее квота в Фонде [3. С.205].

Вместе с тем получать, держать и использовать СДР помимо стран – участниц Фонда могут МВФ, а также – по решению Совета управляющих МВФ (принятому большинством не менее 85%) – страны, не являющиеся членами Фонда, международные и региональные банки, региональные валютные и другие фонды, национальные банки, которые получили статус «уполномоченных держателей». В середине 1986 г. количество «держателей» СДР достигало 16 (в настоящее время – 15), в том числе Банк Международных расчетов, Международный банк реконструкции и развития, Международный фонд развития сельского хозяйства, Швейцарский национальный банк и другие. В связи с резким ростом ликвидности международной валютной системы за счет накопления долларов из-за хронического дефицита платежного баланса США выпуски СДР не осуществлялись до 1979 г. В последующие три года (1979-1981 гг.) состоялось второе распределение СДР по 4 млрд. в год. В результате общая сумма распределенных СДР среди стран – участниц составила за весь период действия системы 21,4 млрд. СДР, или 5,5% всех мировых валютных резервов 1981 г., не считая золота. При этом промышленно развитые страны получили более 2/3 общей суммы распределенных СДР, в том числе США – 23%, или столько же, сколько 100 развивающихся стран. В связи с ухудшением экономического и финансового положения освободившихся государств в первой половине 1980-х гг. они неоднократно выступали с требованием о новых выпусках СДР, которые, однако, блокировались США и другими странами, располагающими большинством голосов в МВФ.

23 сентября 1997 г. Совет управляющих МВФ одобрил предложение Исполнительного совета о внесении новой, четвертой по счету, поправки в статьи соглашения МВФ, которая позволила бы осуществить специальное одноразовое распределение СДР на сумму 21,4 млрд. (29,4 млрд. долларов). В результате этого общая сумма выпущенных СДР должна была удвоиться, составив 42,9 млрд. (около 59 млрд. долларов). Цель нового распределения СДР состояла в том, чтобы предоставить эти средства всем странам – членам и уравнять отношение сумм выделенных за все время СДР к их квотам (на уровне приблизительно 29,32% относительно действовавших на момент принятия данного решения квот). Это распределение СДР рассматривалось как решение вопроса справедливости в отношении более чем 1/5 стран – членов МВФ, включая страны бывшего СССР, которые, вступив в Фонд после 1981 г., то есть после последнего выпуска СДР, вообще их не получили в порядке распределения. Однако до сентября 2002 г. указанная поправка к Уставу МВФ все еще не вступила в силу, поскольку она не получила одобрения требуемого числа стран – членов, прежде всего Соединенных Штатов.

Наличие у стран лимита СДР дает ей право приобретать в его пределах у другой страны в обмен на СДР конвертируемую валюту, которая затем используется ею для урегулирования дефицита платежного баланса и пополнения валютных резервов. Страны, имеющие лимиты СДР, не могут требовать, чтобы валюту предоставлял Фонд, за исключением двух случаев – их выхода из системы и ликвидации самой системы. Страна – участница может выйти из системы СДР путем уведомления об этом МВФ. В этом случае взаимные финансовые претензии страны и Фонда, которые могли возникнуть в результате осуществления операций в СДР, должны быть урегулированы платежами валютой [1. С.394].

Фонд должен обеспечить для каждой страны участницы возможность получения валюты в обмен на СДР путем назначения стран-кредиторов, предоставляющих валюту. Страны-кредиторы назначаются Фондом из числа стран – участниц соглашения о СДР, имеющих положительные сальдо платежных балансов и крупные валютные резервы. Если назначенная страна не может предоставить валюту, Фонд называет другого кредитора. По соглашению страны-участницы обязаны предоставлять валюту в обмен на СДР в пределах двойной суммы своего лимита в СДР так, чтобы общая сумма СДР на их счете не превышала 300% суммы этого лимита. Однако по договоренности между странами-участницами и Фондом эта сумма может быть превышена [3. С.206].

Кроме операций с назначенными странами-кредиторами, Фонд разрешил использование СДР по договоренности между странами-участницами, между этими странами и странами-участницами и другими держателями СДР при погашении странами обязательств перед МВФ и в некоторых других случаях. За период с первого распределения СДР в 1970 г. по 30 апреля 2001 г. общий объем операций в СДР составил 433,1 млрд. СДР (по курсу на 30.04.2001 г. – 548,2 млрд. долларов). При этом на расчеты стран-участниц между собой и с другими «уполномоченными держателями» пришлось только 172,4 млрд. СДР (39,8 % общей суммы), в том числе на сделки «по взаимной договоренности», в которых СДР наиболее последовательно реализуют себя как средство компенсации дефицита платежных балансов, - 119,6 млрд. СДР (151,4 млрд. долларов). Эти показатели весьма далеко отстают от масштабов операций мирового валютного рынка, только суточный оборот которого в апреле 1998 г. в валютном исчислении достигал 2,5 трлн. долларов. В связи с введение СДР Фонд открыл дополнительно к «Общему счету», по которому он проводит все операции, также «Счет специальных прав заимствования» для операций в СДР  [13. С.58].

Страна – владелец СДР получает проценты с суммы, превышающей ее лимит СДР. 1 июля 1974 г. Фонд повысил процентную ставку по СДР с 1,5 до 5 % и в дальнейшем периодически пересматривал ее с учетом уровня процентных ставок на денежных рынках   [3. С.206].

В Уставе МВФ первоначально было зафиксировано золотое содержание единицы СДР, равное 0,888671 г чистого золота, что соответствовало золотому содержанию доллара США и соотношению 1 доллар = 1 СДР. «Стоимость» СДР в других валютах изменялась в зависимости от рыночного колебания курсов этих валют по отношению к доллару США. В результате девальвации доллара США в декабре 1971 г. его соотношение с СДР было установлено в 1,08571 доллар за 1 СДР; после второй девальвации доллара, в феврале 1973 г. его стоимость понизилась до 1,20635 долларов за 1 СДР. С 1 июля 1974 г. Фонд ввел в действие новый метод определения «стоимости» СДР, который основывался на стоимости ряда валют, взятых в определенных пропорциях и известных под названием «стандартной корзины» (стандартного набора валют). В корзину были включены валюты 16 стран, доля каждой из которых в мировом экспорте товаров и услуг составила в период 1968-1972 гг. в среднем более 1% Удельный вес каждой валюты в корзине примерно соответствовал доле страны в объеме мирового экспорта, но был скорректирован с учетом значения валюты в мировой экономике. На базе этих удельных весов и использования среднего валютного курса за предшествовавшие три месяца было рассчитано 28 июня 1974 г. количество единиц каждой из 16 валют в корзине, образующее так называемый валютный компонент. Например: для марки ФРГ расчет валютного компонента был произведен следующим образом:

 

0,125 (удельный вес × 1,20635 (прежняя × 2,50 (средний курс = 0,38 (валютный (1)

валюты в корзине)      «стоимость» СДР  марки к доллару за  компонент).

                                       в долларах США) последние три

                                                                                         месяца)

 

 

Аналогичным способом были исчислены валютные компоненты других валют. «Стоимость СДР в долларах США была определена как сумма долларовых эквивалентов для каждого валютного компонента; в то же время на дату расчета 1,20635 долларов. В последствии она ежедневно колебалась. С 1 июля 1978 г. состав корзины был несколько скорректирован с целью учета изменений, произошедших на валютных рынках в связи с усилением роли валют нефтедобывающих стран [1. С.395].

С 1 января 1981 г. МВФ упростил формулу расчета «стоимости» СДР, сократив число валют в корзине с 16 до 5 важнейших валют – доллара США, марки ФРГ, французского франка, иены и фунта стерлингов. При очередном пересмотре корзины СДР с 1 января 1986 г. повышен удельный вес иены в этой корзине. При пересмотре в 1991 и 1996 гг. удельный вес валют в основном сохранился. В связи с введение евро «стандартная корзина» была изменена в 2001 г. (см. Приложение 1).

Поскольку СДР не торгуют на валютных рынках, постольку она не имеет рыночной цены. Для определения цены СДР используют метод корзины четырех важнейших мировых валют (USD, EUR, GBR, JPY). Каждой валюте присваивают свой относительный вес, для определения которого служат следующие показатели: 1) доля страны в мировом экспорте товаров и услуг; 2) использование валюты в качестве резервного средства различными странами. Список и относительные веса валют пересматриваются каждые 5 лет на основе этих показателей.

Каждый рабочий день МВФ производит переоценку курса СДР по валютной корзине с учетом рыночных курсов соответствующих валют по отношению к USD. В таблице 3 приведен пример расчета курса СДР.

                                                                                                                    Таблица 3

Пример для определения стоимости СДР (на 15 марта 2001 г.) [1. С.397].

Валюта

Отосительный вес, di

SRi (USD)

Эквивалент в USD

EUR

0,29

0,91

0,39

JPY

21

121,68[3]

0,17

GBP

0,1

1,44

0,14

USD

0,58

1

0,58

Итого

 

 

1,28

 

 Формула для определения курса СДР выглядит следующим образом:

 

                SRsdr (USD) = ∑ di × SDi (USD),                                                               (2)

где di  - относительный вес валюты i.

 

Он определяется как произведение спот-курса СДР по USD на фиксированную дату (15 марта 2001 г.) на удельный вес данной валюты, установленной МВФ на ту же дату. Например, для доллара спот-курс составил 1,3 USD за 1 СДР, что с учетом его удельного веса из таблицы дает: 1,3 (0,45 = 0,585). Аналогично определены относительные веса других валют.

Использование метода корзины позволяет в определенной мере сглаживать курсовые колебания, которым подвержены курсы отдельных валют, и, следовательно, уменьшить курсовой риск. По этой причине СДР активно используется для деноминации финансовых активов не только самим МВФ, но и другими международными организациями, фирмами. СДР используют также и в многосторонних межгосударственных соглашениях в качестве счетной единицы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: