Стратегический анализ развития отрасли и предприятия

Развитие мирового рынка гостиничных услуг

 

Туризм занимает значительное место в международных отноше­ниях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики.

Международный туризм оказывает влияние на развитие как от­дельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расши­рения международной торговли и иных форм международных эко­номических отношений, повышения уровня культуры и образова­ния международный туризм также будет развиваться. В 60-70-х гг. международный туризм приобрел всемирный харак­тер. В результате образовался мировой рынок, в котором участвуют все без исключения страны. В среднем около 65% всех международных туристических поез­док приходится на Европу, около 20% — на Америку и около 15% на остальные регионы.  

 Основными факторами, влияющими на развитие выездного ту­ризма в высокоразвитых странах, являются экономические и соци­альные, прежде всего рост личных доходов граждан (потенциальных туристов) выше пределов, достаточных для удовлетворения необхо­димых потребностей.

 К субъективным причинам относится деятельность государствен­ных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пре­бывания на ее территории иностранных граждан и др.

 Развитие международного туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие страны посредством международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса.

 По данным Всемирного совета по туризму, в 1993 г. на туризм приходилось 10,1% всемирного ВВП и 10,5% рабочих мест.

Согласно данным ВТО в мире насчитывается 15 стран, специали­зирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтро­пиков и тропиков — Барбадос, Сейшельские острова и др. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства со слабо развитой эконо­микой. Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия и др.

 Под поступлениями от международного туризма понимается пла­та за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время их пребывания в стране, за исключением прибыли от допол­нительной занятости и оплаты международного транспорта.

 Международные туристические расходы включают оплату продук­тов и услуг, произведенных жителями данной страны за границей. Доходы от международного туризма в 2007 г. составили 255 006 млн. дол. Наибольшие доходы получили США (40 579 млн. дол.).

Расходы американских туристов за рубежом также ока­зались выше, чем расходы туристов из других стран. Соотношение между доходами и расходами от междуна­родного туризма в странах и регионах различается. Наибольшее положительное сальдо имеет Испания (+14 339 млн. дол.), затем Франция (+7761 млн. дол.), Австрия (+6805 млн. дол.) и Италия (+5916 млн. дол.), а наибольшее отрицательное сальдо - Япония (- 21 350 млн. дол.) и Германия (—19 153 млн. дол.) (см. табл.1).

 Обычно считается, что помимо расходов на проезд в страну и обратно иностранный турист затрачивает на питание около 40% своих расходов, на проживание — 30%, на проезд внутри страны — 8%, прочие расходы — 22%.

  Хотя первое место по значимости международного туризма для национальных хозяйств отводится поступлениям валюты, наряду с получением прибыли возможна и значительная утечка валюты. Раз­вивающиеся страны вынуждены импортировать значительное коли­чество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое обо­рудование для индустрии туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15-55% поступлений в зависимости от развития экономики и ориентированности туристи­ческой индустрии на местные ресурсы. Также существует импорт, обусловленный воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая из промышленно развитых стран, демонстрируют товары лучшего качества и расширенного ассортимента, что является «живой» рекламой и способствует импорту иностранных потребительских товаров.

 Велико значение туризма и для рынка рабочей силы. По данным американских специалистов, индустрия туризма (включая внут­ренний) является крупнейшей по числу занятых рабочих мест в большинстве стран, обеспечивая работой свыше 100 млн. человек. Индустрия туризма относится к числу наиболее трудоемких отрас­лей. Например, в Северной Америке на нее приходится 5% от ВНП и 8% всех работающих, в Западной Европе — 7 и 11% соответ­ственно.

                  Развитие рынка гостиничных услуг в Москве.

 

На начало 2007 г. ситуация на гостиничном рынка Москвы характеризовалась следующими показателями: 187 гостиниц, рассчитанных на 69200 мест; 4% всего номерного фонда РФ и 50% всех доходов; годовой оборот гостиничного хозяйства столицы — 27 млрд. Рублей; налоговые поступления составляют 3-4 млрд. рублей, в бюджет города поступает 1 млрд. рублей.

В рейтинге экономической эффективности отелей 10 самых популярных туристических городов Европы Москва занимает: по прибыли с номера (130,38 евро) — первое место; по стоимости проживания в гостинице она уступает Парижу, Лондону и Амстердаму; по занятости номеров — самая низкая 66,7% из всех 10 городов[2].

 Гостиницы Москвы по количеству номерного фонда можно подразделить на малые - от 10 до 100 мест, средние - от 101 до 500 мест и крупные – свыше 500 мест. Крупные гостиницы составляют 65,6 % рынка, а малые – только 4,4 %. Одна из больших проблем московских гостиниц – их техническое состояние. В целом, кроме отелей 4-5 звезд, построенных или реконструированных за последние девять лет, оно не соответствует современным требованиям. Только 20-25 % гостиниц Москвы имеет техническое состояние, удовлетворяющее мировым стандартам. До 60 % объектов (уровня 1 - 3 звезды), построенных в 60 - 80 - е годы, характеризуется физическим и моральным износом, неразвитой системой дополнительных услуг и низким уровнем обслуживания. Степень износа некоторых гостиниц доходит до 70 %, они требуют срочной реконструкции (“Центральная” – 70 % износа, “Мария”, “Пекин”, “Алтай” – более 60 %). Ведомственные гостиницы составляют 56,7 % от всех средств размещения, в принципе, именно они создают общий неблагоприятный фон на рынке. Большинство из них раньше были общежитиями, располагались далеко от центра и не баловали клиента комфортом. По всем этим параметрам гостиницы не соответствуют международным стандартам.

С точки зрения заполняемости явно наметилась положительная тенденция. Еще пару лет назад только 36 гостиниц Москвы имели среднегодовой коэффициент загрузки свыше 0,6, причем 50% из них расположены в центре города, в пределах Садового кольца. По мере удаления от центра уровень загрузки всех категорий отелей падает. Практически 35% гостиниц Москвы находились в критическом положении, и требовали применения к ним специальных экономических мер. Сегодня ситуация изменилась.

Показатели заполняемости московских отелей всех классов превышают 50%, а в ряде случаев достигают 90%, (в большей мере из-за дефицита, а не повышения объемов спроса) и влияют на рост цен на услуги размещения, снижение количества предоставляемых скидок (что приводит к росту показателя средней цены продаж) и к предварительному бронирования и использование овербукинга.

Среднерыночная заполняемость гостиниц верхнего сегмента в целом сохранила прошлогоднюю динамику, превысив прошлогодние показатели лишь по ценовой составляющей предложения. В 2007 году заполняемость гостиниц верхнего сегмента осталась на уровне 70% (2006 год - 72,69%, 2007 год - 70,24%). Небольшое снижение спроса (около-2%) можно объяснить относительной стабилизацией туристских прибытий с деловой целью, а также определенной погрешностью статистических данных.

Ценовая политика московских отелей: средняя стоимость номера выросла за 2006-2007 гг. на треть и составляет 191,50 евро. Можно говорить о том, что цены на гостиничные услуги Москвы завышены. При этом цена формируется под воздействием не только и не столько качественных показателей, а факторов спроса. Однако внутри одной группы какого-либо ценового единства не наблюдается.

На начало 2007 года, численность персонала, занятого в гостиничной отрасли Москвы, составляет более 30 тыс. рабочих мест, к 2010 году — прогнозируется 250 тыс. человек. Более 50% работников находятся в возрасте 40-59 лет[3].

Согласно планам реконструкции и строительства, до 2020 г. будет функционировать до 730 гостиниц общей вместимостью до 517 тыс. мест, что обеспечит достижение норматива для крупных мегаполисов с развитым туризмом — 1 место в гостинице на 50 человек населения. При этом за последние два года общий объем инвестиций, привлеченных в городское гостиничное хозяйство, составил $1 млрд. Значительные льготы для инвесторов предусмотрены Постановлением столичного правительства «О стимулировании гостиничного бизнеса в Москве»

Сравнение гостиничной базы Москвы и некоторых городов Европы (показатели 2005 г.)

 

Город Количество жителей (млн.) Количество туристов (млн.) Из них ино-странных Количество гостиниц/номеров/ мест Средняя загрузка (%) Кол-во новых гостиничных проектов в верхнем сегменте рынка
Москва 12,0 3,7 1,3 167/34000/63400 72 5
Берлин 3,4 5,1 4,1 440/-/65000 68,2 7
Милан 1,4 3,3 2,3 417/22931/45000 71,8 3
Лондон 6,8 28,3 13,2 1000/-/100000 82,5 36
Париж 10 25 н/д 1494/77000/140000 80 5

 

Основным событием 2007 года для гостиничного рынка стал тот факт, что по темпам роста одного из базовых показателей, так называемого дохода на доступный номер, Москва вышла на первое место в Европе. Так, для российской столицы этот показатель вырос за год на 30%, в то время как для Лондона темпы роста составили 21%, для Гамбурга – 19,6%, для Парижа – 12,2%. В течение года был отмечен и серьезный рост стоимости номеров во всех сегментах гостиничного рынка. Ничего удивительного здесь нет: рынок далек от насыщения, а спрос остается на высоком уровне.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: