Баллы | Правильность (ошибочность) решения |
7 | Полное верное решение |
6-7 | Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение. |
5-6 | Решение в целом верное. Однако решение содержит существенные ошибки либо пропущены случаи, не влияющие на логику рассуждений. |
4 | Верно рассмотрен один из двух (более сложный) существенных случаев, или в задаче типа «оценка + пример» верно получена оценка. |
2-3 | Доказаны вспомогательные утверждения, помогающие в решении задачи. |
0-1 | Рассмотрены отдельные важные случаи при отсутствии решения (или при ошибочном решении). |
0 | Решение неверное, продвижения отсутствуют. |
0 | Решение отсутствует. |
Рекомендуемая литература для подготовки заданий школьного
этапа всероссийской математической олимпиады:
1. Журналы: «Квант», «Математика в школе»;
2. Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. Математические олимпиады Московской области. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Физматкнига, 2006.- 320 с.;
3. Агаханов Н.Х., Богданов И.И., Кожевников П.А., Подлипский О.К., Терешин Д.А. Математика. Всероссийские олимпиады. Вып. 1. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.;
|
|
4. Гальперин Г.А., Толпыго А.К. Московские математические олимпиады. – М.: Просвещение, 1986. – 303 с.;
5. Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки. – Киров: Аса, 1994. – 272 с.;
6. Горбачев Н.В. Сборник олимпиадных задач по математике. – М.: МЦНМО, 2005. – 560 с.;
7. Прасолов В.В. Задачи по планиметрии. Изд. 5-е испр. и доп. – М.: МЦНМО, 2006. – 640 с.;
8. Федоров Р.М., Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К., Ященко И.В. Московские математические олимпиады 1993-2005 г. / Под ред. В.М. Тихомирова. – М.: МЦНМО, 2006. – 456 с.
Методические рекомендации по составлению
Заданий школьного этапа Всероссийской
Олимпиады школьников по физике
Важным организационным моментом олимпиады является подбор комплекта задач и экспериментальных заданий. Основная функция комплекта задач школьного уровня заключается в популяризации олимпиадного движения. Олимпиадные задания должны требовать от участников в первую очередь не столько вычислений, сколько понимания описываемых в задаче явлений, построения или применения адекватных моделей этих явлений. В составлении олимпиадных заданий наряду с программами по физике соответствующего класса учитываются возрастные особенности школьников. Задачи школьной олимпиады, с одной стороны, должны быть простыми и понятными для участников, с другой стороны – интересными. Следует избегать сложных и длинных словесных описаний ситуаций или физических установок (так например, хороший изобразительный ряд украшает и необычайно облегчает понимание задачи). В комплект заданий рекомендуется включать 4-5 задач, из которых только одна (максимум две)должна быть относительно сложная (дифференцирующая).
|
|
Теоретические задачи, предлагаемые участникам, можно разделить на две группы:
К первой относятся задачи, содержание которых отражает условный мир идеализированных объектов: точечных масс, невесомых нитей, идеальных катушек и др. Подобные задачи можно встретить во многих задачниках; их олимпиадные варианты часто представляют собой головоломки, в которых нелегко разобраться.
Вторую группу составляют задачи, приближенные к практике. В таких задачах, как правило, рассматриваются реальные физические объекты; их решения часто имеют одиночный характер. Эти задания важны для развития физического способа мышления.
Многолетний опыт проведения олимпиад по физике показывает, что участники значительно лучше справляются с теоретическими заданиями, а экспериментальная подготовка нуждается в существенном усилении. Вследствие этого, рекомендуется включить в олимпиадные задания экспериментальные задачи. Уже со школьного этапа необходимо обучать культуре выполнения эксперимента, правилам оформления работ и представления результатов, способам оценки погрешностей измерений.
Экспериментальные задачи условно можно разделить на три типа:
1. Измерение каких-либо физических параметров (емкости, массы, КПД, электрического сопротивления и т.д.);
2. Определение некоторой зависимости между физическими величинами (вольтамперных характеристик, зависимости частоты колебаний некоторой системы от температуры и т.д.);
3. Определение кинематической, электрической или оптической схемы «черного ящика» и параметров, входящих в него элементов.
При оценке выполнения экспериментальных заданий принимаются во внимание теоретическое обоснование работы, выбор метода ее выполнения, процесс проведения измерений, оценка погрешностей и обсуждение полученных результатов. Учитывается качество оформления отчета о проделанной работе и соблюдение правил техники безопасности.
Пример соответствия выставляемых баллов и решения,
Приведенного участником олимпиады.
Баллы | Правильность (ошибочность) решения |
10 | Полное верное решение |
8 | Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение. |
5-6 | Решение в целом верное, однако содержит существенные ошибки (не физические, а математические). |
5 | Найдено решение одного из двух возможных случаев. |
2-3 | Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение. |
0-1 | Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении). |
0 | Решение неверное, или отсутствует. |
Методические рекомендации по составлению
заданий школьного этапа Всероссийской