функционирования автоматизированной системы учета
Переход к рыночной экономике вызывает необходимость коренного изменения методов хозяйственного управления и экономической работы предприятия. Подлежит пересмотру организация и методика бухгалтерского учета, осуществляющего одну из важнейших функций управления. Речь идет о создании национальной системы, основанной на международных стандартах.
Положение об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине, утвержденное 3 апреля 1993 г. № 250 Постановлением Кабинета Министров Украины, послужило первым шагом в совершенствовании системы бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики, а также в совершенствовании системы квартальной и годовой отчетности. Были намечены пути по совершенствованию отдельных положений и рекомендаций по ведению бухгалтерского учета.
Однако предпринятые шаги к созданию национальной системы бухгалтерского учета очень незначительны и требуют дальнейшего развития и уточнения. Одной из главных задач перехода страны к международному учету является разделение финансового и управленческого (внутрихозяйственного) учета.
|
|
В финансовом учете обрабатывается часть учетной информации, отображающая сведения о финансовом положении деятельности предприятия. Данные сведения формируются в документах финансовой отчетности.
Управленческий (внутрихозяйственный) учет отображает все виды бухгалтерских данных, намеченные, обработанные и переданные для дальнейшего внутреннего пользования и решения задач управления. Управленческий учет является продолжением финансового учета и, прежде всего, применяется для отображения внутренних операций предприятия. Его предназначением является обеспечение информацией руководителей предприятия, менеджеров и других работников, ответственных за достижение определенных производственных целей.
На первом этапе финансового учета производится документальное оформление осуществленных на предприятии хозяйственных фактов. Одновременно с вводом первичных данных формируются все бухгалтерские проводки. Бухгалтер имеет возможность и вручную сформировать бухгалтерскую проводку, однако это не только может привести к дополнительным ошибкам, но и занимает много рабочего времени.
Автоматизированное формирование бухгалтерской проводки организуется на основе справочника типовых хозяйственных операций.
На втором этапе финансового учета все бухгалтерские проводки записываются в сводный бухгалтерский регистр, называемый книгой учета хозяйственных операций.
Книга учета хозяйственных операций является обобщенным синтетическим и аналитическим бухгалтерским регистром и представляет собой хронологически упорядоченный список проводок по счетам. В книгу учета заносятся все проводки, соответствующие текущему расчетному периоду. Каждая бухгалтерская запись имеет свой регистрационный номер. В книге учета хозяйственных операций отображаются все бухгалтерские операции, и она служит основным источником для формирования сводных бухгалтерских отчетов. Бухгалтерские записи могут формироваться непосредственно и в книге учета хозяйственных операций, например, проводки закрытия счетов, распределения счетов и т.д. Возможно формирование бухгалтерских записей при пересылке наборов бухгалтерских проводок из других систем.
|
|
Для анализа бухгалтерских проводок по определенному счету за выбранный период времени книга учета хозяйственных операций имеет другую форму представления и называется журналом хозяйственных операций по балансовому счету. Для учета забалансовых счетов ведутся специальные журналы хозяйственных операций по каждому отдельному счету. Такая структура учета позволяет накапливать в памяти ЭВМ информацию для синтетического и аналитического учета.
На третьем этапе финансового учета формируются регистры бухгалтерского учета, регистры внутренней и внешней бухгалтерской отчетности. Регистры внутренней бухгалтерской отчетности предназначены для внутреннего потребления и служат для накопления информации о движении средств и их источников на счетах бухгалтерского учета. На основании базы данных бухгалтерских проводок формируются регистры синтетического учете, регистры и отчеты аналитического учета, а также составляются документы специальной отчетности.
К регистрам синтетического учета относятся: оборотно-сальдовый баланс; оборотные ведомости по счетам; главная книга; шахматная ведомость. Данные внутренние учетные регистры предназначены для фактического определения состояния средств на счетах, остатков по счетам, оборотов по счетам, оборотов по корреспондирующим счетам, а также для их анализа и контроля.
К регистрам аналитического учета относятся аналитические ведомости по счетам и оборотно-сальдовая ведомость в аналитическом разрезе.
К специальной внутренней отчетности относятся кассовая книга и книга фактических расходов средств.
Одним из важных вопросов в финансовом учете является формирование и отображение форм внешней бухгалтерской отчетности. К формам внешней бухгалтерской относятся:
– баланс предприятия по форме № 1, отчет о финансовых результатах и их использовании по форме № 2;
– отчет о финансово-имущественном положении предприятия по форме № 3 и другие отчетные документы;
– формы, предоставляемые в статистические органы, вышестоящие организации и т.д.
– На четвертом этапе финансового учета осуществляется закрытие расчетного периода и формирование архива учетных данных. Сведения об остатках и оборотах по счетам бухгалтерского учета по закрываемому периоду переносятся в специальный набор данных для последующего их хранения.