Глава 1. Теоретический анализ проблемы интересов школьников в научной литературе

Влияние интересов учителя

На развитие интересов школьников

В современном мире

 

                                            Автор: Петухова Юлия, 11 класс

                    МОУ Лугоболотная СОШ

                                            Руководитель проекта:               

                                            Овчинникова Елена Анатольевна

                                            Тьютор: Коротаева Светлана Сергеевна

 

 

п.Юбилейный

2010 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 2
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы интересов школьников в научной литературе 5
1.1. Понятия «интересы» и их классификация в научной литературе. 5
1.2. Возрастные особенности интересов человека. 8
1.3. Условия развития интересов человека. 9
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование влияния интересов учителя на развитие интересов школьников в современном мире 13
2.1. Условия и методики исследования. 2.2. Результаты исследования особенностей типичных интересов современных школьников и условий их формирования. 2.3. Результаты анализа интересов учителей и особенностей их реализации в жизни и профессии. 2.4. Результаты анализа влияние интересов учителя на развитие интересов школьников в современном мире.   13 14   15 16
ГЛАВА 3. Развитие интересов школьников. 17
3.1. Рекомендации для школьников по саморазвитию своих интересов 17
3.2. Предложения для учителей по формированию увлеченности школьников  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………  
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………  
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. 

Впервые проблемой интересов человека я заинтересовалась в 8 классе при профильном диагностировании нашего класса, когда многие оказались неготовыми к выбору будущего, к самоопределению в профессии. Обсуждая результаты тестов с психологом, многие ребята с трудом рассказывали о своих интересах. Оказывается, что отсутствие увлечений мешает человеку в последующем определиться со своей будущей профессией. Одновременно, я заметила, что на перерывах между уроками ребята часто говорят о компьютерных играх, телефонах, дискотеках, поездках в боулинг и аквапарк, о популярных молодёжных телесериалах. Эти темы одинаково интересны всем. Об этом же мы слышим и по телевизору. Этими темами наполнен мир вокруг нас. Неужели мы все так похожи и не имеем своих личностных интересов, своей индивидуальности? Как формируется в людях такая похожесть?

 Я заметила и то, что мы редко обсуждаем прочитанные книги, музыку, посещенные выставки и спектакли, мало говорим о природе и о своих впечатлениях в области истории, литературы, о новом способе решения той или иной математической задачи, о своих поисках в области химии или физики – то есть о том, что характеризует наши индивидуальные увлечения, которые могут воплотиться в будущей профессиональной жизни. Об этих вещах любят говорить с нами учителя, но мы воспринимаем эти темы как привнесённые взрослыми в наш мир, далёкие от жизни подростков. Может быть, учителя не так глубоко знают интересы современных подростков? Может быть, их личные интересы не связаны с тем, что интересует нас? Как же формируется в человеке увлечения и интересы?

Такие размышления заставили меня обратиться к проблеме интересов школьников. Актуальность данного исследования связана с необходимостью развития индивидуальных интересов школьников для подготовки к выбору профессии.

Таким образом, налицо противоречие между доминированием групповых интересов подростков и неосознанностью своих индивидуальных потребностей, интересов и увлечений.

Актуальность проблемы недостаточности осознания и развития школьниками своих интересов обусловили выбор темы исследования – «Влияние интересов учителя на развитие интересов школьников в современном мире».

Объект исследования – интересы современных школьников, п редмет исследования – интерес учителя как условиеразвития интересов школьников.

Цель исследования – на основе теоретического анализа и экспериментального исследования выявить особенности и условия развития  интересов современных школьников и определить роль учителя в формировании интересов школьников.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по проблеме трактовки понятия «интересы», а так же классификации, возрастных особенностей  и условий развития интересов

2. Выявить особенности интересов современных школьников и условия их формирования.

3. Определить интересы учителей и особенности их реализации в жизни и профессии.

4. Выявить влияние интересов учителей на развитие интересов школьников.

5. Разработать рекомендации для школьников по саморазвитию своих интересов и предложения для учителей по формированию увлеченности школьников.

Гипотезы исследования:

Индивидуальные интересы школьников могут развиваться активнее, если:

- выполнить анализ типичных интересов современных школьников и определить источники формирования типичных интересов,

- выявить интересы учителей и условия их реализации в жизни и профессии, определить их влияние на формирование индивидуальных интересов школьников,

- предоставить возможность школьникам осознать типичное и индивидуальное в своих интересах,

- дать рекомендации школьникам по саморазвитию своих интересов и учителям по формированию увлеченности школьников.

Реализация поставленных задач будет осуществляться с помощью следующих методов: теоретический анализ и обобщение литературы по проблеме, эмпирические методы (наблюдение и беседы с учителями школы и учащимися), социологический опрос, а так же знакомство школьников с полученными результатами, разработка рекомендаций.

В работе используются следующие методики: Анкета интересов школьников и Анкета интересов учителей.

В качестве методологической базы исследования выступили теоретические исследования интереса и мотивов С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, В.Г. Иванова, Н.Г. Морозова, Л.А. Гордона, Б.М. Теплова.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе МОУ Лугоболотная средняя общеобразовательная школа Оричевского района. В эксперименте участвовало 76 учащихся в возрасте 11 - 17 лет, 25 учителей.

Перспектива. Изучить сущность интересов школьников разных возрастных групп, связанных с компьютером и интернетом. Поставить несколько вопросов. Для чего школьник выходит в интернет? Чем он занимается, кода включает компьютер? Не является ли компьютер лишь средством для удовлетворения других интересов: общение, интерес к истории, литературе или праздность, развлечения, игра, азарт?

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: