2.1. Разбиение передаточного числа редуктора по ступеням:
2.1.1. Приближённое значение передаточного числа редуктора определяется из отношения частоты вращения вала двигателя к частоте вращения антенны:
Up= , где nант= и wант= ;
где nант – частота вращения антенны;
wант – угловая скорость антенны;
wант= ; nант= ;
Up ;
Рекомендуемое число ступеней из условия рационального уменьшения приведённого момента инерции редуктора n = 5 (см.[2])
2.1.2. Разбиение передаточного числа редуктора по ступеням осуществляется в соответствии с формулами (см.[2]):
Uср= ; Uср= =3,034;
U1= ; U1= =1,569;
U2= ; U2= =1,742;
U3=Uср; U3=3,034;
U4= ; U4= =5,285;
U5= ; U5= =5,868;
где Ui – передаточное число i–ой ступени.
2.2. Определение числа зубьев зубчатых колёс:
Число зубьев зубчатого колеса определяется по формуле (см.[2]):
где zш – число зубьев шестерни, которое задаётся исходя из конструктивных соображений;
|
|
Ui – передаточное число i–ой ступени;
В приведённых далее расчётах используются следующие обозначения:
· Номер при z обозначает номер шестерни от двигателя;
· Штрих над z обозначает, что данное число зубьев относиться к колесу;
Число зубьев шестерни, насажанной на вал двигателя: z1=18.
z1= 18; z1'=18×1.569=28.242»28;
z2= 19; z2'=19×1.742=33,098»33;
z3= 19; z3'=19×3.034=57,640»58;
z4= 20; z4'=20×5.285=105.70»106;
z5= 20; z5'=20×5.868=117.36»117;
2.3. Определение геометрических размеров шестерней и зубчатых колёс редуктора.
2.3.1. Диаметр делительной окружности (в мм) определяется по формуле (см.[2]):
di = m×z,
где m – модуль зацепления, мм,
z – число зубьев шестерни или зубчатого колеса;
m = 0.4; d1 = 0.4×18=7.2; d1' =0.4×28=11.2;
m = 0.4; d2 = 0.4×19=7.6; d2' =0.4×33=13.2;
m = 0.5; d3 = 0.5×19=9.5; d3' =0.5×58=29.0;
m = 0.5; d4 = 0.5×20=10.0; d4' =0.5×106=53.0;
m = 0.6; d5 = 0.6×20=12.0; d5' =0.6×117=70.2;
2.3.2. Диаметр (в мм) окружности вершин зубьев определяется по формуле (см.[2]):
da = m×(z+2)
da1= 0.4×(18+2)=8; da1'=0.4×(28+2)=12;
da2= 0.4×(19+2)=8.4; da2'=0.4×(33+2)=14;
da3= 0.5×(19+2)=10.5; da3'=0.5×(58+2)=30;
da4= 0.5×(20+2)=11; da4'=0.5×(106+2)=54;
da5= 0.6×(20+2)=13.2; da5'=0.6×(117+2)=71.4;
2.3.3. Диаметр (в мм) окружности впадин зубьев определяется по формуле (см.[2]):
df = m×(z-2.5)
df1= 0.4×(18-2.5)=6.2; df1'=0.4×(28-2.5)=10.2;
df2= 0.4×(19-2.5)=6.6; df2'=0.4×(33-2.5)=12.2;
|
|
df3= 0.5×(19-2.5)=8.25; df3'=0.5×(58-2.5)=27.75;
df4= 0.5×(20-2.5)=8.75; df4'=0.5×(106-2.5)=51.75;
df5= 0.6×(20-2.5)=10.5; df5'=0.6×(117-2.5)=68.7;
2.3.4. Межосевое расстояние (в мм) рассчитывается по формуле:
,
где di – делительный диаметр шестерни i – ой ступени;
di' – делительный диаметр зубчатого колеса i – ой ступени;
aw1= aw2=
aw3= aw4=
aw5=
2.3.5. Определение ширины шестерней и зубчатых колёс.
Ширина зубчатого колеса (в мм) определяется по формуле (см.[2]):
bi' = (3…10)×m,
(3... 10) - выбирается из конструктивных соображений,
а ширина шестерни (в мм):
bi = bi'×1.6
b1' = 3×0.4=1.2; b1 = 1.2×1.6=1.92;
b2' = 4×0.4=1.6; b2 = 1.6×1.6=2.56;
b3' = 4×0.5=2.0; b3 = 2.0×1.6=3.2;
b4' = 5×0.5=2.5; b4 = 2.5×1.6=4.0;
b5' = 5×0.6=3.0; b5 = 3.0×1.6=4.8;
2.4. Расчёт реальных передаточных чисел и вычисление относительной погрешности.
2.4.1. Действительное передаточное число ступени редуктора определяется по формуле:
где zзк и zш – соответственно числа зубьев зубчатого колеса и шестерни, входящих в зацепление;
U1= =1.56; U2= =1.74;
U3= =3.05; U4= =5.30;
U5= =5.85;
Следовательно, Uред = U1×U2×U3×U4×U5
Uред = 1.56×1.74×3.05×5.30×5.85=256.688
2.4.2. Относительная погрешность определяется по формуле:
,
где Uред – истинное значение передаточного числа редуктора;
Uр – приближённое передаточное число редуктора
не должно превышать допустимого значения ±2%
- 0.177%
Такой процент погрешности удовлетворяет заданной точности:
| - 0.177|% < 2%
2.5. Расчёт угловых скоростей вращения валов редуктора.
Угловая частота вращения вала (в об/с)двигателя определяется по формуле:
где – угловая частота вращения вала двигателя,
– угловая частота вращения последующих валов;
2.6. Расчёт крутящих моментов валов производиться по формуле:
где W1- мощность на валу двигателя (в Вт);
Wi – мощность последующих валов (в Вт);
Ti – крутящий момент на валу (в Нмм);
h- к.п.д. ступени h = 0.97
W1=4.5;
W11=4.5×0.97=4.365;
W111=4.365×0.97=4.23;
W1v=4.23×0.97=4.11;
Wv=4.11×0.97=3.98;
Wv1=3.98×0.97=3.86;
2.7. Расчёт диаметров валов и подбор подшипников.
2.7.1. Примерный расчёт диаметров валов.
Диаметр вала под подшипник определяется по формуле (см.[2]):
;
Диаметр вала под зубчатое колесо/шестерню принимается равным:
;
dII=4×0.4=1.6; DII=1.6×1.6=2.56;
dIII=4×0.5=2.0; DIII=2.0×1.6=3.2;
dIV=4×0.5=2.0; DIV=2.0×1.6=3.2;
dV=4×0.6=2.4; DV=2.4×1.6=3.84;
dVI=4×0.6=2.4; DVI=2.4×1.6=3.84;
2.7.2. Подбор действительных размеров валов в соответствии с размерами подшипников:
В таблице №1 приведены сведения о подшипниках сверхлёгкой стали:
№ п/п | Условное обозначение | Внутренний диаметр подшипника, d, мм | Внешний диаметр подшипника, D, мм | Ширина, B, мм |
1 | 1000091 | 1.0 | 4.0 | 1.6 |
2 | 1000092 | 2.0 | 6.0 | 2.3 |
3 | 1000093 | 3.0 | 8.0 | 3.0 |
4 | 1000094 | 4.0 | 11.0 | 4.0 |
таблица №1 ”Подшипники”
В соответствии с таблицей №1 принимаем следующие значения для валов:
№ п/п | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Условное обозначение подшипника | 1000091 | 1000092 | 1000094 | 1000093 | 1000094 |
Внутренний диаметр подшипника, d, мм | 1.0 | 2.0 | 4.0[1] | 3.0 | 4.0 |
Внешний диаметр подшипника, D, мм | 4.0 | 6.0 | 11.0 | 8.0 | 11.0 |
Ширина, B, мм | 1.6 | 2.3 | 4.0 | 3.0 | 4.0 |
Диаметр вала, di, мм | 1.0 | 2.0 | 4.0 | 3.0 | 4.0 |
Диаметр вала, Di, мм | 1.6 | 3.2 | 6.4 | 4.8 | 6.4 |
|
|
2.7.3. В соответствии с толщиной большего подшипника (№4) выбираем толщину пластин редуктора:
подшипник №4(1000094): B = 4.0 (мм);
Принимаем толщину пластин редуктора равной В¢ = 4.5 (мм).