«Механизмы формирования национального (этнического) стереотипа поведения изучаются несколько столетий» [5, 29].
Принимая те или иные концепции сущности человека, опираясь на достижения тех или иных областей знания, человечество пытается выработать систему рекомендаций, позволяющих контролировать эти механизмы, с тем чтобы снизить потенциальную опасность для своего существования. Но локальные военные конфликты, терроризм, массовый суицид последователей тоталитарных сект, серийные убийцы и т.п. свидетельствуют, что в антропосфере, в теле человечества, на сегодняшний день не все поддается контролю [65].
Можно предположить, что управление человеческим поведением ограничивает естественная мозаичность человечества, которое не монолитно и не может выступать единством во всех случаях жизни, то есть, и сфера человеческого разума – ноосфера, и сфера человеческого материала – антропосфера, имеют свои пределы, несмотря на процессы глобализации экономики и информации. Значит человечество – это этносфера [74, 326], и сосуществование этносов, самосохранение самобытности их, при условии экономического и культурного паритета, и есть залог благополучия всего человечества.
|
|
На формирование и изменение этнических стереотипов оказывают воздействие множество факторов, в том числе сказываются и психологические условия формирования представлений о конкретном этносе [97].
В механизм формирования стереотипов включены не только схематизация, категоризация и т.п., но и другие когнитивные процессы, к которым можно отнести каузальную атрибуцию, или приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой (в частности, этнической) принадлежности [63].
Источником складывания стереотипов считается как личный опыт человека, так и выработанные обществом нормы [10, 152]. Разные социальные группы, реальные (нация) или идеальные (профессиональная группа) вырабатывают стереотипы, устойчивые объяснения определенных фактов, привычные интерпретации вещей.
Механизмом формирования стереотипов являются и другие когнитивные процессы, потому что стереотипы выполняют ряд когнитивных функций. К таким когнитивным функциям можно отнести функцию схематизации и упрощения, функцию формирования и хранения групповой идеологии и т.д [10].
По мнению Д. Мацумото, стереотипы основываются на таких психологических процессах, как избирательное внимание, оценка, формирование понятий и категоризация, атрибуция, эмоции и память [53].
В целом можно выделить следующие психологические факторы формирования стереотипов:
1. Оценка. «Оценкой называют процесс, с помощью которого можно определить релевантность стимулов с точки зрения их значения для нашей жизни. Процесс оценки релевантен стереотипам, так как он обеспечивает психологический механизм, с помощью которого можно оказывать активное воздействие на входящие стимулы и обрабатывать их с учетом того, насколько они значимы для конкретного человека» [23, 85].
|
|
2. Память. Памятью называют способность человека припоминать прошлые события, поступки, людей, объекты, ситуации, усвоенные навыки и т.д. Память также имеет отношение к тому, каким образом человек хранит информацию.
Вырезано.