Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке

Е.Ю. Клепцова в работе "Психология и педагогика толерантности" предпринимает теоретический анализ в философской и психологической литературы феномена ценности толерантности. Ученый обращается к типологии гуманистических ценностей В.А. Кувакина и П. Куртца. В соответствии с данной типологией толерантность (терпимость) оказывается среди моральных ценностей гуманизма[33].

По мнению современных ученых, толерантность – сложный психологический конструкт, и его развитие начинается с раннего детства. Значение и специфика профессиональной подготовки будущих педагогов заключается в том, что в процессе обучения возможно сформировать именно те компоненты толерантности, которые способствуют организации образовательного пространства в аспекте изучаемой проблемы. Исследования в данном направлении актуальны, поскольку образование, как одна из важнейших сфер человеческой жизни, стремится соответствовать современным тенденциям и предвосхищать востребованность общества в формировании толерантного сознания.

Термин «толерантность» был введен философами в XVI – XVII вв. и всегда привлекал внимание ученых и исследователей. Августин, П. Бейль, Н.А. Бердяев, Ф. Бэкон, Т. Гобс, И.А. Ильин, И. Кант, Кастеллио, Дж. Локк, Д. Мильтон, Монтескье, Н. Рерих, Ж. Руссо, В.В. Соловьев, Л.Н. Толстой и др. рассматривают толерантность в своих трудах.

Опираясь на результаты теоретико-методологического анализа научной литературы, можно сделать вывод, что проблематика исследований толерантности разнопланова и многообразна. Данный термин используется в математике и логике (Ю.А. Шрейдер, Э. Зиман), биологии и медицине (Р. Бернет, Р. Биллингем, М. Гашек); наиболее интересны подходы к его изучению в философских концепциях[68, 45].

В психологической науке нет однозначного определения толерантности. Ее понимают и как способность выносить стрессовые нагрузки, и как переносимость организмом лекарств, и как установку на либеральное принятие моделей поведения, убеждений, ценностей другого человека. Многие исследователи (С.К. Бондырева, Б.С. Гершунский, И.Б. Гриншпун, Д.В. Колесов, А.В. Коржуев, Д.А. Леонтьев, В.С. Мухина, Г.У. Солдатова и др.) подчеркивают, что это непросто признание чужой точки зрения, взглядов, а принятие самого человека, его уважение и признание. А.Г. Асмолов выделяет четыре аспекта исследований данного феномена: филогенетический, социогенетический, педагогический и толерантность в индивидуальном развитии каждого человека.

Е.В. Швачко рассматривает ценностную значимость толерантности как универсального механизма формирования человеческих взаимоотношений[94, 17]. Толерантность в системе представлений человека о самом себе, соотнесение Я-образа и образа другого исследуется в работах А.В. Петровского и Р. Бернса"[11]. Как комплексное личностное качество, которое подлежит целенаправленному формированию в ходе процессов обучения, воспитания и самовоспитания, изучает толерантность П.Ф. Комогоров[35]. Предлагая в качестве основания отсутствие негативной реакции человека, С.К. Бондарева и Д.В. Колесов[13] выделяют естественную толерантность, проблемную, вынужденную, толерантность выгоды, умысла и толерантность воспитанности.

Феномен толерантности на современном этапе развития общества стал предметом широкого круга научных исследований и приобрел междисциплинарный и межкультурный характер. Особый интерес толерантность вызывает как некий регуляторный механизм взаимоотношений в социуме, что объясняется преобразованиями в политической, экономической, культурной жизни России, которые в свою очередь обусловили возникновение относительно новых социально-психологических, нравственно-правовых, национально-религиозных условий деятельности общества и межличностных отношений в нем[19, 51].

Вырезано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: