Открытые индустриальные национальные экономики являются комплексными системами, в которых взаимодействуют спонтанное индивидуальное творчество и децентрализованное планирование, а также временное или долгосрочное сотрудничество индивидуумов, групп и институтов в условиях изменяющегося уровня знаний. Государство не может одновременно предоставлять свободу процессам кооперации и конкуренции, которые необходимы для продуктивной деятельности, и осуществлять всеобъемлющее регулирование и контроль. С экономической точки зрения в этом и нет необходимости, т. к. при надлежащих рамочных условиях действия экономических субъектов взаимно нейтрализуются через столкновение противоположно направленных импульсов и благодаря стремлению к личной выгоде в экономике возникает равновесное состояние.
В современном мире едва ли возможно такое экономическое развитие, при котором потребности общества и возможности народного хозяйства идеально соответствовали бы друг другу. Современной экономике с очень сложной структурой разделения труда, большим количеством экономических субъектов, сетью национальных, международных, производственных и информационных связей требуется надлежащая политическая система с ограничением полномочий и согласованная экономическая политика. Децентрализованная организация хозяйственной жизни в условиях свободной рыночной экономики обеспечивает поразительный уровень благосостояния (высокие доходы, растущее богатство). Но производительность и стабильность функционирования рыночной экономики должны быть закреплены и защищены государством. Кооперация и творчество людей только тогда приносят результаты, когда есть мотивация; для создания ее необходимы надежные рамочные условия, надлежащее вознаграждение за труд и такая организация взаимодействия людей на предприятиях и предприятий между собой, которая способствует росту производительности и ограничивает риск.
|
|
Исследование основных критериев оценки социальной политики
Для того чтобы с полным правом говорить об успешности или неуспешности экономических и политических действий, необходимо оценить всю совокупность общественных затрат. С политической точки зрения критерием оценки может быть удержание (или неудержание) политической власти при использовании инструментов экономической политики; с экономической - достижение (или недостижение) заданной политической цели или согласованной целевой системы с минимальными издержками (причем не только в пределах национальной экономики). В зависимости от того, какой критерий взят за основу, будут различаться рекомендации по проведению необходимых мероприятий.
|
|
Естественно, что до начала проведения экономической политики в стране существуют определенная правовая база и государственные институты, поэтому оценку тех или иных мероприятий экономической политики необходимо производить, учитывая возможное разрушение институтов и нарушение установленных правил и, соответственно, последствия этого в долгосрочном периоде. Так, впечатляющие, на первый взгляд, результаты индустриализации в Советском Союзе в 20-е годы или достижение полной занятости в экономике при нацистском режиме были достигнуты ценой разрушения правовых норм и их гарантий (установление которых связано с определенными издержками), а также человеческих жизней. Без сомнения, в результате такой экономической политики общество не только не выигрывает, но и несет убытки. Диктаторские, деспотические режимы, кормящие общество иллюзиями, используя насильственную монопольную власть государства, могут в течение какого-то времени добиться значительных успехов, но обеспечить решение общественных проблем на законных основаниях в течение длительного времени они не способны. Поэтому в цивилизованных странах изменения институтов и правил возможны только на основе Конституции. Краткосрочный эффект не стоит разрушения построенных на основе богатого общественного опыта и дорогих (в экономическом смысле) политических и экономических норм, отраженных в Конституции.
Глава 3. Анализ взаимосвязи социально-рыночной экономики и социальной политики