В отличие от закрытой экономики, состояние которой зависит от торговой и производственной деятельности частного и государственного секторов только на национальном уровне, открытая экономика подвержена также импульсам извне и сама оказывает влияние на экономику других стран. Открытая экономика обладает значительными экономическими преимуществами, но, естественно, создает и новые проблемы: необходимость адаптации, а также, как правило, потерю суверенитета национальной экономики.
Приток иностранного капитала в форме прямых или портфельных инвестиций оказывает влияние на уровень развития технологий, величину капиталовложений, производственную эффективность и процентную ставку в стране, в некоторых случаях — и на валютный курс (при системе гибких валютных курсов или в случае корректировок фиксированных курсов). Если в результате происходит экономический рост и рост доходов, то, как правило, увеличиваются и занятость, и налоговые поступления.
Отток капитала из страны может способствовать путем прямого инвестирования освоению новых рынков и размещению производства в более привлекательных районах. Однако значительная мобильность капитала в течение длительного времени ужесточает требования к инвестиционному климату внутри страны. Приостановить отток капитала из экономической системы страны можно, проводя мероприятия экономической политики, направленные на улучшение инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов. При этом и другие страны могут вступить в состязание по снижению налогов на доходы с капитала. Корректировке могут подлежать также и нормы социальных выплат и отчислений на защиту окружающей среды. В конечном итоге отток капитала означает изменение валютного курса и уровня процентной ставки, что при большом объеме спекулятивных сделок ведет к значительной дестабилизации экономики страны, по крайней мере в течение некоторого времени. В долгосрочном периоде свободное движение капитала оказывает дисциплинирующее воздействие на экономическую политику. Движение капитала является показателем доверия (или недоверия) иностранных инвесторов к экономической политике и перспективам развития страны.
|
|
Международная миграция ведет к увеличению (нетто-имми-грация) или уменьшению (нетто-эмиграция) общей численности населения и,
(т. н. «рациональные ожидания») приведет к их полному провалу. Поэтому способность политической системы, сознательно поддерживаемой значительными общественными группами и избирателями, эффективно регулировать и стабилизировать экономическую систему имеет такое же важное значение, как и способность экономических субъектов эффективно использовать ограниченные ресурсы.
|
|
Чтобы большое количество людей могло продуктивно взаимодействовать в рамках разделения труда и знания, необходимы границы юридического характера, «правила игры», выполняющие ориентирующую и ограничивающую функции, установить которые — задача государства, потому что решения, принимаемые отдельными экономическими субъектами с целью максимизации личной выгоды, могут так отразиться на экономике, что это заденет интересы значительных групп или общества в целом.