ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств.
В связи с переходом к рыночным отношениям неизмеримо возрастает количество пользователей бухгалтерской информации (финансовой отчетности). Если она раньше предназначалась довольно узкому кругу лиц (вышестоящей организации, финансовому органу, учреждению, банку и территориальному органу статистики), то в рыночной экономике ее пользователями становятся практически все участники рыночных отношений: не только лица, непосредственно связанные с предпринимательством (бизнесом), то есть менеджеры и самые различные работники управления, включая, естественно, бухгалтеров для оценки финансового состояния предприятия, но и:
|
|
· лица, непосредственно не работающие на предприятиях (фирмах), но имеющие прямой финансовый интерес - акционеры, инвесторы, различные кредиторы, покупатели и продавцы продукции (услуг) и так далее;
· лица, имеющие косвенный финансовый интерес - различные финансовые институты (биржи, ассоциации и тому подобное), налоговые службы, органы статистики, профсоюзы и другие.
И все эти пользователи бухгалтерской информации прежде всего, ставят себе задачу провести анализ финансового состояния предприятия на базе его бухгалтерской отчетности, чтобы на его основе сделать вывод о направлениях своей деятельности.
Анализ финансового состояния имеет свои источники, свою цель и свою методику. Источниками информации являются формы квартальных и годовых отчетов, включая приложения к ним, а также сведения, привлекаемые из самого учета, когда такой анализ проводится внутри самого предприятия.
Цель анализа финансового состояния - дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятие, но заинтересованных в его финансовом состоянии, - сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятия дополнительных инвестиций и тому подобное.
1. Теоретические основы экономической диагностики
финансового состояния предприятия
Переход к рыночной экономике, организация производства с различными формами собственности и хозяйствования потребовали более тщательного и системного (комплексного) подхода к анализу финансового состояния предприятия и необходимости разработки финансовой стратегии.
|
|
Предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки.
Основная цель финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования предприятия. Кроме основной цели финансового анализа выявляют и другие, например:
1. Выявление изменений показателей финансового состояния.
2. Определение факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия.
3. Оценка количественных и качественных изменений финансового состояния.
4. Оценка финансового положения предприятия на определенную дату.
5. Определение тенденций изменения финансового состояния предприятия.
Основная задача – эффективное управление финансовыми ресурсами предприятия.
Информационная база – бухгалтерская отчетность предприятия, как правило, годовая:
§ Баланс предприятия – форма №1;
§ Отчет о прибылях и убытках – форма №2;
§ Отчет об изменениях капитала – форма №3;
§ Отчет о движении денежных средств – форма №4;
§ Приложение к бухгалтерскому балансу – форма №5.
Информация о финансовом состоянии необходима:
§ Государству – в целях налогообложения;
§ Внешним аналитикам – для рекомендаций о покупке, хранении или продаже акций, обработки информации для потребителей на фондовом рынке, для составления аналитических отчетов по среднеотраслевым показателям;
§ Общественности – в целях получения информации о перспективах развития предприятия и его влиянии на окружающую среду (экология);
§ Профсоюзам – для политики переговоров по увеличению оплаты труда;
§ Менеджерам предприятия и в первую очередь финансовым менеджерам. Невозможно руководить предприятием, принимать хозяйственные решения, не зная его финансового состояния. Для менеджера важна оценка эффективности принимаемых им решений, используемых в хозяйственной деятельности ресурсов и полученных финансовых результатов;
§ Собственникам (в том числе акционерам). Им важно знать отдачу от вложенных в предприятие средств, прибыльность предприятия, а также уровень экономического риска и вероятность потери своих капиталов;
§ Кредиторам и инвесторам. Их интересует оценка возможности возврата выданных кредитов, т.е. ликвидность и финансовая устойчивость бизнеса (кредитоспособность) и возможности предприятия реализовать инвестиционную программу, а также инвесторам для принятия решения о покупке, хранении и продаже акций;
§ Поставщикам. Для них важна оценка оплаты поставленной продукции, работ, услуг, т.е. оценка надежности деловых контактов.
Финансовый анализ предприятия включает анализ:
§ Общий анализ финансового состояния;
§ Финансовой устойчивости;
§ Ликвидности баланса;
§ Финансовых коэффициентов;
§ Финансовых результатов;
§ Коэффициентов рентабельности и деловой активности;
§ Оценка безубыточности.
В основе анализа финансового состояния лежит методика предложенная И.Г. Кукукиной[1], однако, по некоторым пунктам она дополняется элементами взятыми из методики предложенной А.Д.Шереметом[2].
1.1. Общий анализ финансовой отчетности
Результатом общего анализа является оценка финансового состояния предприятия, включающая итоги анализа:
В рамках общего анализа будет рассмотрен структурный анализ активов и пассивов предприятия
Структурный анализ активов и пассивов предприятия (организации)
Цель структурного анализа — изучение структуры и динамики средств предприятия и источников их формирования для ознакомления с общей картиной финансового состояния. Структурный анализ носит предварительный характер, поскольку в результате его проведения еще нельзя дать окончательной оценки качества финансового состояния, для получения которой необходим расчет специальных показателей.
|
|
Структурному анализу предшествует общая оценка динамики активов организации, получаемая путем сопоставления темпов прироста активов с темпами прироста финансовых результатов (например, выручки или прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг).
Если темпы прироста выручки и прибыли больше темпов прироста активов, то в отчетном периоде использование активов организации было более эффективным, чем в предшествующем периоде. Если темпы прироста прибыли больше темпов прироста активов, а темпы прироста выручки — меньше, то повышение эффективности использования активов происходило только за счет роста цен на продукцию, товары, работы, услуги. Если темпы прироста финансовых результатов (выручки и прибыли) меньше темпов прироста активов, то это свидетельствует о снижении эффективности деятельности организации. Изменение активов организации, рассмотренное без сопоставления с изменением финансовых результатов, само по себе малоинформативно. При использовании предприятием финансовых схем работы, при которых регулярно проводятся взаимозачеты с постоянными контрагентами по дебиторской и кредиторской задолженности на крупные суммы (составляющие значительную часть общей величины активов), снижение итога баланса за счет взаимозачетов может превышать его увеличение в результате других причин. Поэтому кратковременное (например, в пределах квартала) уменьшение величины активов не всегда свидетельствует об ухудшении положения предприятия, особенно если этому сопутствует положительная динамика финансовых результатов.
Анализ активов предприятия
Все, что имеет стоимость, принадлежит предприятию и отражается в активе баланса называется его активами. Актив баланса содержит сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, т.е. о вложении его в конкретное имущество и материальные ценности, о расходах предприятия на производство и реализацию продукции и об остатках свободной денежной наличности. Каждому виду размещенного капитала соответствует отдельная статья баланса.
|
|
Главным признаком группировки статей актива баланса считается степень их ликвидности (быстрота обращения в денежную наличность). По этому признаку все активы баланса подразделяются на долгосрочные (основной капитал) и текущие (оборотные активы). Средства предприятия могут использоваться в его внутреннем обороте и за его пределами (дебиторская задолженность, приобретение ценных бумаг, акций, облигаций других предприятий). Оборотный капитал может находиться в сфере производства (запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов) и в сфере обращения (готовая продукция на складах и отгруженная покупателям, средства в расчетах, краткосрочные финансовые вложения и др.). Размещение средств предприятия имеет очень большое значение в финансовой деятельности и повышении ее эффективности. Даже при хороших финансовых результатах предприятие может испытывать финансовые трудности, если оно нерационально использовало свои финансовые ресурсы, вложив их в сверхнормативные производственные запасы или допустив большую дебиторскую задолженность. Поэтому в процессе анализа активов предприятия в первую очередь следует изучить изменения в их составе и структуре и дать им оценку.Активы организации состоят из внеоборотных и оборотных активов. Поэтому наиболее общую структуру активов характеризует коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов, рассчитываемый по формуле
Ко/в = оборотные активы /
Внеоборотные активы
Значение данного показателя в большой степени обусловлено отраслевыми особенностями кругооборота средств анализируемой организации. В ходе внутреннего анализа структуры активов следует выяснить причины резкого изменения коэффициента (если это имеет место) за отчетный период