Виды воспитания человека

 

По содержанию воспитания человека выделяются следующие виды   воспитания:

- умственное

- трудовое

- физическое

- нравственное

- эстетическое

- правовое

- половое и полоролевое

      Половое воспитание — это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.

- экономическое

- экологическое

 

По институциональному признаку выделяются следующие виды воспитания:

- семейное

- религиозное

- социальное (определение не совпадает с приведенным ниже)

- дизсоциальное (асоциальное)

Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний

- коррекционное

 

По доминирующим принципам и стилю отношений выделяются следующие виды воспитания:

- авторитарное

- свободное

- демократическое

однако подобное разделение не является общепринятым, а его определения весьма размыты.

 

В силу значительной широты охвата понятия в целом, в российской педагогике выделяется такое понятие, как

социальное воспитание — «целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания — одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть, отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений».

Баловство.

Причины: Родители балуют ребенка, стараясь защитить его от неприятных переживаний, полагая, что это может предотвратить появление у него страхов и ощущения, что его не любят. Некоторые родители очень хотят быть любимыми, во что бы то ни стало. Им жизненно важно, чтобы их считали "самыми лучшими" родителями. Многие родители не хотят лишать детей того, чего сами были лишены в детстве. Особенно когда речь идет о материальных благах.

Виды:

- сверхпрощения,

- вседозволенности,

- суперконтроля,

- гиперопеки.

Дефекты воспитания.

 

 

Дефекты воспитания являются своеобразным «браком» процесса воспитания, когда в силу тех или иных причин у особи не вырабатываются некоторые из этологических стереотипов или же, соответственно, не усваиваются определенные адаптивные нормы. Дефекты воспитания могут быть относительно безвредными, но могут и представлять существенную опасность, как для самой особи, так и для ее окружения и среды обитания. Причинами возникновения дефектов воспитания могут быть по отдельности или в совокупности следующие факторы:

 

- расстройства здоровья индивида (особи)

- особенности среды, в том числе социальной

- наследование дефектов воспитания

- дефицит ресурсов

- издержки технологии и методологии воспитания

 

Наличие дефектов воспитания может быть причиной проявления в дальнейшем у индивида различных форм девиантного поведения.

 

Одновременно с этим механизм формирования дефектов воспитания в природе является своеобразным фильтром, действующим в рамках естественного отбора и предотвращающим устойчивое воспроизведение определенных патологий (не обязательно поведенческих) в потомстве.

Бывает, что только грянувший гром заставляет взрослых задуматься над причинами неправильного (в медицинской литературе его называют девиантным) поведения подростка. Но и в этом случае допускаются две наиболее характерные ошибки.

 

Первая - когда нарушения поведения, обусловленные развитием нервно-психического заболевания, приписывают лени, непослушанию, злой воле, упрямству. В семье один начинает винить другого: упустили, недосмотрели, вовремя не пристрожили. И стараются наверстать упущенное. Крутые воспитательные меры в таких случаях не только ничего не исправляют - они еще более ожесточают подростка, и в грозовой атмосфере дома, в обстановке ссор, упреков, непрерывных конфликтов психическое расстройство развивается ускоренными темпами.

 

Другая родительская ошибка, когда-то довольно редкая, в последнее время стала более распространенной. Нарушения поведения, возникшие как следствие неправильного воспитания и неблагоприятной обстановки, в семье начинают приписывать нервно-психическому заболеванию. Такая позиция как бы позволяет оправдать себя в собственных глазах: «Мы, дескать, не виноваты - заболеть может всякий!» Эти слова хотя и не произносятся вслух, но подразумеваются. Причем родители не только сами относятся к подростку, как к больному, позволяя ему вести себя, как угодно, но требуют такого же отношения и от других. Страдающим лицом в конечном итоге становится подросток, ибо, лишенный всяких сдерживающих воздействий, он легко может перейти за черту дозволенного, совершить правонарушение.

 

Нельзя оставлять без внимания проявления жестокости подростка. Она может вспыхнуть в ответ на обиду, из чувства мести, даже из желания «сорвать зло» на первом встречном: ведь в этот период жизни ярко выражены эмоции, все душевные движения - любовь и ненависть, дружба и вражда, сентиментальность и агрессивность. И очень важно, чтобы все предшествующее воспитание готовило подростка к умению владеть собой, разумно разрешать возникающие конфликты.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: