Корпоративная идеология
Впервые необходимость владеть категориальным аппаратом диалектики возникла у меня, когда стояла задача сформулировать корпоративную идеологию одного из крупных российских холдингов. На фокус-группах с топ-менеджерами были собраны их представления о настоящем и будущем Компании. Требовалось сгруппировать суждения и обобщить их в тенденции развития и принципы корпоративной идеологии. Вот тут и возникли вопросы относительно того, какие из групп суждений имеют первостепенную значимость, как точно сформулировать тенденции развития, в каком порядке располагать принципы, как достичь целостности и полноты описания.
Нематериальное стимулирование
Через полгода подобные вопросы возникли вновь, при разработке методических материалов к учебному видеофильму «Система нематериального стимулирования персонала». Как классифицировать мотивационные образования? Как перевести внутренние мотивационные тенденции в эффективные результаты внешней деятельности? Как правильно построить управленческое воздействие?
|
|
Самостоятельные поиски
Понимая необходимость выработки комплекса универсальных критериев классификации, я предпринял самостоятельные усилия. Алгоритм действий был следующим:
1. Сформулировал 56 пар противоположных категорий, на основе собственного представления, оглавления учебника по философии и обсуждения с коллегами.
2. Сгруппировал категории в 18 категориальных блоков (табл. 1)
3. Попытался исключить дублирующие и подчиненные категории, оставив список из 28 пар противоположностей. В качестве практики я попытался разнести виды образований мотивационной сферы по категориям.
4. Начал формулировать процессы взаимопереходов противоположностей друг в друга (табл. 2)
5. Кроме того, по ходу формирования полного перечня противоположностей, обнаружились логические триады, «квартеты» и «квинтеты» понятий, которые я вынес в отдельное приложение. Как с ними работать было совершенно не понятно.
Попытки систематизировать накопленный материал не привели к успеху. Стадия генерации и увеличения количественного разнообразия категорий не привела к формированию целостной картины категорий. Причину этого я вижу в том, что не задался вопросом о принципах построения системы и критериях отбора категорий.
В любом случае, тупик самостоятельных поисков привел меня к изучению философских трудов, что стало своего рода антитезисом по отношению ранее выбранной стратегии.
Табл. 1 Группировка найденных категорий
Материальное | Идеальное | 1. Бытие | ||
1. Реальное | Потенциальное | |||
2. Действительное | Возможное | |||
3. Практика | Теория | |||
4. Деятельность | Недеяние | |||
5. Содержание | Форма | |||
6. Пространство | Время | 2. Системность / Целокупность
| ||
7. Энергия | Информация | |||
8. Дробное | Целое | 3. Целостность | ||
9. Неживое | Живое | |||
10. Частное | Общее | |||
11. Пустое | Полное | |||
12. Индивидуальное | Коллективное | |||
13. Дискретное | Непрерывное | 4. Протяженность | ||
14. Изменчивое | Неизменное | 5. Изменчивость | ||
15. Нестабильное | Стабильное | |||
16. Неуравновешенное | Уравновешенное | |||
17. Изменение | Сохранение | |||
18. Хаос | Порядок | |||
19. Различное | Тождественное | 6. Противоречивость | ||
20. Противоречивое | Непротиворечивое | |||
21. Они | Мы | |||
22. Объективное | Субъективное | 7. Локализация и Направленность | ||
23. Внешнее | Внутреннее | |||
24. Экстравертированное | Интравертированное | |||
25. Периферийное | Центральное | |||
26. Движение | Покой | 8. Активность | ||
27. Пассивное | Активное | |||
28. Возбуждение | Торможение | |||
29. Процесс | Результат | |||
30. Реактивное | Проактивное | 9. Влияние / Субъектность | ||
31. Объект | Субъект | |||
32. Подвергаемое воздействию | Воздействующее | |||
33. Непроизвольное | Произвольное | |||
34. Необходимость | Свобода | 10. Детерминизм и закономерности | ||
35. Свобода | Ответственность | |||
36. Закономерность | Случайность | |||
37. Следствие | Причина | |||
38. Зависимость | Независимость | |||
39. Дифференциация | Интеграция | 11. Взаимодействие | ||
40. Отражение | Регуляция | |||
41. Разрушение | Созидание | |||
42. Отталкивание | Притяжение | |||
43. Открытое | Закрытое | 12. Открытость / готовность к взаимодействию | ||
44. Проницаемое | Непроницаемое | |||
45. Количество | Качество | 13. Мера | ||
46. Единичное | Множественное | |||
47. Конечное | Начальное | 14. Время Периодичность | ||
48. Одновременное | Последовательное | |||
49. Нерегулярность | Регулярность | |||
50. Осознанность | Неосознанность | 15. Познание / Информация | ||
51. Анализ | Синтез | |||
52. Определенное | Неопределенное | |||
53. Постижимость | Непостижимость | |||
54. Опосредованное | Непосредственное | 16. Опосредованность | ||
55. Относительное | Безотносительное | 17. Относительность | ||
56. Сильный | Слабый | 18. Интенсивность |
Табл. 2 Процессы взаимопереходов
Атрибуты | Процессы переходов | Атрибуты | |
Материальное | Идеализация | Материализация, воплощение | Идеальное |
Действительное | ? | ? | Возможное |
Содержание | Оформление | Структурирование | Форма |
Пространство | ? | ? | Время |
Энергия | ? | ? | Информация |
Дробное | Интеграция | Дифференциация | Целое |
Частное | Обобщение | Конкретизация | Общее |
Пустое | Наполнение | Опустошение | Полное |
Индивидуальное | ? | ? | Коллективное |
Дискретное | Продолжение | Прекращение | Непрерывное |
Изменчивое Нестабильное | Стабилизация, закрепление | Дестабилизация, изменение | Неизменное Стабильное |
Различное | Обобщение? | Различение, анализ? | Тождественное |
Противоречивое | ? | ? | Непротиворечивое |
Внешнее | Экстериоризация | Интериоризация | Внутреннее |
Периферийное | Централизация | Децентрализация | Центральное |
Пассивное | Возбуждение | Торможение | Активное |
Объектное Реактивное подвергаемое воздействию Непроизвольное | Перенос фокуса взаимодействия на объекты меньшей общности | Включение во взаимодействие с более широкой общностью | Субъектное проактивное подвергающее Произвольное |
Объектное | Отражение? | Регуляция? | Субъектное |
Закономерное | Дестабилизация | Стабилизация | Случайное |
Отталкивание | ??? | ??? | Притяжение |
Открытое Проницаемое | ??? | ??? | Закрытое Непроницаемое |
Количественное | Идеализация новых свойств - атрибутирование | Материализация сущностных свойств | Качественное |
Единичное | Воспроизводство | Спецификация? | Множественное |
Нерегулярность | Воспроизводство | «депроизводство»? | Регулярность |
Одновременное | Структурирование | Деструктурирование | Последовательное |
Постижимость | ??? | ??? | Непостижимость |
Относительное | Перенос точки зрения внутрь | Перенос точки зрения во вне | Безотносительное |
|
|
Табл.3 Системы координат
По сути – классификации объектов и явлений, находящихся на одном уровне строения бытия. А также стадиальность развития каких-либо объектов.
Прошлое | Настоящее | Будущее | ||
Цель | Средство | Результат | ||
Хочу | Могу | Надо | ||
Тело | Душа | Дух | ||
Объект | Субъект | Предмет | ||
Пространство | Время | Энергия | Информация | Субстрат |
Природа | Человек | Общество | Техника | Знаковая система |
Биологическое | Психологическое | Социальное | Культурное | Духовное |
Индивид | Индивидуальность | Личность | Субъект деятельности | Человек |
Процесс | Состояние | Свойство | Явление | |
Игра | Познание | Общение | Деятельность | Активность |
Активность | Поведение | Деятельность | Работа | Труд |
Анализ | Синтез | Обобщение | Абстрагирование | Конкретизация |
Ид | Эго | Суперэго | Личность | |
Аффективное | Когнитивное | Поведенческое | ||
Воздействие | Взаимодействие | ВзаимоСОдействие | Недеяние | (Обратная связь) |
Онтология | Аксиология | Социология | Диалектика | Гносеология |
Постановка ключевых вопросов
Итогом самостоятельных поисков стала постановка ряда ключевых вопросов, без ответов на которые дальнейшее продвижение было бы невозможно.
· С помощью каких категорий можно описать любое явление Бытия?
· Как отделить первостепенные категории от вторичных и подчиненных?
· В каких отношениях и соотношениях находятся категории?
· На каких принципах основывается построение системы категорий?
Часть 2. Теоретические возможности
Категория - древнегреческое слово, означающее указание, высказывание. Категории диалектики - это основные понятия, в которых отражаются существенные стороны всеобщей связи и развития природы, общества, мышления. Категории диалектики - это ступени, узловые пункты познания мира, в которых отражаются взаимосвязь, взаимопереходы и противоречивость предметов и явлений природы, общества и мышления.
|
|
Категории Аристотеля
Первую попытку описать предельные основания бытия предпринял Аристотель. Попробуем проследить его логику.
1. В первой главе Аристотель ставит проблему соотнесения имен и сущностей обозначаемых предметов. Он разводит одноименное, соименное, отыменное.
· Одноименными называются те предметы, у которых только имя общее, а соответствующая этому имени речь о сущности (logos tes oysias) разная, как, например, dzoon означает и человека и изображение.
· Соименными называются те предметы, у которых и имя общее, и соответствующая этому имени речь о сущности одна и та же, как, например, "живое существо" (dzoon) - это и человек и бык.
· Наконец, отыменными называются предметы, которые получают наименование от чего-то в соответствии с его именем, отличаясь при этом окончанием слова, как, например, от "грамматики" - "грамматик", от "мужества" - "мужественный".
2. Во второй главе Аристотель разводит сказываемое о предмете и находящееся в предмете. Из того, что говорится, одно говорится в связи, другое - без связи. Одно в связи, например: "человек бежит", "человек побеждает"; другое без связи, например: "человек", "бык", "бежит", "побеждает".
3. В третьей главе Аристотель вводит понятие рода, как сказуемого и видовых отличий.
4. В четвертой главе Аристотель вводит десять категорий. При категория по Аристотелю, на мой взгляд это ТО самое существенное, что можно сказать о вещи.
Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или "сколько", или "какое", или "по отношению к чему-то", или "где", или "когда", или "находиться в каком-то положении", или "обладать", или "действовать", или "претерпевать". Сущность, коротко говоря, - это, например, человек, лошадь; "сколько" - это, например, длиною в два локтя, в три локтя; "какое" - например, белое, умеющее читать и писать; "по отношению к чему-то" - например, за двойное, половинное, большее; "где" - например, в Ликее, на площади; "когда" - например, вчера, в прошлом году; "находиться в каком-то положении" - например, лежит, сидит; "обладать" - например, обут, вооружен; "действовать" - например, режет, жжет; "претерпевать" - например, его режут, жгут. Каждое из перечисленного само по себе не содержит никакого утверждения; утверждение или отрицание получается сочетанием их: ведь всякое утверждение или отрицание, надо полагать, или истинно, или ложно, а из сказанного без какой-либо связи ничто не истинно и не ложно, например "человек", "белое", "бежит", "побеждает".