От внешнего к внутреннему

От внешнего к внутреннему (от бытия к сущности, от видимости к существованию и т.д.). Глубокий философский смысл J данной стратегии заключается в том, что разделение на внешнее и внутреннее, вещи-для-нас и вещи-в-себе, Я и не-Я, является условием познания, как частного вида взаимодействия познающего с познаваемым. Психологической аналогией и подтверждением правильности стратегии «от внешнего к внутреннему» является закон интериоризации, сформулированный Л.С. Выготским и развитый Гальпериным в теории поэтапного формирования умственных действий. Сначала действие должно быть произведено вовне и лишь затем оно может быть совершено в символической форме во внутреннем плане.

От формы к содержанию

Гегелевский принцип «от абстрактного к конкретному», можно переформулировать в принцип «от формы к содержанию», потому что на практике, при определении категорий и понятий гораздо чаще используется понятие форма. Практическая значимость приоритета формы заключается в том, сначала необходимо понять или задать структуру, а затем конкретизировать или наполнять содержанием. Это относится к написанию научных работ и отчетов.

Классификация исследуемых объектов

Мое диссертационное исследование посвящено рискам в управлении персоналом. Многообразие определений риска, его видов и факторов создает ощущение хаоса. Как упорядочить содержание имеющихся представлений о рисках, связанных с человеческой деятельностью в организации и увидеть исследовательские ниши?

Для данной задачи система категорий применима в качестве оснований для классификации и характеристик рисков.

Действительное Риск Возможное
Материальное Риск Идеальное
Дискретное Риск Непрерывное
Количественное Риск Качественное
Изменчивое Риск Неизменное
Энергия Риск Информация
Необходимое Риск Случайное


Система факторов риска

Онтологические основания рисков

В основе существования и развития социальных систем, к которым принадлежит и государство и организация, и команда, и сам человек, лежит противоречивость.

Противоречивость порождает изменчивость социальных систем, а, следовательно, и возможности развития (как прогресса, так и регресса).

Изменчивость сильнее всего проявляется на этапе нестабильности функционирования системы. В так называемой точке бифуркации возникает альтернативность (множественность) возможных путей развития.

Переход к новому состоянию системы совершается случайным (маловероятностным) образом.

Гносеологические основания рисков

Развитие социальных систем по маловероятностным, неожиданным сценариям порождает у воспринимающего субъекта состояние неопределенности.

Поскольку сам субъект является частью социальных систем, то он обладает противоречивостью и изменчивостью.

Стало быть, внешняя неопределенность может породить внутреннюю нестабильность, которая случайным образом приведет к маловероятностным поступкам и действиям, которые, в свою очередь, изменят актуальное состояние социальной системы, к которой принадлежит данный субъект.

Аксиологические основания рисков

Наступление маловероятных событий влечет за собой определенные последствия, как для социальных систем, так и для субъекта.

В зависимости от собственной системы ценностей и направленности субъект оценивает возможные события и их последствия как желаемые или нежелаемые.

Вероятность наступления желаемого порождает стремление, нежелаемого – избегание.

Т.к. субъектами являются различные социальные системы различных уровней общности, то вероятность наступления одних и тех же событий оценивается по-разному, что приводит к разнонаправленным и противоречивым действиям.

Таким образом, вероятностность развития систем отображается познающим субъектом в соответствии с его системой ценностей, что порождает собой взаимодействие субъектов и систем по типу стремления к желаемым или избегания нежелаемых событий.

 



Практика преобразования

Развитие через определение и самоопределение

Особо хочу подчеркнуть значимость определения, как одного из основных процессов и познания и развития. Гегель часто использует понятие определенность для определения категорий. И неслучайно.

Чтобы нечто познать необходимо сначала самому отделиться от этого объекта, затем отделить этот объект от остальных и наконец понять его внутреннюю структуру и содержание.

Определенность есть очерченность границ объекта или явления, отделенность от иного. Само определение понятий и заключается в том, чтобы сначала возвести познаваемый объект в более общую категорию, а затем, методично отсекать все лишнее.

Почему определение есть инструмент развития и как оно действует?

1. Отделение Нечто от Иного есть качественно новый уровень функционирования этого Нечто, как самостоятельного объекта. Пример: кризис 3-х лет у детей, появление самосознания «Я сам!», первая ступень перехода в новое качество самоуправляемости. Поэтому, для личностного развития необходимо постоянно самоопределяться, а также способствовать самоопределению других людей, предоставляя им свободный выбор.

2. Ограничения стимулируют внутреннюю активность. Доказано, что творческое задание без условий: «Нарисуйте что-нибудь» выполняется менее продуктивно и оригинально, нежели творческое задание с ограничениями: «Нарисуйте необычное животное карандашом за 30 минут». На тренингах мы используем ограничение времени на выполнение заданий, в качестве одного из основных способов повышения активности участников.



Организационное развитие

При консультировании руководителей всегда возникает вопрос о стратегических целях и стратегиях их достижения. Как система категорий и диалектический метод могут помочь в решении задач организационного развития?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: